Педагогическая психология.
статья по теме

Школа – Учитель - Ученик – эти три понятия неразрывно связаны друг с другом и с моей профессией.  За эти годы моей педагогической деятельности были удачи и поражения, взлеты и падения… С возрастом мы пересматриваем свои жизненные ценности и вносим определенную корректировку в свою судьбу.  Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого момента в нашей жизни, когда мы бы могли сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он решил для себя проблему образования» (С.И.Гессен). Личность учителя в образовании я понимаю, как носителя культуры, творческую индивидуальность, преемника педагогического опыта. На данном этапе развития общества недостаточно для воспитания и обучения поколения «NEXT» отлично владеть методикой преподавания предмета и обладать теоретическими знаниями, необходимы знания психологии ребенка. Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4zachem_pedagogam_znaniya_prakticheskoy_psihologii_.docx97.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая психология.

Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений. В сельских школах именно необходимо иметь педагога - психолога, так как в школу приходят дети с разным уровнем подготовки к обучению, сказывается отсутствие дошкольных учреждений, разными характерами, разными особенностями образа жизни семьи, их интересами, увлечениями. А требования выставленные программой обучения для всех едины. Как справиться со всеми проблемами, которые возникают не только детей, но и их родителей? Кто в этом поможет? Задача общеобразовательной школы воспитать не математика, не химика, не физика. А подготовить человека к жизни, в которой он может стать хорошим сыном, хозяином своего будущего дома, хорошим специалистом. Просто счастливым человеком, который верит в то, что он нужен и полезен обществу. Чаще всего учителя  –  предметники реализуют идею социальной мотивации обучения нанося ущерб нравственно- духовному мотиву образования. Личность современного педагога определяется высоким уровнем культуры. В школе провели анкетирование, было задано всего два вопроса:1) Какой учитель хороший и почему? 2) Какой учитель плохой и почему? Проанализировав ответы детей, получили следующие результаты: ученики предъявляют требования к таким профессиональным качествам учителя, как эрудиция, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать не готовые знания, а вместе с учениками спорит, размышляет и доходит до истины. Также хочется отметить, что в различных возрастных группах ученики не оставили без  внимания  и  такие  качества,  как  внешний  вид  и  стиль  учителя,  ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый» не только лицом и одеждой, а именно душой и поступками, «модно и стильно одет », «улыбчивый»,

«обаятельный». Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, если педагог воспринимает ученика как личность со всеми его достоинствами и недостатками, то идет процесс общения на равных, что приводит к совместному сотрудничеству

–  сотрудничество  это  залог  успешного  воспитания  и  обученияВзаимодействие педагога  с  учащимися  и  воспитанниками  —  это  часто  противостояние  сформировавшейся личности с формирующимися личностями.

Каждая сторона этого противостояния имеет свои индивидуально-психологические особенности, которые чаще всего не совпадают, следовательно, при стремлении каждой стороны сохранить свою индивидуальность и обеспечить для себя комфортные условия в учебно- воспитательном процессе, могут привести к противоборству, к скрытому, а подчас и явному сопротивлению учащихся.

Очевидно, однако, что в этом противоборстве не должно быть победителя. Нужно находить консенсус, который в большей степени зависит от позиции педагога.

Зная и учитывая свои индивидуально-психологические особенности и проистекающие

из них достоинства и недостатки, педагог должен учитывать и индивидуально-психологические особенности учащихся, знать, какие педагогические приемы обучения и воспитания больше всего подходят к тому или иному ученику. И это будет одним из шагов к гуманизации обучения.

Необходимость учитывать индивидуальность ребенка подчеркивал в своих трудах Н. Х. Вессель:

«Ни один человек не может быть тождествен с другим, каждый проявляет свои характерные свойства, личные, индивидуальные особенности»

Он писал, что степень совершенства врожденных основ духовных (психических) способностей у разных людей различна. «Основы способностей у разных детей бывают уже от природы одарены в различной степени восприимчивостью, впечатлительностью и живостью».

Важно знать специфику каждой способности и адекватные средства и способы ее развития,  ибо   «каждое   неестественное  возбуждение  способности  или  не   сопровождается никакими результатами, или эти последствия бывают противоестественны, превратны и гибель-

ны»

К сожалению, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в педагогической психологии в основном декларируется.

Конкретных сведений, подкрепляющих такой подход, в учебниках по психологии и в курсах психологии крайне мало (как правило, все ограничивается рассмотрением четырех типов темперамента), несмотря на то что уже имеются значительные наработки ученых.

цель — через углубление и получение новых знаний натолкнуть педагога на осмысление своего педагогического опыта, на размышление и понимание возможных причин того, почему у него не сложились отношения с ребенком, школьником, студентом, все ли он предусмотрел, разрабатывая тактику взаимоотношений с учащимся, какие психологические причины, зависящие от педагога и от ребенка, могли привести к его слабой успеваемости, как сделать так, чтобы условия обучения были комфортны для всех учеников, а не только для некоторых, что надо делать педагогу в той или иной ситуации с тем или иным учащимся с учетом его и своей индивидуальности, и т. д.

Профессия педагога весьма ответственная.

Еще Платон говорил, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Чтобы этого не случилось, педагоги должны опираться в своей деятельности не только на педагогические, но и на психологические знания.

Несмотря на очевидность этого, по поводу значения психологии для педагогической деятельности с давних пор между психологами различных направлений велись дискуссии.

Например, известный американский психолог У. Джемс писал, что глубоким заблуждением является  мысль,  что  из  психологии  можно  вывести  для  непосредственного  употребления школьные программы, планы и методы преподавания. Психология — наука, а преподавание — искусство; науки же никогда не производят прямо из себя искусств. Преподавание и психология всегда должны быть согласованы друг с другом, но если кто-нибудь знает психологию, то отсюда еще не следует, что он должен быть и хорошим учителем, считал У. Джемс.

Выдающийся  отечественный  психолог  Л.  С.   Выготский  занимал  более  умеренную,

«среднюю» позицию. Как и У. Джемс, он полагал, что психология не может дать никаких педагогических выводов. Но так как процесс воспитания есть процесс психологический, то знание общих основ психологии помогает научной его постановке. Несмотря на различное понимание роли психологии в педагогике, ясно одно: без знания психологии и воплощения этих знаний в навыках обучения и воспитания учащихся овладеть педагогическим мастерством невозможно.

В труде учителя опыт легко может превратиться в рутину.

Здесь нельзя пользоваться обкатанными приемами. Случаи могут быть похожи один на другой, но дети, как правило, один на другого не похожи. Педагогика с поправкой на особенности ребенка, на его особый характер- прекрасная наука. К. Д. Ушинский же говорил, что педагогика — это практическая психология и для того, чтобы правильно развивать и воспитывать детей, их надо знать во всех отношениях.

Ему вторил и видный общественный деятель, и педагог второй половины XIX века Н. Х. Вессель: «Воспитатель может усвоить себе всю педагогическую теоретическую мудрость, все правила, но все эти знания останутся совершенно бесплодными, если он не изучит природы своего питомца».

Не удивительно, что внедрению психологических знаний в педагогический процесс уделялось большое внимание в России.

Педагогика не всегда внемлет аргументам разума (академической науки), но при  этом

мстит тем, кто этими доводами легкомысленно пренебрегает. «Я всегда с одинаковой настороженностью относился как к сухим, оторванным от реальной школы теоретикам с их указующим из заоблачных далей перстом, так и к приземленным практикам, полагающим, что методом проб и ошибок, без всякой опоры на теорию, можно решать любые педагогические задачи» отмечает Ямбург Е. А.

Самым важным фактором в школьной работе является, безусловно, учитель.

«Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение

к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные данные — все это может быть анализируемо, измеряемо, объяснимо и усиливаемо, если с большим вниманием отнестись к психологическим основам каждого явления» Мюнстерберг Г.

Психология дает не столько рецепты обучения и воспитания, сколько общие принципы, которые педагог, исходя из конкретной ситуации, должен уметь использовать.

В связи с этим К. Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам — поступайте

так или иначе; но говорим им — изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».

«Учитель ХХI века — это гуманитарий высокого класса, владеющий современными научными знаниями и образовательными технологиями. В его образовательной программе — три необходимых и взаимосвязанных компонента: фундаментальная гуманитарная (в том числе психолого-педагогическая) подготовка, научные знания по специальному предмету, который он будет преподавать в школе, и методический комплекс, порождающий профессиональную способность трансформировать научную информацию в гуманитарном (ориентированном на особенности детского восприятия) модусе школьной дисциплины». Валицкая А. П.

Психологические знания нужны учителю для того, чтобы он с психологических позиций осуществлял свою деятельность по обучению и воспитанию учащихся, научился разбираться в самом   себе   и   в   учащихся   и   на   этой   основе   формировал   себя   как   профессионала. Предполагается,  что  в  процессе  обучения  общей,  возрастной  и  педагогической  психологии учитель «овладеет психологией до такой степени, что, во-первых, станет самостоятельно “на уровне” современных психологических знаний о законах познавательной деятельности учащихся строить преподавание своего предмета, управлять их познавательной деятельностью в процессе усвоения того или иного предмета; во-вторых, на основе современных представлений о законах формирования личности осуществлять ее воспитание в процессе обучения; в-третьих, на основе знания законов и методов дифференциальной психологии будет в состоянии  осуществлять  диагностику  способностей  к   изучению  того  или  иного  предмета, проводить квалифицированную работу по соответствующей профориентации и обеспечивать индивидуальный подход к каждому ученику; в-четвертых, на основе достижений социальной психологии руководить межличностными отношениями учащихся, осмысливать и корректировать стиль собственного общения с ними, другими учителями;

в-пятых, на основе своей общей психологической эрудиции вести работу по психологическому просвещению учащихся и их родителей.

Уже давно аксиомой является мысль о том, что каждый учитель должен быть психологом-

практиком, должен располагать необходимой для учительского труда психологической культурой.

Отсутствие психологической культуры нередко дает о себе знать тогда, когда учитель пытается решать только задачи обучения,  а все многообразие и сложность вопросов, отсюда вытекающих,  останется  для  педагога  за  «семью  печатями»,  если  он  не  имеет  знаний  по проблемам психологии обучения. Столь же серьезно обстоит дело в области психологии воспитания.

Каждый день сотни тысяч учителей попадают в достаточно сложные педагогические ситуации, выход из которых — в применении психологических знаний.

Разумеется, отсутствие этих знаний может в какой-то мере компенсироваться интуицией, находчивостью, большим педагогическим опытом. Но без психологической культуры и психологической образованности учителю приходится затрачивать несравненно больше

усилий, получая более скромные результаты.

Составляющими структуры психологической компетентности педагога являются:

1. Система психологических знаний (знания в области психологии развития, психологии общения, социальной психологии, психологии личности, педагогической психологии и т. д.).

2.        Переживание        личностью        своего        отношения        к        полученным        (имеющимся)        знаниям, проявляющееся в принятии их личностью и желании использовать

знания в профессиональной педагогической деятельности.

3. Использование психологических  знаний в практике педагогической деятельности (психологические умения)

Учитель  в  своей  работе  постоянно сталкивается со  сложными нестандартными ситуациями. Более того, он сам их проектирует и создает, так сказать, «по долгу службы».

В этом смысле его работа является в некотором роде областью «вынужденного творчества», хотя термин «творческая профессия», кажется, твердо захвачен другими профессиональными сообществами, тем не менее, и без соответствующей «этикетки» работа педагога является принципиально творческой.

В связи с этим перед практическим педагогом встают задачи не только «применения» ранее усвоенного психологического знания, но и производства, порождения потребного знания о фактах, явлениях, состояниях, не случайных зависимостях во внутреннем мире учащихся, а также их социального окружения, родителей, коллег-педагогов. Надо именно произвести, породить новое потребное психологическое знание. И это надо уметь делать.

К сожалению, большинство школьных проблем обусловлены психологической некомпетентностью определенной части педагогов, а также традиционной психологической безграмотностью организаторов учебно-воспитательного процесса, что приводит к пассивности учащихся и скуке на уроках, а бессилие учащихся что-либо изменить — к утрате смысла учебы, негативизму, низкой успеваемости, прогулам, формированию беспомощности. Во многих случаях психология преподается формально, без связи с педагогическим процессом и психологическими особенностями учащихся разного возраста. Они предстают как безликая усредненная масса личностей, без своих индивидуальных особенностей. Дифференцированный и индивидуальный подходы в основном декларируются, так как для их осуществления требуется знать психологический портрет каждого учащегося. Составить же такой портрет должна школьная и вузовская психологическая служба

Неоднократно приходилось слышать от педагогов с десятилетним стажем реплики: «Как же я была глупа, что плохо изучала в вузе психологию! Как мне сейчас не хватает этих знаний!».


Применение личностно-ориентированных, гуманистических технологий обучения возможно, если будет решаться задача «психологизации» учительского сознания.

Почему даже полученные психологические знания зачастую не работают?

В качестве ответа на вопросы рассмотрим несколько гипотез.

- Возможно, не то содержание, не то знание. Нужно ли знать, что такое память, внимание, мышление?

Да. Но это никак не решает проблему организации произвольного запоминания большого по объему учебного материала, помощи ученикам, которые искренне хотят научиться думать и просят учителя помочь.

Значит, в  обучении учителя отсутствовал тот слой знаний, который отвечал на вопрос, что нужно сделать, чтобы решать профессиональные задачи.

- Возможно, знания передаются не теми способами.

В последнее время мы видим, что новые знания можно приобретать не на лекциях, а в ходе активного обучения, в диалоге, на тренинге, на семинарах. Они сразу становятся очеловеченными, присвоенными и готовыми к использованию. Вне вузовской аудитории этот способ приобретения психологических знаний широко распространен, в аудиториях - практически нет.

- Возможно, причина в разрыве между результатами актуальных научных исследований в области психологии образования и использованием этих данных в преподавании.

Остается надеяться на самих преподавателей, которые, обнаружив недостаток

психологических знаний для успешной педагогической деятельности, займутся самообразованием в этой области. Хотя профессии педагог и психолог, как отмечал Л. А. Регуш , самостоятельные и педагог не может выполнять функции психолога, но «в профессии учителя есть нечто, что предъявляет особые требования и к его психологии, и к его психологическим знаниям и умениям

Это не значит, что педагог должен выполнять еще и функции психолога, но он должен знать, в каком случае он может справиться с трудностями обучения и воспитания

учащегося сам, а в каких случаях ему потребуется помощь психолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы работы психолога с педагогическим коллективом»

Развитие эмоциональной устойчивости и её сохранение является одной из наиболее важных задач  профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодейст...

Эссе на тему "Моя педагогическая психология" на конкурс "Профессионал - 2015"

Эссе на тему "Моя педагогическая психология" на конкурс "Профессионал -  2015"Автор Бунина У.А....

Выступление психолога на педагогическом совете. Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов.

Выступление психолога на педагогическом совете по вопросу адаптации первых, пятых и десятых классов.Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическ...

Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...

Роль педагога-психолога в системе выявления и коррекции социально-психолого-педагогических рисков сопровождающих обучение в начальной школе.

Данная работа наглядно демонстрирует модель взаимодействия педагога-психолога и педагогов начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО...

«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...

Педагогическая психология

Педагогическая психология...