Роль педагога-психолога в системе выявления и коррекции социально-психолого-педагогических рисков сопровождающих обучение в начальной школе.
статья на тему

Татьяна Михайловна Гладкая

Данная работа наглядно демонстрирует модель взаимодействия педагога-психолога и педагогов начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога-психолога в системе выявления и коррекции      социально-психолого-педагогических рисков                     сопровождающих обучение в начальной школе.

Салахов Тимур Асхатович

Педагог-психолог

МБОУ «СШ№3»

8-923-202-6573

«Педагогика слепа без психологии,
а психология мертва без педагогики»
Евгений Александрович Ямбург

Сегодня все мы понимаем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала школы. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. В данный момент на «плечах» педагога-психолога двойная, а может даже тройная ответственность за участников образовательного процесса и весь образовательный процесс в целом.

Очевидно что для реализации требований стандартов необходима активная содержательная работа социально-психологической службы в школе. Основой системы психолого-педагогического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависить от совпадения целей и задач, решаемых психолого-педагогической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Основываясь на личном опыте работы в данной школе из большого перечня общепризнанных задач, решаемых педагогом-психологом в условиях ФГОС НОО наиболее актуальными, первоочередными для себя я обозначил следующие:

  • Оценка комфортности образовательной среды, уровня её безопасности для детей;
  • Диагностика сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;
  • Оказание качественной психолого-педагогической помощи всем участникам педагогического процесса;
  • Взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.
  • Прогноз социально-психологических рисков образовательного процесса, с проведением своевременной профилактической работы;

Разумеется, решение таких неотъемлемых задач, как обечение контроля за развитием обучающихся, проведение психологического проектирования и экспертизы образовательной деятельности, психологическое просвещение педагогов и родителей; ни только не ушли на второй план, но стали своего рода вспомогательным процессом для достижения конечного результата.

Выявляя и анализируя уникальный, присущий нашей школе комплекс социальных, психологических, образовательных и даже экономических особенностей ученического и педагогического коллектива, влияющих на эффективность работы школы и выступающих в качестве дестабилизирующих факторов для её полноценного инновационного развития; на первом этапе я стремился определить круг наиболее значимых «рисков» непосредственно связанных с этими особенностями:

  • Укоренённость ЗУНовских стериатипов в профессиональной деятельности и мышлении педагогов;
  • Трудности, возникающие у многих педагогов при анализе собственной деятельности, разработки технологической карты урока в соответствии с новыми требованиями;
  • Низкая психолого-педагогическая компетентность большинства родителей и др.
  • Нестабильность, частая сменяемость ученического коллектива;
  • Низкое качество социально-статусного положения значительного количества учащихся;
  • Очевидное нарастание количества учащихся с различными ограничениями и особенностями состояния здоровья;

Глубоко проанализировав обозначенные риски, сопровождающие обучение в начальной школе, сделал вывод о том, что своевременная психологическая поддержка педагогов, родителей и учащихся позволяет предотвратить многие из перечисленных проблем, являясь своеобразной «подушкой безопасности» современного образования.

Ознакомив методический совет с текущим положением дел в начальной школе было принято решение о создании рабочей группы, как некоего координационного органа школы, не только регулирующего взаимодействие учителей начальной школы и педагога-психолога по освоению нового, но и осуществляющего функции информационно-мониторингового центра.

Таким образом, модель взаимодействия приобрела следующие очертания ( Рис.1):

  (Рис.1)

В качестве обобщенного результата деятельности нашей группы можно смело обозначить формирование особой последовательности, алгоритма работы педагога-психолога с учащимися и педагогами начальной школы в конкретных условиях СШ №3.

Первоначально была зафиксирована чёткая иерархия основных направлений деятельности педагога-психолога в которой максимальную значимость присвоили диагностическому и коррекционно-развивающему направлениям. Включающим в себя:

  • выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества;
  • формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
  • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

В качестве следующих по значимости были зафиксированы психопрофилактическое и психоконсультационное направления, как направления «формирующие» наиболее оптимальную среду для реализации коррекционно-развивающих действий.

  • обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
  • разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
  • помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

В свою очередь, место общевспомогательных направлений в нашей иерархии заняли психологическое просвещение и мониторинг.

  • приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
  • анализ и экспертная оценка методических материалов, программ, уроков;
  • прогнозирование и выявление психологических рисков, связанных с формализацией, прагматизацией (примитивизацией) учебного процесса.

Далее, следуя данной иерархии можно описать непосредственную последовательность  работы. После обработки диагностических материалов  формируются группы (сначала внутри класса), исходя из уровня сформированности УУД и схожести причин отставания, данная  информация сообщается классному руководителю, параллельно учитель снабжается необходимым методическим комплексом для проведения коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа может быть включена в один из этапов урока, при выполнении группового проекта, либо во внеурочной деятельности, проводимой, как правило теми же учителями предметниками.

В декабре-январе проводится промежуточный контроль за динамикой развития УУД у учащихся, в случае отсутствия положительной динамики формируются малые группы по 2-3 человека, со схожими причинами затруднений и с ними работает уже сам педагог-психолог.

Таким образом, данная наиболее уязвимая, нуждающаяся категория детей получает возможность регулярно, без форсирования и отступления от основной программы получать необходимую помощь и сопровождение. Непосредственно к аттестационному периоду (апрель-май) как педагог психолог, так и учитель уже обладают всей необходимой информацией о динамике и текущем уровне сформированности основных психологических и учебных показателей ребёнка; имеют возможность оценивать и прогнозировать работу на летний период (в основном для родителей)и будующий учебный год (либо продолжение коррекционно-развивающей работы, либо организации пост-коррекционного сопровождения).

Работая по данной модели  второй год мы можем сделать вывод о её целесообразности и эффективности, что подтверждается результатами финальной диагностики (4 класс) и результатами выполнения группового проекта.

Исходя из реалий нашей школы, и уже упомянутого опыта реализации конкретных алгоритмо-наработок можно так же констатировать высокую эффективность коллегиального планирования и сопровождения детей начальных лет обучения. Такая форма не только не умоляет роли педагога-психолога, но в первую очередь освобождает специалиста от большого количества формальных, «отсеивающих» операций. Даёт больше хронологических и методических ресурсов для точечной помощи реально нуждающемуся ребёнку.

Соответственно, педагог-психолог в работе с ребёнком, имеет возможность каждый свой шаг, каждое коррекционно-развивающее воздействие реализовывать максимально приближаясь к условно идеальному образу успешного современного школьника, обладающего:

  • внутренней позицией школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • широкой мотивационной основой учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентацией на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способностью к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • ориентацей в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • эмпатией как пониманием чувств других людей и сопереживание им.

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. И наш же опыт показал, что без функционирования в образовательном учреждении системы своевременного выявления и коррекции социально-психолого-педагогических рисков, являющихся, к сожалению, неотъемлемой частью школы, нереалистично достижение поставленных (в ныне действующих ФГОС НОО) глобальных целей образования.  

Список используемой литературы:

  1. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
  2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Электронный учебник. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/web_res.html.
  3. Акимова М.К., Раевский А.М. Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста /
  4. Андриевская В.В., Балл Г.А., Кисарчук З.Г., Мусатов С.А. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников // Вопросы психологии, № 2, 1984.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. -  М.: Смысл, 2007.
  6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2002.
  7. Битянова М.Р. Социальная психология. — М.: ЭКСМО, 2002.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  1. Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в психологии. М. Педагогика, №2,  1998.
  2. Венгер А.Л., Бугрименко Е.А., Поливанова  К.Н. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психичекого развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.
  3. Вовчик-Блакитная Е.А. Психологические предпосылки социально значимого взаимодействия разного возраста.// Психология. Вып. 28. Киев, 1987.
  4. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2007.
  5. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998. 
  6. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”» http://setilab.ru.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС

  Данный материал может быть полезен студентам педагогам-психологам (как будущим специалистам, работающим в школе) для осознания и понимания их деятельности: психологического сопровождения...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Роль педагога-психолога в инновационном воспитании профессионального образования.

Инновационное воспитание в профессиональном образовании: теория....

Роль педагога – психолога в инклюзивном образовании

В настоещее время социальная перспектива в отношении детей с ОВЗ и инвалидностью существенно меняется;наиболее важным направлением этой работы выступает инклюзивное образование....

Роль педагога-психолога школы в процессах снятия социальной напряженности

Роль педагога-психолога школы в процессах снятия социальной напряженности...

Особенности обучения детей группы риска русскому языку в начальной школе.

В статье раскрываются цели, задачи и методы  обучения детей группы риска русскому языку....