Роль педагога – психолога в инклюзивном образовании
статья

В настоещее время социальная перспектива в отношении детей с ОВЗ и инвалидностью существенно меняется;наиболее важным направлением этой работы выступает инклюзивное образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для специалистов службы практической психологии

«Роль педагога – психолога в инклюзивном образовании»

Они не такие как все…
Кто-то скажет – ограниченные.
А мы называем их – особыми,
Людьми с явно выраженными отличиями.
Пусть они не такие и пусть жить непросто, -
Они имеют право на счастье и  поддержку!
Да, есть инвалиды. Но это не значит,
Что нет у нас души или нет сердца…

   В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья существенно меняется: наиболее важным   направлением этой работы выступает инклюзивное образование - процесс совместного обучения обычных и нестандартных детей, их включение на равных в социокультурное  взаимодействие. На необходимость вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников Л. С. Выготский отмечал, что чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать нестандартных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.

Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получения качественного образования детьми в условиях общеобразовательного учреждения.

Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:

- координация деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;

- психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);

- создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.

     В нашем районе реализуется комплекс мероприятий в соответствии  с требованиями стандарта. 

Осуществляется соответствие материально-технической базы школ  требованиям ФГОС ОВЗ:

В ряде школ обеспечена возможность беспрепятственного входа и выхода из объекта - подъемники на входе в школы, свободно открывающиеся двери, тактильная плитка, туалет адаптирован для выше указанных категорий детей, в классах оборудованы входные двери и рабочие места для данных категорий детей.

        Осуществлено информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.

         Обеспечена публичная  отчётность  о ходе и результатах введения ФГОС ОВЗ .

Обеспечено учебно-методическое, консультационное, информационное сопровождение введения ФГОС ОВЗ, в том числе через проведение:

  •  теоретических семинаров, посвященных содержанию и ключевым особенностям ФГОС ОВЗ;
  • тренингов для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС ОВЗ;
  • заседаний методических объединений учителей, воспитателей  совместно с педагогами – психологами по проблемам введения ФГОС ОВЗ .

        Разработаны  модели взаимодействия учреждения общего образования и дополнительного образования детей.

 Хочу напомнить, что согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» процедура признания человека инвалидом и лицом с ОВЗ различна, различны и цели установления такого статуса. Закон учитывают разницу между понятиями «лицо с ОВЗ» и «инвалид»,  соответственно инвалидам и обучающимся с ОВЗ предоставляются разные меры поддержки.

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования.

  Тем не менее, эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.

      В Ефремовском районе работает Социально-психологический центр «Доверие», который является структурным подразделением муниципального казенного учреждения  дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества». Задача Центра  - оказывать психологическое сопровождение всем участникам  образовательного процесса. Взаимодействие СПЦ «Доверие» и ОУ строится следующим образом. Между учреждениями заключается договор о совместной работе. Такие договора заключаются только с теми ОУ где нет специалистов службы практической психологии. Кураторство за специалистом определяется приказом по МКУДО «ДДЮТ». В среднем, за каждым специалистом закреплено по 8 учреждений. В течение учебного года специалист отслеживает объем выполненных работ, согласно договора.

Куратор (специалист СПЦ «Доверие») вместе с администрацией образовательного учреждения определяют наиболее важные проблемы, которые необходимо охватить в течение учебного года, учитывая основные виды деятельности специалистов службы практической психологии.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательном учреждении.

     В первом полугодии 2016 года специалистами ЕТПМПК было обследовано 55 человек (32% от общего числа обследованных) в возрасте от 6,5 лет до 18 лет (Данные вы видите на экране). Из них 36 учащимся (65%) было рекомендовано обучение в общеобразовательных учреждениях для детей с ОВЗ:

2015 год

2016 год

Обследовано детей в возрасте от 6,5 лет до 18 лет

4

( 6%

 от общего числа обследованных)

57

( 32%

 от общего числа обследованных)

Рекомендовано начать или продолжить обучение в общеобразовательном учреждении

--

21

Рекомендовано направить в общеобразовательные учреждения для детей с ОВЗ, реализующих

адаптированные образовательные программы

4

36

Слабовидящие дети

---

19

Дети с задержкой

психического развития психического развития

2

16

Дети с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

2

1

        Смею заметить, что число обследованных в сравнении с 2015 годом неуклонно растет, т.к. в задачи ПМПК стала входить работа с более широким кругом детских и подростковых проблем, связанных  с нарушением процесса адаптации (школьной, социальной).

     Психологическое сопровождение детей с ОВЗ предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса включающий в себя следующие направления.

  1. Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов (разнообразие лектория).
  2. Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса.
  3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление учащихся, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
  4. Организация групповых психо - коррекционных занятий с учащимися, испытывающими трудности в обучении и поведении.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся осуществляется на всех этапах образовательного процесса.

В особых случаях специалисты приглашают родителей на базу Центра, где родителям  и учащимся оказывается комплексная  помощь специалистов. В работу включаются: педагог- психолог, социальный педагог, учитель-логопед.

На сегодняшний день наш Центр посещают  47 человек с ОВЗ и 7 человек детей – инвалидов.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. 

2. Недостаточно сформированы пространственные представления.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. 

4.Нарушение процессов запоминания.

5. Снижена познавательная активность.

6. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со зрослыми.

7. Нарушение  устной и письменной речи.

 8. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

         Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) .

Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, кропотливый, требующий непрерывных усилий со стороны его семьи и близких, а так же высоко  квалифицированных специалистов.

          В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся создать социально-психологического благополучия для ребенка, обеспечить эмоциональный комфорт и хорошее психологическое самочувствие в процессе общения со сверстниками и взрослыми в Центре и дома.

          Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать его таким, какой есть, помочь ребенку быть более уверенным в себе, развивать его познавательную активность, эмоционально-волевую сферу и многое другое.

           Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и что не все могут переступить через «барьер» и привести ребенка к нам в Центр, но мы стараемся помочь родителям в этой проблеме.

     Наш опыт показывает – о чем свидетельствуют показатели, число вновь  обратившихся неуклонно растет.

2015 - 2016 уч.год – проведено 70 консультаций для 45 человек, 9 человек посещали индивидуальные занятия, 4 человека посещали групповые занятия ;

2016 - 2017 уч.год – проведено 87 консультаций для 47 человек,14 человек посещают индивидуальные занятия, 27 человека посещают групповые занятия.

    У многих родителей появились довольно оптимистические взгляды на жизнь, сменились пессимистические установки, связанные с заболеванием ребенка, на жизнеутверждающие.

     Дорогие друзья, я обращаюсь к вам. Так или иначе, в процессе нашей жизни  с такими людьми мы встречались, и будем  встречаться, как бы эмоционально тяжело не было - НО МЫ ДОЛЖНЫ. Мы должны посмотреть в лицо страху и отвести взгляд; назвать его по имени и идти дальше. Свое выступление я хотела бы закончить словами Юрия Никулина: «Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека - хотя бы одного, на Земле все будут счастливы».

Заместитель директора по

 психолого – педагогическому

и  медико – социальному сопровождению,

педагог - психолог

Закуповская Татьяна Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС

  Данный материал может быть полезен студентам педагогам-психологам (как будущим специалистам, работающим в школе) для осознания и понимания их деятельности: психологического сопровождения...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Роль педагога-психолога в системе выявления и коррекции социально-психолого-педагогических рисков сопровождающих обучение в начальной школе.

Данная работа наглядно демонстрирует модель взаимодействия педагога-психолога и педагогов начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО...

Роль педагога-психолога в инновационном воспитании профессионального образования.

Инновационное воспитание в профессиональном образовании: теория....

Роль педагога-психолога школы в процессах снятия социальной напряженности

Роль педагога-психолога школы в процессах снятия социальной напряженности...