Большая психологическая игра "Созвездие"
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

     Актуальность:  Каждый ребенок уникален. Он не похож на других; и смеются, и играют дети  совершенно по-разному. И для ребенка младшего школьного возраста его родители, учителя и сверстники - особые люди, его дом и школа - это целый огромный мир. Ребенку очень легко потеряться в этом мире, который с каждым днем становится для него все шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.

     Цель: Создание условий для сплочения коллектива. Предоставить участникам возможность,  вступить во внутригрупповые взаимоотношения, прожить ситуацию сотрудничества. Показать значимость и уникальность каждого участника игры.

     Интеграция с образовательными областями: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество.

     Предполагаемый психологический результат: Данная психологическая игра способствует формированию сотрудничества, дает возможность участникам увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры, в повседневную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bpi_sozvezdie.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект большой психологической игры «Созвездие».

     Актуальность:  Каждый ребенок уникален. Он не похож на других; и смеются, и играют дети  совершенно по-разному. И для ребенка младшего школьного возраста его родители, учителя и сверстники - особые люди, его дом и школа - это целый огромный мир. Ребенку очень легко потеряться в этом мире, который с каждым днем становится для него все шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.

     Существенным аспектом, определяющим эффективность обучения ребенка в школе, является формирование сферы межличностных отношений. Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие вне семьи в отношениях с учителями и сверстниками — от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности. Неадекватные отношения со сверстниками являются показателем неблагополучия в личностном развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.

     Так классным руководителем 3 – 4 класса было замечено, что между ребятами в классе натянутые, а порой конфликтные взаимоотношения. Часто дети с негативом приходят из дома. И мною было принято решение провести в классе БПИ «Созвездие», данная игра не только создает условия для сплочения коллектива, но также позволяет увидеть уникальность и значимость каждого отдельного человека, что необходимо в данном конкретном классе.

     Цель: Создание условий для сплочения коллектива. Предоставить участникам возможность,  вступить во внутригрупповые взаимоотношения, прожить ситуацию сотрудничества. Показать значимость и уникальность каждого участника игры.

     Интеграция с образовательными областями: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество.

     Предполагаемый психологический результат: Данная психологическая игра способствует формированию сотрудничества, дает возможность участникам увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры, в повседневную жизнь.

    Необходимое оборудование: звездочки по количеству участников, английские булавки, фломастеры, цветные карандаши, клей, скотч, игровое поле, музыкальное сопровождение.

    Участники: учащиеся 3 – 4 класса малокомплектной школы с родителями (всего 18 человек)

   

Ход игры:

Этапы

Время (мин)

Содержание взаимодействия с участниками БПИ

Цель

Действия участников.

Вводная часть

2

- Сегодня у нас проводится большая психологическая игра. Мы встретились, чтобы увидеть друг друга, получше познакомиться и еще больше подружиться. Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звездное небо. Поднимите руку те, кто любит смотреть на звездное небо.

Фоном звучит спокойная «космическая» музыка.

- Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали. Мечтали о будущем, о вечном, о прекрасном. Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды (вносится игровое поле). У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача - оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту. Сейчас вы получите часть опустевшего неба и отправитесь восстанавливать его

Настрой на работу; создание ситуации заинтересованности и заинтригованности.  

Внимательно слушают.

Разминка

3

- В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Этот жест указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнера, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом. Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет "три" мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача - не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки и говорят «Здравствуй!».

Снятие напряжения; способствовать эмоциональной раскрепощенности.

Участники по команде ведущего «выбрасывают» любое количество пальцев и активно здороваются друг с другом.

Основная часть

40

- Ребята и взрослые, я надеюсь, вы не забыли какая у нас миссия на сегодня? Нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть звезды. Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове "звезда"?

- Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно?

- Да. Действительно, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит каждый из нас — звезда?

- Сейчас каждый из вас получит звездочку. Вам необходимо написать на ней свое имя (желательно в центре звездочки) и украсить ее по своему желанию. (Пока рисуют фоном звучит спокойная «космическая» музыка.)

Расскажите о своей звездочке, о том, где она находится. Высоко или низко она находится на небе, видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки? Хорошо ли вашей звездочке там?

- Каждый из нас - звездочка. Время от времени звезды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединяться в группы из нескольких звезд. Сейчас вы все начнете двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда вы должны объединиться по три звездочки.

Как вы себя чувствовали во время проведения игры?

- Посмотрите еще раз на звездочки других и выберите ту, которая, по-вашему мнению, чем-то похожа на вашу. Подойдите к этому человеку и образуйте с  ним пару. Если похожую на вас звездочку уже кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите похожую и образуйте пару с ней. Сейчас в парах вы будете брать друг у друга интервью. Готовьтесь к тому, что - после окончания игры вы представите своего партнера словами "Я представляю..." и ответить на вопросы. Вопросы:

*твой день рождения;

*твое увлечение;

*какой подарок ты хотел(а) бы получить на свой день рождения; *что ты ценишь в людях больше всего;

*твоя мечта.

 Узнали ли вы что – то новое друг о друге?

- Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте те, у кого есть сестра", - и все те, у кого есть сестра, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть одно из освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру.

- А сейчас возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.

 Как вы себя чувствуете, глядя на наше звездное небо? Нравится ли вам расположение звезд? Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если изменить больше ничего не хочется, давайте приклеим звездочки на лист. (фоном звучит спокойная «космическая» музыка.)

На протяжении нашего занятия мы увидели, что мы все с вами разные, у нас разные имена, цвет и длина волос, мы родились в разное время, но также мы убедились, что у нас достаточно много общего, много общих качеств. Согласны ли вы с этим?

Давайте сейчас соединим наши звездочки между собой. Подойдите к звездному небу и соедините одной линией свою звезду с любой другой звездой. Получилось созвездие. Созвездие под названием... (фоном звучит песня «Песенка о звездах»)

Итак, наша задача выполнена - мы оживили наш кусочек неба?

Активизация мыслительной деятельности.

Развитие творческого потенциала, фантазии, воображения,  мелкой моторики.

Развитие навыков рефлексии, словарного запаса.

Снятие напряжения через движение.  Создание ситуации для группового взаимодействия.

Развитие рефлексии.

Развитие коммуникативных навыков, слуховой памяти. Развитие навыков публичного выступления.

Развитие навыков рефлексии, устной речи. Умение находить и видеть общие для коллектива признаки.

Снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия. Поиск общих для группы качеств.

Развитие рефлексии

Формирование условий для сплочения и единения группы.

Отвечают по кругу.

Отвечают по желанию.

Ответили  что «Да».

Все участники создали свою звезду.  

Участники высказывались по желанию.

Активно двигались, собираясь в команды по нужному количеству человек.

Участники отмечают положительный настрой.

Участники игры активно берут друг у друга интервью, и каждый рассказывает про своего соседа.

Участники отметили, что у многих похожие интересы, есть схожие мечты. Все мы ценим в людях похожие качества.

Активно играли.  

Располагают звезды на небе.

Желающие меняют расположение звезд, приклеивают звезды.

Участники отмечают, что действительно, у нас совпадают и хобби, и мечты, и качества, которые мы ценим в людях.

Участники соединяют звездочки. Придумали название созвездия «Звездная полянка»

Ответили «Да».

Завершающая часть

5

Судя по вашим лицам, это время не прошло даром для вас.

С пользой ли прошел для вас этот час?

Что вы сегодня узнали нового об участниках нашей игры?

   Посмотрите на наше звездное небо. Каждая звезда на нем прекрасная, яркая и неповторимая. Какие – то звезды стоят ближе к нашей, какие – то дальше от нас, но, тем не менее, все замечательные и по - своему красивы. Каждая звездочка, как и каждый человек уникален и хорош по - своему. И для созвездия «Звездная полянка» важна каждая звездочка. Мы можем быть холодными и горячими, для кого – то близкими, для кого – то далекими, каждый из нас достоин внимания и уважения, ведь у нас много общего.

    Я рада, что  вам понравилось наше путешествие к звездам. На этом наша игра заканчивается. Спасибо большое за встречу.

Формирование рефлексии

 

Формирование чувства общности, толерантности.

Отвечают «Да».

Отвечают.

Внимательно слушают.

Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая психологическая игра "Лабиринт"

Данная игра является началом работы по программе "Давайте жить дружно!" Результатом игры будет появление у обучающихся 2-ых классов возможности узнать друг друга в ситуации опасности, возможности увид...

Большая психологическая игра "Путешествие на остров «Дружба»"

создавая условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, др...

Программа большой психологической игры "Незнайка в школе"

                         С окончанием первого класса в жизни учеников начальной школы завершается очень важный этап в их жизни –...

СЦЕНАРИЙ БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ "Путешествие на остров "ДРУЖБА"

Материал предназначен для работы с обучающимися 5 классов...

Профориентационная игра: «Следствие ведут…»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов и родителей

Большая психологическая игра: "Следствие ведут..."  Цель познакомить детей с некоторыми профессиями Министерства внутренних дел Российской Федерации их особенностями Воспитывать познава...

Профориентационная игра: «Я бы в лётчики пошёл...»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов.

Познакомить с профессиями воздушного флота:бортинженер,штурман,пилот, стюардесса,радист. Каждой профессии присущи определённые черты личности благодаря которым или развивая которые,можно стать професс...

Большая психологическая игра

Большая психологическая ира направлена на учащихся первого класса, способствует формированию детского коллектива и навыка сотрудничества. Всем ребятам предлагается отправиться в интересное путешествие...