Статья "Психологическая готовность к школе"
статья на тему

Александрова Светлана Геннадьевна

«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» [1].

Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимается не отдельные знания и умения, а так называемая «школьная зрелость». Это, похоже, как в природе, у каждого фрукта и плода есть свой срок созревания, но чтобы плод был крепким и здоровым, его надо подкармливать и ухаживать: во время полоть от сорняков, рыхлить, защищать от вредителей и болезней, а главное, все в свое время,  иначе можно упустить время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе

Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, что такое «готовность детей» к школе, о которой так часто говорят психологи и педагоги. Приходится слышать и жалобы на то, что ребенка по какой-то причине не взяли в школу, хотя он умеет достаточно хорошо и читать, и считать.

«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» [1].

Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимается не отдельные знания и умения, а так называемая «школьная зрелость». Это, похоже, как в природе, у каждого фрукта и плода есть свой срок созревания, но чтобы плод был крепким и здоровым, его надо подкармливать и ухаживать: во время полоть от сорняков, рыхлить, защищать от вредителей и болезней, а главное, все в свое время,  иначе можно упустить время.

Маленькому человеку  нужна развивающая среда – иначе говоря, условия, в которых он может активно познавать окружающий мир, а также необходимы внимание и искренний интерес родителей. Естественно, родителям полезно знать, как, в зависимости от возраста, развивается психика ребенка, что он в состоянии понять, почувствовать, сделать, увидеть, услышать. Тогда становится ясно, чему и когда следует учить малыша, какие требования предъявлять, а главное – как помочь маленькому человеку усвоить все эти жизненно необходимые навыки и умения. А если быть внимательным и наблюдательным, то малыш сам вам подсказывает, когда начинать переворачивать со спины на животик, давать разные предметы и игрушки, (которые он познает и языком, и руками и, постукивая) – главное, не мешать, а стимулировать, т.е. обогащать среду. А когда начинает понимать значения слов, использует речь, чтобы передать свои впечатления, наблюдения, мысли, чувства, необходимо пополнять активный словарный запас. Часто говорит сам с собой, ведь у ребенка до 6,5 – 7 лет внутренняя речь не развита, поэтому не одергивайте его, если он разговаривает вслух. Еще лучше, если вы будете разговаривать с малышом и на родном языке, и на русском, т.к. все учебники, кроме родного языка, написаны  на русском языке.

«Также большое значение имеют такие продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль». [2]

Правильно, грамотно организованная развивающая среда, немного терпения, труда и искреннего внимания взрослых, в дальнейшем избавят ребенка от многих проблем и трудностей, а самих родителей – от беспокойства и хлопот, связанных с обучением в школе.

Итак, вернемся к нашему разговору о готовности ребенка к школе. Первый вопрос, который родители должны задать самому себе: «Хочет ли ребенок в школу?» Одна из составляющих «школьной зрелости» – это мотивационная готовность, то есть наличие у ребенка желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако, это не совсем так, прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут и  к школе ему купят новый красивый ранец, пенал и другие подарки. А еще потому, что он хочет быть взрослым, вспомните себя, когда вы были детьми, как это важно, поскорее стать взрослым.

 А, что, значит, быть взрослым? Ведь это и определенные обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и  обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить уроки, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», что и является основой готовности к школе.

Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам, однако, если ребенок часто слышит в доме разговор о том, что в школе неинтересно, и если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Важно рассказывать детям о том, что значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно рассказывать об уроках, оценках, школьном распорядке. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника.

Нужно ли уметь читать?

Многие родители считают, что умение читать и считать является главной в подготовке к школе, хотя, определенные навыки у ребенка в чтении, письме и счете должны быть. Гораздо важнее – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и дает возможность ребенку  без труда научиться бегло читать, считать и  решать задачи «про себя».

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки в гараже, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить рисунок-чертеж. Постепенно такие чертежи становятся все более условными, так как дети, запоминая принцип построения и решения задач, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы можете даже нарисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал.

Такие игры помогают в развитии не только памяти и внимания, но и мышления детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающей мира.

Таким образом, как вы видите, немножко терпения и фантазии, а также внимания, которое вы должны уделять ребенку, и интеллектуальная готовность к школе у него тоже сформирована. Ведь родители – самые лучшие преподаватели для своего малыша!        

Список литературы

Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе /Л.А. Венгер; под ред. ТД. Марцинковская. - М.: Знание, 1994

Степанова М.А. Готовность к школьному обучению // в сборнике Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах, место издания Большая Российская энциклопедия Москва. — 1993. — Т. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...