Семинар психологов
материал на тему

Сазонова Александра Тимуровна

использование методической работы психолога на уроках в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_psihologov.docx33.31 КБ
Файл draganddrop2013.pptm600.74 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога.

Слайд 1

- Доброго дня Вам уважаемые коллеги! Хорошего настроения!

В связи с принятием новой программы в 2011- 2012 учебном году изменился запрос не только на обучение детей, но и на собственную деятельность педагогов и психологов. Основным направлением работы для психолога в связи с введением ФГОС стала начальная школа, соответственно увеличилась работа с учителями начальных классов.

Слайд 2

В работе с психологом я выделяю ряд принципов, на которых и основано, в данном случае, сотрудничество Натальи Вячеславовны со мной в решении школьных проблем и профессиональных задач:

  • существующее равноправное взаимодействие психолога и педагога;
  • психолог формирует установку на самостоятельное решение проблем, т. е. снятие установки на «готовый рецепт»;
  • принятие педагогом и психологом ответственности за совместные решения;
  • распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.

Слайд 3

В организации нашей методической работы можно выделить следующие направления:

  • консультирование по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания;
  • консультирование по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся и класса в целом.

Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагога, родителей и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения.

Консультирование в этом направлении бывает организовано по моему запросу, и по инициативе психолога, который предлагает мне ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

В стандартах есть фраза о том, что каждый ребенок должен обучаться в соответствии со своими индивидуальными образовательными потребностями. Безусловно, задача эта очень красивая: ребенок в рамках своих возможностей будет достигать определенных результатов. Но, чтобы это осуществить, нужно четко представлять индивидуальные особенности ребенка и вместе с учителем формировать индивидуальный маршрут и перечень задач для каждого урока. Но для того, чтобы учитель понимал, какие задачи

нужны для одного ребенка, а какие — для другого, и нужна помощь психолога.

Слайд 4

В нашей совместной деятельности мы поставили задачи развития учащихся и распределили наши обязанности

на 1 этапе.

  • УЧИТЕЛЬ обозначает задачное поле по каждому направлению.
  •  ПСИХОЛОГ уточняет задачи в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями детей.

на 2 этапе.

  • ПСИХОЛОГ производит диагностику когнитивных (учебно-познавательные задачи) процессов.
  • ПЕДАГОГ – педагогический мониторинг.
  • ВМЕСТЕ - выявление проблемных зон, формулирование задач развития для каждой конкретной группы детей.

3 этап.

СОВМЕСТНОЕ определение зон ответственности за решение коррекционных и развивающих задач и согласование методов решения задач.

В своей работе мы используем деятельностные и развивающие технологии.

ПСИХОЛОГ оказывает методическую помощь (лекция, деловая игра, круглый стол.)

УЧИТЕЛЬ применяет на каждом уроке

ВМЕСТЕ - рефлексия

Возможные варианты нашего взаимодействия мы рассмотрим на примерах в разных содержательных областях. 

Слайд 5

Индивидуальная работа с учащимися

Психолог

Определение ведущего канала восприятия информации.

Педагог

Создание методической копилки: приемов предъявления содержания предметного материала аудиалам, визуалам, кинестетикам, активизирующих фраз на основе тех предикатов, которые характерны каждой группе.

Нобходимо индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. Психолог посоветовал:

  • от визуала требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя!

На уроках я разрешаю:

  • визуалу иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может делать заметки, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делаю замечания, когда он в процессе работы, запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставляю сидеть долгое время неподвижно; даю ему возможность моторной разрядки (такие дети могут стоять во время устной разминки; запоминание материала у них быстрее, если они не сидят целый урок).

Слайд 6

Отработка логических мышлений.

ПСИХОЛОГ – цикл занятий по тренировке логических умений, т.е. осмысление значения того или иного логического умения, алгоритмов их проведения, отработка на бытовом материале.

ПЕДАГОГ – логические минутки, тренировка умения на предметном материале.

Слайд 7

1 класс Литературное чтение «Сказка о сове и старике»

После работы над текстом я предлагаю выполнение следующего дифференцированного задания.

Задание для 1 группы.

Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой. (ШМЕЛЬ, СОВА, КЛЕВЕР, МЫШЬ, КОРОВА)

__________________________

Задание для 2 группы.

Выпишите из текста слова, которые показывают, как в природе все связано между собой.

__________________________

Задание для 3 группы.

Найдите в тексте слова, которые показывают, как в природе все связано между собой и нарисуйте эти предметы.

__________________________

Для выполнения задания необходимо владеть метапредметными умениями: анализ, синтез, нахождение причинно-следственных связей, оперирование моделями, знаками и схемами.

Слайд 8

Каллиграфическая минутка

«Разминка» В этот раздел отнесены задачи, традиционно решаемые на начальном этапе урока. Сложные вопросы или задания чередуются с более лёгкими. Это позволяет поддерживать у ребят уверенность в успехе.

1. Какой месяц короче всех? (май)

2. Даны числа 5, 7. Каждое из них увеличить на 9.

4. Какой сегодня по счёту день недели?

5. Какие буквы в алфавите стоят до и после М?

6. Назвать пять слов, начинающихся на букву «В»

7. Стоят два барана. Один смотрит на юг, другой – на север. Видят ли они друг друга? (да)

Слайд 9

В своей работе, по совету психолога, применяю мнемотехнику (мнемоника)

ПСИХОЛОГ –

  •  Знакомство РЕБЕНКА с ПРИЕМАМИ запоминания.
  • Тренировка.
  • Помощь в создании собственного «МНЕМОстиля».

ПЕДАГОГ –

  •  Включение в урок графических опор и приемов МНЕМОТЕХНИКИ.
  • Поддержка ребенка в процессе создания «МНЕМОстиля».

Использование на уроках литературного чтения приемов мнемотехники по методике когнитивного развития Е.Г. Карцевой позволяет значительно сократить время обучения. Кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренирует внимание. Большое значение методика имеет в работе с «слабообучаемыми» детьми.

В чем резервы мнемотехники?

Слайд 10

  • СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
  • ЭМОЦИИ,
  • ОБРАЗНОСТЬ,
  • АССОЦИАТИВНОСТЬ,
  •  ДОСТУПНОСТЬ,
  •  ПРОСТОТА.

Запишите стихотворение образами

1, 2, 3, 4, 5

Мы идём во двор гулять.

Бабу снежную слепили.

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А потом в снегу валялись.

А потом домой пришли,

Суп поели, спать легли.

Я хочу рассказать ещё об одном виде сотрудничества учителя и психолога - родительские собрания.

Наши совместные родительские собрания не превращаются в обсуждение учеников и их проблем, поведения на переменах или общения с одноклассниками. Это собрание- тренинг, тематические, итоговые собрания.

Подготовка к таким родительским собраниям, конечно, занимает больше времени, требует предварительной и качественной подготовки с детьми, самостоятельной работы учителя и психолога. Спонтанно такие собрания провести нельзя, но именно такие собрания оправдывают себя: всегда проходят на высоком эмоциональном уровне, стопроцентная посещаемость, предложенные игры, задания родители выполняют с детским задором, интересом, сами предлагают тематику для следующего собрания. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент родительского собрания «……», где дети обсуждают проблему выполнения домашних заданий.

Слайд 11

В заключение мастер-класса я хочу сказать, что у меня на уроке психолог является:

  • членом команды по решению общей задачи;
  • соавтором развивающих и коррекционных программ;
  • экспертом;
  • диагностом;
  • информационным ресурсом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога. Психолог на поляне урока не вместо учителя а вместе с учителем. Примеры из опыта работы учителя начальных классов Багибековой А.Т . и психолога Павловой Е.С .

Слайд 2

Принципы сотрудничества в решении школьных проблем и профессиональных задач учителя и психолога: существующее равноправное взаимодействие психолога и педагога; психолог формирует установку на самостоятельное решение проблем, т. е. снятие установки на «готовый рецепт»; принятие педагогом и психологом ответственности за совместные решения; распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.

Слайд 3

Направления методической работы: консультирование по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания; консультирование по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся и класса в целом.

Слайд 4

Распределения обязанностей на этапах работы . 1 этап. УЧИТЕЛЬ обозначает задачное поле по каждому направлению. ПСИХОЛОГ уточняет задачи в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями детей. 2 этап. ПСИХОЛОГ производит диагностику когнитивных (учебно-познавательные задачи) процессов. УЧИТЕЛЬ – педагогический мониторинг. ВМЕСТЕ - выявление проблемных зон, формулирование задач развития для каждой конкретной группы детей . 3 этап. СОВМЕСТНОЕ определение зон ответственности за решение коррекционных и развивающих задач и согласование методов решения задач.

Слайд 5

Индивидуальная работа с учащимися Психолог Определение ведущего канала восприятия информации. Учитель Создание методической копилки: приемов предъявления содержания предметного материала аудиалам , визуалам , кинестетикам , активизирующих фраз на основе тех предикатов, которые характерны каждой группе.

Слайд 6

Отработка логических мышлений . ПСИХОЛОГ – цикл занятий по тренировке логических умений, т.е. осмысление значения того или иного логического умения, алгоритмов их проведения, отработка на бытовом материале . УЧИТЕЛЬ – логические минутки, тренировка умения на предметном материале.

Слайд 7

1 класс Литературное чтение «Сказка о сове и старике» Задание для 1 группы. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой. ______  _____  ______  ______ ______ ШМЕЛЬ СОВА КЛЕВЕР МЫШЬ КОРОВА

Слайд 8

Каллиграфическая минутка Ии Ее Разминка В этот раздел отнесены задачи, традиционно решаемые на начальном этапе урока. Сложные вопросы или задания чередуются с более лёгкими.

Слайд 9

Применение мнемотехники (мнемоника) ПСИХОЛОГ Знакомство РЕБЕНКА с ПРИЕМАМИ запоминания. Тренировка. Помощь в создании собственного « МНЕМОстиля ». УЧИТЕЛЬ Включение в урок графических опор и приемов МНЕМОТЕХНИКИ. Поддержка ребенка в процессе создания « МНЕМОстиля ».

Слайд 10

Резервы мнемотехники. СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИИ, ОБРАЗНОСТЬ, АССОЦИАТИВНОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ, ПРОСТОТА.

Слайд 11

На уроке психолог является : членом команды по решению общей задачи; соавтором развивающих и коррекционных программ; экспертом; диагностом; информационным ресурсом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре "Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога"

В современной школе встают новые проблемы перед педагогическим  коллективом и отдельно взятым специалистом. Эти проблемы, встающие ежедневно перед нами, носят как объективный, так и субъективный ...

Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.

1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....