Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с двуязычным ребенком в начальной школе.
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Очень часто педагогу-психологу в коррекционной работе приходится сталкиваться с детьми-билингвистами. Иногда эти дети обучаются в коррекционном классе или интегрированно в общеобразовательном.Ннизкий уровень владения русским языком затрудняет процесс обучения таких школьников. В таких ситуациях важно работать и над развитием речи, и над развтием словесно-логического мышления, постоянно привлекая внимание ребенка к словам и их значениям.

Пердставленное занятие из коррекционно-развивающей программы для двуязычных детей (3-4 класс).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_zanyatie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Горунова Ирина Михайловна,

педагог-психолог, методист

ГБУ ЦППМСП «Личность»  г.о. Тольятти

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

 с двуязычным ребенком в начальной школе.

Цель: развитие словесно-логического мышления, речи.

Задачи:

1. Активизация внимания к слову, речи, обогащение словаря.

2.Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, группировка, мышление по аналогии).

3.Развитие межполушарного взаимодействия, межполушарной специализации.

Оборудование: карточки с пропущенными буквами (упр.2), мяч, планшет, карточки со словами (упр.8).

УУД: познавательные: выбор способов решения задач; рефлексия способов действия,

контроль и оценка результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; регулятивные: планирование, коррекция, оценка, коммуникативные: владение вербальными средствами общения, умение слушать собеседника; личностные: развитие учебных мотивов, формирование самооценки.

Используемые образовательные технологии:

- технологии на основе активизации деятельности учащихся;

- технологии развивающего обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- ИКТ.

  1. Приветствие.

Цель: эмоциональные настрой на занятие.

Приветствуем друг друга удобным способом (словом, рукопожатием, соприкосновением ладошками и т.д.). С каким настроением пришел на занятие?  

  1.  Упражнение «Вставь пропущенную букву»

Цель: развитие словаря, осведомленности, беглости мышления, уточнение понимания значения слов.

Предлагаются карточки со словами, в которых пропущены буквы (двусложные слова с пропущенной одной буквой).

Для развития активного словаря после нахождения пропущенных букв просить уточнять значение некоторых слов.

Г-ра

П-ро

За-од

-рок

Л-са

Пе-ал

Лис-ок

Г-род

С-оварь

П-ром

М-чик

-учка

У-ро

Са-ог

Р-кав

За-ор

-ыжи

Ло-ка

К-ига

-ода 

3. Упражнение «Найди общую букву»

Цель: развитие слухового восприятия, группировки объектов (на основе общих букв).

Ребенку предлагается прослушать несколько слов и найти в них одинаковую букву:

Вода, свод, волк.

Олень, кот, мало.

Глаз, удача, правда.

Лук, утка, клуб.

Для развития активного словаря просить уточнять значение некоторых слов.

4 . Кинезиологические упражнения (развитие межполушарной специализации, развитие межполушарного взаимодействия):

1). "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
2). «Перекрестное марширование».
1-й этап. На счет 1-12 ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения).
2-й этап. Далее на счет 1-12 ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения).
3-й и 5-й этапы – перекрестные движения;
4-й – односторонние.
Обязательно условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

3). «Прыжки на месте».
Выполняются с одновременными движениями руками и ногами:

  • Ноги вместе – руки врозь;
  • Ноги врозь – руки вместе;
  • Ноги вместе – руки вместе;
  • Ноги врозь – руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

5. Упражнение «Игра в рифму»

Цель: обогащение словаря.

Придумать рифму к словам:

Кошка, стол, малина, опять, полка, завод, ребята, лес, грибок, речка, глагол, точка, пример…

Для развития активного словаря просить уточнять значение некоторых слов.

6. Упражнение «Найди букву».

Цель: развитие распределения, переключения внимания.

Используется тренажёр наподобие таблиц Шульте.

https://cepia.ru/razvitie-vnimaniya 

7. Упражнение «Придумай антоним».

Цель: развитие умения мыслить по аналогии (отношения противоположности между словами), развитие речи.

Ребенок встает напротив педагога. Взрослый кидает ему мяч, называя слово. Школьнику необходимо придумать антоним (слово с противоположным значением) и вернуть мяч педагогу.

Перечень слов:

Делеко, веселый, идти, говорить, свет, белый, здоровье, любовь, вперед, старый, узко, день, зимний, толстый, темно, свежий, плакать, порядок, чистота.

8. Упражнение «Буква изменилась». 

Цель: развитие гибкости и беглости мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, активизация словаря.

Ребенку предлагаются карточки со словами, в каждом слове надо изменить одну букву так, чтобы смысл слова поменялся (например: стол- стул).

Дом, бак, путь, день, ром, роза, коса, палка, торт, свет, лето, дочка, газ.

9. Упражнение «Закончи словосочетания».

Цель: обогащение словаря.

Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:

хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое...; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... , злой…, проливной…, золотое…

        10. Рефлексия. Завершение занятия.

Что тебе понравилось на занятии?

Что получилось лучше всего?

Какие были трудности, с чем они связаны? Как можно было бы улучшить ситуацию?

Завершение занятия. Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".

Предмет: Развитие психических процессов.  Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Пример программы индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком второго класса общеобразовательной школы VIII вида

Документ содержит как примерную программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так и рекомендации для учителей и родителей....

Статья. Коррекционно-развивающие игры для детей с ЗПР в начальной школе.

В данной статье описаны игры на развитие памяти, внимания, мышления обучающихся, регулярно применяемые мною в рабочем процессе....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...