Рабочая программа "Психологические занятия"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

Усольцева Татьяна Александровна

Рабочая программа психологических занятий для обучающихся 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihol.razvitie.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания педагогического совета №  

от «___» _____ 2018

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________________М.И. Иванова

приказ № ___

от «___» _____2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу

                                           «Психологические занятия»

                                                                                       

Объем:  2 кл.- 68 занятий

               3 кл.- 68 занятий

               4 кл.- 68 занятий

Психолог: Т.А. Усольцева

 

                                                  г. Нефтеюганск-2018


Оглавление

№ п/п

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

1.2

Планируемые результаты освоения программы

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями

2.

Содержательный раздел

2.1

Содержание коррекционных занятий(психологических)

2.2

Календарно-тематическое планирование

3.

Приложения к программе

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования Казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

             Общая характеристика курса:

Программа направлена на коррекцию отклонений в личностно-социальном развитии, в речевом и психофизическом развитии обучающихся с умственной отсталостью. Специальные коррекционные занятия подготавливают обучающихся к освоению учебной программы класса, формируют умения и навыки ориентировки в быту,  развивают навыки общения и социальной и психологической адаптации учащихся в социуме, в окружающем пространстве.

            Описание места курса в учебном процессе.

Рабочая программа  рассчитана на 1 год обучения:

  • для 2 класса-68 занятий;
  • для 3 класса-68 занятий;
  • для 4 класса-68 занятий.

на2класс выделено 2  занятия в неделю, продолжительность занятий 20 минут;

на3класс выделено 2  занятия в неделю, продолжительность занятий 20 минут;

на4класс выделено 2  занятия в неделю, продолжительность занятий 20 минут.

  1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

                  Для обучающихся 2-4х классов характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в легкой степени, которое может может сочетаться с локальными и системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы. При легкой степени наблюдаются минимальные нарушения умственных способностей и психического развития. Такие дети сохраняют способность к обучению (которое, однако, протекает значительно медленнее, чем у здоровых детей). При правильных коррекционных программах они могут научиться общаться с окружающими, правильно вести себя в социуме, окончить школу (8 – 9 классов) и даже обучиться несложным профессиям, при которых не нужны высокие интеллектуальные способности. В то же время, них характерны нарушения памяти (они хуже запоминают новую информацию), нарушения концентрации внимания и расстройства мотивации. Они легко подаются влиянию окружающих. (см.табл. 1).

Типичные нарушения развития у обучающихся разных нозологических групп.

Таблица 1.

Нозологическая группа

Характеристика

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью с легкой умственной отсталостью с нарушениями слуха

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью с нарушениями речи

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра.

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

1.2 Планируемые результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности   освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые  учебные действий. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций необходимых обучающимся.

Личностные и предметные результаты изучения курса. (см. табл.1)

Таблица 2

Личностные результаты

Формируемые БУДы.

-Целенаправленно выполнять действия по инструкции;

-Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

-Опосредовать свою деятельность речью.

-Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя

Личностные-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.

Коммуникативные-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).  

Регулятивные- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Познавательные - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

 

1.3. Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание образовательной среды с учетом их психофизических особенностей. (см. табл. 2).

Таблица 2.

№ п.п

Нозологии

Наименование оборудования,

технические средства обучения, наглядный материал.

Формы, методы и приёмы работы с обучающимися.

1.

Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, с нарушением зрения.

-Интерактивная доска Elite Panaboard;

-Принтер Pantum;

-Ноутбук HP 625;

-Проектор короткофокусный View-Sonic PJD;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок, в том числе и в цифровой форме;

-технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-комплексы физминуток, гимнастики для глаз;

-наборы муляжей;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-наборы муляжей;

-плакаты;

- комплексы физминуток;

-тактильные наборы;

плакаты.

-Метод наглядности(большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов;

-Метод дистанционного управления

( управление действиями обучающегося на расстоянии посредством команд);

-Метод слова(беседа,описание,объяснение,инструктирование,замечание,исправление ошибок, устное оценивание);

-Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений: больше, чем обучающимся с сохранным зрением);

-Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха).

2.

Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

-Интерактивная дока Hitachi;

-Ноутбук HP;

-Проектор Epson;

-Конторка Базарного на газлифте;

-учебное место обучающегося с нарушениями ОДА;

-комната Монтессори;

- психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

- комплексы физминуток.

-Щадящий индивидуальный двигательный режим;

-Двигательно-кинестетические методы:

-дифференцированный массаж;

-пассивная гимнастика.

3.

Обучающиеся с  лёгкой умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра.

-Интерактивная доска Elite Panaboard;

-Принтер Pantum;

-Ноутбук HP 625;

-Проектор короткофокусный View-Sonic PJD;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-наборы муляжей;

-плакаты;

- комплексы физминуток;

-тактильные наборы;

-схемы, алгоритмы. таблицы по изучаемым материалам;

-наглядные пособия в виде символических знаков, пиктограмм.

-Система коммуникации  обменом изображениями PECS;

-подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь);

-положительная оценка достижений;

-структурированная группа для игр;

 - комплексы физминуток.

4.

Обучающиеся с  лёгкой умственной отсталостью,с нарушениями слуха.

Интерактивная доска Elite Panaboard;

-Принтер Pantum;

-Ноутбук HP 625;

-Проектор короткофокусный View-Sonic PJD;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-наборы муляжей;

-плакаты;

- комплексы физминуток;

-тактильные наборы;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-наборы муляжей;

-плакаты;

- комплексы физминуток;

-цветовое зонирование;

-площадки творчества;

-наборное полотно с карточками по изучаемым темам;

-карточки-цепочки для составления словоформ;

-пальчиковый театр;

-настольные игры.

-Требования к речи педагога,  и условиям ее предъявления:

-хорошее освещение лица говорящего;

-чёткость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения;

-постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;

-наглядные методы с показом способа действия.

2.Содержательный раздел.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию обучающегося (познавательной и эмоционально-волевой сферы, коммуникативным навыкам).

2.1 Содержание коррекционного курса.

п/п

Раздел

Формы организации учебных

(коррекционных)

занятий.        

Формируемые

БУД

Коррекционно-

развивающая

работа.

1

Формирование адекватной самооценки и положительной учебной мотивации.

Индивидуальная

Личностные-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.

Коммуникативные-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).  

Регулятивные- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Познавательные - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

  1. -Упражнения на формирование позитивной "Я - концепции" и адекватной самооценки;

-упражнения на формирование  навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности;

- упражнения на приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.

 

 

2

Развитие творческих способностей.

Индивидуальная

Личностные- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Коммуникативные-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и педагогом.

Регулятивные- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- Упражнения на развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, эмоциональной отзывчивости, открытости);

-упражнения на развитие художественных, музыкальных способностей и развитие мелкой моторики.

3

 Развитие познавательной сферы..

Индивидуальная

Личностные- положительное отношение к окружающей действительности.

Коммуникативные-обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные -пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать.

- Упражнения на развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- упражнения на развитие навыков каллиграфии;

- упражнения на развитие артикуляционной моторики.

- Упражнения по коррекции отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

-развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

- развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4

Развитие эмоциональной сферы.

Индивидуальная

Личностные-самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

  1. –Упражнения на снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности, агрессивности;
  2. –упражнения на понимание, осознание, контроль в выражении своих чувств;
  3. - Упражнения на развитие коммуникативных навыков  в общении со сверстниками;
  4. - упражнения на обучение  навыкам самоконтроля;
  5. - упражнения на развитие волевых качеств;
  6. - упражнения на обучение  навыку подчинять свои желания требованиям коллективной работы, общественным нормам;
  7. - упражнения для с упражнения нижение потребности в деструктивном выражении чувств.

5

Развитие коммуникативных умений..

Индивидуальная

Личностные- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Познавательные-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).

- Упражнения на формирование и развитие самосознания, самооценки, рефлексивных способностей;

- упражнения на формирование  интереса к другому, умения объединяться, способствующие развитию взаимных симпатий и сплочению группы;

 - упражнения на развитие навыков  невербальных способов общения;

- упражнения на формирование способность к управлению и подчинению;

-упражнения на формирование  «устойчивости» в ситуации соперничества, соревнования .

6

Развитие графических умений, мелкой и общей моторики.

Индивидуальная

Личностные- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения.

Коммуникативные -договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные-отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные –уметь моделировать ситуацию на наглядном примере.

-Упражнения на развитие крупной моторики:

 -целенаправленности выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»);

 -согласованности действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).

- Упражнения на развитие и координация движений кисти рук и пальцев:

- пальчиковая гимнастика;

-специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.

Упражнения на развитие координации движения руки и глаза:

-нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков);

-обводка, штриховка по трафарету;

- аппликация,сгибание бумаги.

2.2 Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

I четверть (18 занятий).

1

Педагогическое обследование на определение уровня развития учебной мотивации и самооценки.

1

2

Школа вежливости. Что это такое?

1

3

Приветствие: мимика и жесты.

1

4

Вежливые слова, их значение.

1

5

Знакомство со сверстниками и взрослыми.

1

6

«Лесенка самооценки.»

1

7

Мои поручения.

1

8

Что такое доверие.

1

9

Уверенный ребенок..

1

10

Мой класс.

1

11

Моя школа.

1

12

Моя семья.

1

13

Мои друзья.

1

14

Мои увлечения.

1

15

Мой характер..

1

16

Добрые дела.

1

17

Хорошее настроение.

1

18

Прощание-мимика и жесты.

1

II четверть (14 занятий).

1

«Найди ошибку».

1

2

«Подбери пару».

1

3

«Нарисуй без карандашей и красок».

1

4

«Узнай сказку по картинкам»

1

5

«Изобрази сказочного героя с помощью голоса, движений и мимики»

1

6

Пальчиковые игры, пальчиковый театр.

1

7

Музыкальные инструменты.

1

8

Конструирование из геометрических фигур.

1

9

Конструирование из счетных палочек

1

10

Выкладывание узора из разрезных картинок

1

11

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр.

1

12

Лепка из соленого теста.

1

13

Лепка из пластилина.

1

14

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка, раскрашивание.

1

        I        II четверть (16 занятий).

1

Развитие слуховой памяти

1

2

Развитие произвольного внимания

1

3

Развитие пространственных представлений

1

4

Развитие зрительной памяти

1

5

Развитие понятийного мышления

1

6

Развитие умения анализировать и сравнивать

1

7

Развитие зрительной произвольной памяти

1

8

Развитие умения действовать по инструкции.

1

9

Развитие умения копировать образец

1

10

Развитие зрительного восприятия

1

11

Развитие понятийного мышления

1

12

Развитие восприятия пространственных соотношений

1

13

Развитие зрительно-двигательной координации.

1

14

Развитие вербальной памяти

1

15

Развитие координации движения

1

16

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза.

1

IV четверть (20 занятий).

1

Наши эмоции.

1

2

Интерес

1

3

Радость.

1

4

Удивление

1

5

Грусть

1

6

Гнев

1

7

Страх

1

8

Стыд

1

9

Вина

1

10

Наша мимика

1

11

Наши жесты

1

12

Пантомимика

1

13

Наш голос

1

14

Как сохранять спокойствие

1

15

Уважительное отношение к окружающим

1

16

Мое настроение

1

17

Наши чувства

1

18

Доброта

1

19

Взаимопомощь.

1

20

Мой характер.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы  включая календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа занятий театрального кружка

Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....

Рабочая программа занятий детской киностудии "Витязь"

Программа написана для занятий с детьми 11-12 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....

Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума»

      Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума»  в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовате...

Рабочая программа занятий кружка «Весёлый английский» для учащихся 4-х классов

Усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Чтобы помочь учащимся преодолеть эти трудности, п...