Рабочая программа "Сенсорное развитие"
рабочая программа (1 класс) по теме

Усольцева Татьяна Александровна

Рабочая программа по сенсорному развитию для обучающихся начального звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорное развитие37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТАРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей

начального уровня обучения

Протокол от « 28» августа  2018 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________________М. И. Иванова

Приказ от « ____ »_________2018 г.  № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

 «Коррекционно-развивающие занятия»

                                                                             Класс:  1а,1в,

                                                                                 Объём: 132 часа

                                                                                                Учитель: Усольцева Т.А.    

г. Нефтеюганск-2018



Оглавление

№ п/п

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

1.2

Планируемые результаты освоения программы

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями

2.

Содержательный раздел

2.1

Содержание коррекционных занятий(психологических)

2.2

Календарно-тематическое планирование

3.

Приложения к программе

1. Пояснительная записка.

        Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования Казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Программа курса «Психологические занятия» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

Общая характеристика курса

Основной задачей образовательного процесса является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы.

В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми  мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно- перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования. 

Программа «Коррекционно-развивающие занятия» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются:

  • Дидактические игры на формирование у обучающихся представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
  • Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
  • Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
  • Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений.

Структура программы коррекционных занятий включает в себя следующие разделы:

  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов
  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
  • Кинестетическое и кинетическое развитие
  • Тактильно-двигательное восприятие
  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
  • Восприятие времени
  • Развитие мыслительных операций
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
  • Восприятие времени
  • Развитие мыслительных операций

1.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Для обучающихся первых классов характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной и тяжелой степени, которое может может сочетаться с локальными и системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Таких детей можно объединить в нозологическую группу - обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Умеренная умственная отсталость характеризуется четкой выраженностью интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неспособностью к образованию отвлеченных понятий. Как правило, очень нарушена сенсорная сфера, отстает понимание и использование речи, как и развитие навыков самообслуживания.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 1  класса.

1. Ф. И. ребенка: Тимофей В.

Возраст: 8 лет (11.10.2009 г.р.)

Год обучения: 2

F-71, умеренная умственная отсталость. Недоразвитие познавательных процессов, учебная мотивация на низком уровне. Речевое нарушение, пассивный и активный словарь ограничен бытовым уровнем.

Восприятие на низком уровне, необходимо больше времени, чтобы воспринимать предлагаемый материал (картину, текст), выделить главное затрудняется, нет понятия между персонажами, путает графически сходные буквы, цифры, предметы. Трудности в восприятии пространства, времени. Все операции мышления недостаточно сформированы, затрудняется классифицировать, обобщать, анализировать, преобладает наглядно-действенное мышление. Внимание неустойчивое, труднопереключаемое. Основные двигательные навыки сформированы. Мальчик  очень подвижный. На запреты и ограничения реагирует агрессивно, эмоциональные реакции неадекватны. Простые навыки самообслуживания сформированы.

2. Ф. И. Семен К.

Возраст: 9 лет.(22.09.2008)

Год обучения - 2

F-71, умеренная умственная отсталость, синдром Дауна. Недоразвитие познавательных процессов, учебная мотивация на низком уровне. Речевое нарушение, активный и пассивный словари ограничены бытовым уровнем. Трудности в восприятии пространства, времени. Нарушения мелкой моторики. Внимание неустойчивое, труднопереключаемое.

Семен различает домашних и диких животных по месту обитания, определяет назначения предметов одежды, мебели, быта. Основные двигательные навыки сформированы. Чрезмерно подвижен. Навыки самообслуживания сформированы ограниченно.

3. Ф. И. ребенка: Виктория П.

Возраст: 8 лет (12.01.2010).

Год обучения - 2

F-71, умеренная умственная отсталость, синдром Дауна. Недоразвитие познавательных процессов, учебная мотивация на низком уровне. Речевое нарушение, активный и пассивный словари ограничены бытовым уровнем. Трудности в восприятии пространства, времени. Нарушения мелкой моторики. Внимание неустойчивое, труднопереключаемое.

Основные двигательные навыки сформированы. На запреты и замечания реагирует агрессивно. Девочка подвижная. Присутствуют частые проявления упрямства, негативизма.

4. Ф. И. ребенка: Валида Г.

Возраст: 8 лет (30.12.2009).

Год обучения: 2

F-71, умеренная умственная отсталость. Недоразвитие познавательных процессов, учебная мотивация на низком уровне. Речевое нарушение, активный и пассивный словари ограничены бытовым уровнем. Трудности в восприятии пространства, времени. Нарушения мелкой моторики. Внимание неустойчивое, труднопереключаемое.

Основные двигательные навыки сформированы. На замечания реагирует адекватно, навыки самообслуживания сформированы.

5. Ф. И. ребенка: Аурика К.

Возраст: 8 лет (31.01.2010).

Год обучения: 2

F-71, умеренная умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Недоразвитие познавательных процессов, учебная мотивация на низком уровне. Речевое нарушение, активный и пассивный словари ограничены бытовым уровнем. Трудности в восприятии пространства, времени. Нарушения мелкой моторики. Внимание неустойчивое, труднопереключаемое.

Основные двигательные навыки сформированы. На замечания реагирует адекватно. Навыки самообслуживания несформированы.

6. Ф. И. ребенка: Камила З.

Возраст - 7 лет (11.03.2011)

F-71, умеренная умственная отсталость.

Недоразвитие познавательных процессов, учебная мотивация на низком уровне. Речевое нарушение, активный и пассивный словари ограничены бытовым уровнем. Трудности в восприятии пространства, времени. Нарушения мелкой моторики. Внимание неустойчивое, труднопереключаемое.

Основные двигательные навыки сформированы. На замечания реагирует адекватно. Навыки самообслуживания несформированы.

7. Ф. И. ребенка: Олег П.

Возраст – 7 лет (08.04.2011)

F-71, умеренная умственная отсталость.

8. Ф. И. Елизавета У.

Возраст – 7 лет (10.02.2010).

F-71, умеренная умственная отсталость.

9. Ф. И. ребенка: Валерий В.

Возраст - 7 лет ( 10.09.2010)

Год обучения : 1

F-71, умеренная умственная отсталость.

10. Ф. И. ребенка: Муххамад И.

Возраст -7 лет.(04.12.2010).

Год обучения-1

F-71, умеренная умственная отсталость, нарушения эмоционально-волевой сферы.

11. Ф. И. ребенка: Даниил П.

Возраст - 7 лет. ( 14.12.2010 г.р.)

F-71, умеренная умственная отсталость, нарушения эмоционально-волевой сферы.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

В соответствии  с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся (см. табл. 1)

Таблица 1

Личностные и предметные результаты изучения курса.

Личностные результаты

Формируемые БУДы.

-Целенаправленно выполнять действия по инструкции;

-Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

-Опосредовать свою деятельность речью.

-Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя

Личностные-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.

Коммуникативные-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).  

Регулятивные- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Познавательные - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

1.3. Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными

 возможностями здоровья.

Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание образовательной среды с учетом их психофизических особенностей. (см. табл. 2).

Таблица 2

Создание образовательной среды

№ п.п

Нозологии

Наименование оборудования,

технические средства обучения, наглядный материал.

Формы, методы и приёмы работы с обучающимися.

1.

Обучающиеся с умеренной  умственной отсталостью, с нарушением зрения.

-Интерактивная доска Elite Panaboard;

-Принтер Pantum;

-Ноутбук HP 625;

-Проектор короткофокусный View-Sonic PJD;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

-технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-комплексы физминуток, гимнастики для глаз;

-наборы муляжей;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок, в том числе и в цифровой форме;

технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-наборы муляжей;

-плакаты;

- комплексы физминуток;

-тактильные наборы;

плакаты.

- Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов;

- Метод дистанционного управления

(управление действиями обучающегося на расстоянии посредством команд);

- Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);

-Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений: больше, чем обучающимся с сохранным зрением);

- Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха).

2.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

-Интерактивная дока Hitachi;

-Ноутбук HP;

-Проектор Epson;

-Конторка Базарного на газлифте;

-учебное место обучающегося с нарушениями ОДА;

-комната Монтессори;

- психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

- комплексы физминуток.

-Щадящий индивидуальный двигательный режим;

-Двигательно-кинестетические методы:

-дифференцированный массаж;

-пассивная гимнастика.

3.

Обучающиеся с  умеренной умственной отсталостью,с расстройством аутистического спектра.

-Интерактивная доска Elite Panaboard;

-Принтер Pantum;

-Ноутбук HP 625;

-Проектор короткофокусный View-Sonic PJD;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-наборы муляжей;

-плакаты;

- комплексы физминуток;

-тактильные наборы;

-схемы,алгоритмы.таблицы по изучаемым материалам;

-наглядные пособия в виде символических знаков,пиктограмм.

-Система коммуникации  обменом изображениями PECS;

-подсказки (вербальная,жестовая или физическая помощь);

-положительная оценка достижений;

-структурированная группа для игр;

 - комплексы физминуток.

4.

Обучающиеся с   умеренной умственной отсталостью,с нарушениями слуха.

Интерактивная доска Elite Panaboard;

-Принтер Pantum;

-Ноутбук HP 625;

-Проектор короткофокусный View-Sonic PJD;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-наборы муляжей;

-плакаты;

- комплексы физминуток;

-тактильные наборы;

-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;

технические средства обучения;

-экранно-звуковые пособия;

-опорные таблицы по изучаемым темам;

-демонстрационные пособия;

-аудиозаписи;

-музыкальные инструменты;

-комната «Монтессори»;

-психологический кабинет (готовая студия для работы с песком, мягкие модули, диагностический инструментарий);

-наборы муляжей;

-плакаты;

- комплексы физминуток;

-цветовое зонирование;

-площадки творчества;

-наборное полотно с карточками по изучаемым темам;

-карточки-цепочки для составления словоформ;

-пальчиковый театр;

-настольные игры.

-Требования к речи педагога,  и условиям ее предъявления:

-хорошее освещение лица говорящего;

-чёткость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения;

-постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;

-наглядные методы с показом способа действия.

2. Содержательный раздел.

Все разделы программы курса коррекционных занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию обучающегося (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка, развитие зрительной памяти).

2.1. Содержание коррекционного курса.

п/п

Раздел

Формы организации

коррекционных

занятий

Формируемые

БУД

Коррекционно-

развивающая

работа

1

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов

Групповая

Личностные-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.

Коммуникативные-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).  

Регулятивные- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Познавательные - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

Упражнения на формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Упражнения на выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Упражнения на классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

2

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Групповая

Личностные- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Коммуникативные-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и педагогом.

Регулятивные- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Упражнения на развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги

3

 Кинестетическое и кинетическое развитие.

Групповая

Личностные- положительное отношение к окружающей действительности.

Коммуникативные-обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные -пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать.

Упражнения на формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

4

Тактильно-двигательное восприятие.

Групповая

Личностные-самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Упражнения на формирование ощущений полноты представлений у детей об объектах окружающего мира, определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

5

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Групповая

Личностные- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Познавательные-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).

Упражнения на различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Упражнения на различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

6

Восприятие пространства.

Групповая

Личностные- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения.

Коммуникативные -договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные-отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные –уметь моделировать ситуацию на наглядном примере.

Упражнения на ориентировку на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Упражнения на движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад). Упражнения на ориентировку в помещении по инструкции педагога, ориентировку в линейном ряду (порядок следования). Упражнения на пространственную ориентировку на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

7

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Групповая

Личностные –устанавливать    связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные -умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные-проговаривать последовательность действий.

Познавательные-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Упражнения на формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Упражнения на дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Упражнения на определение изменений в предъявленном ряду. Упражнения на нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

8

 Восприятие времени.

Групповая

Личностные -обучающийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Коммуникативные- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Регулятивные-определять успешность выполнения задания.

Познавательные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Упражнения на определение последовательности событий (смена времени суток).

Содержание разделов программы

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Раздел 2.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

         Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

          Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие.

Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира предлагается определить на ощупь плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

         Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

         Раздел 6. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

          Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

         Раздел 8. Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа развития классного коллектива «Счастливы вместе»

Данная программа рассчитана для 1 -2 класса, как класса-комплекта. в данной программе отражены все основные направления воспитательной деятельности....

Рабочая программа "Развитие речи" 1 класс.

Целями системы работы по развитию речи являются формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения у детей с нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи» для начальной школы

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Развитие речи», составленного преподавателями Пензенского госу...

рабочая программа развития моторики младших школьников

рабочая программа развития моторики младших школьниковдля 1 класса...