Программа для 1 класса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа (1 класс)
Коррекционно-развивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 1 класс. | 87.44 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2018г.
Рабочая программа
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
II уровень общего образования
1 класс.
Составитель: Панченко Татьяна Юрьевна
Пояснительная записка
Настоящая рабочая коррекционно-развивающая программа составлена с учетом основного положения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ от 19.12.2014г.№ 1599, целей и задач основной образовательной программы образовательного учреждения, потребностей и возможностей обучающихся.
Рабочая коррекционная программа составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005 г и заключений ПМПк.
Нормативные акты :
- Федерального закона от 29.12.2012г N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. (Сборник №1), допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва. ВЛАДОС. 2001г. под ред. В.В. Воронковой.
- Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2018-2019 уч.г.
- Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
- Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 19.12.2014г. №1599.
- Закона «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
- Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2029 учебный год.
Цели и задачи специального (коррекционного курса)
Цель программы: подготовить ребенка к усвоению учебного материала.
Задачи:
1. Формирование на основе активации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
2.коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов ,их положения в пространстве.
3. формирование пространственно-временных ориентировок.
4.развитие слухоголосовых координаций.
5.формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов ( цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
6.совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
7. обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
8. исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
9. формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Для контроля результатов в начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся.Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями в развитии младшего школьного возраста. Для диагностики используются модификационные диагностические методики и задания следующих педагогов и психологов: Л.А.Вагнера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, О. А. Усановой, Н.И.Озерецкого, М.И. Гуревича.
Общая характеристика специального(коррекционного) курса.
В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные формы организации детей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся. В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности
в совокупности их свойств. На занятиях сконцентрированы усилия на формирование навыков общения в коллективной деятельности.
Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Предмет предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Место коррекционного курса в учебном плане.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП.
Коррекционная работа осуществляется в форме групповых занятий.
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорного развития в соответствии с учебным планом, рассчитана в 1 классе на 68 часов в год (2 часа в неделю). Группы комплектуются с учетом нарушений обучающихся. Наполняемость групп для психокоррекционных занятий 2-4 обучающихся. Коррекционные занятия проводятся по расписанию. Продолжительность занятий 40 минут.
Актуальность программы.
Сенсорное развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. В результате обследования обучающихся 1 класса наибольшее количество нарушений выявлено у следующих детей: Данилов С, Барабанов С. Эти обучающиеся путаются в названиях цвета, не знают оттеночных цветов. С трудом воспринимают инструкцию педагога. У детей данной группы нарушена моторная сфера. Они не умеют пользоваться школьными принадлежностями. Движения частей тела неточные, неловкие. У многих нарушена координация движений, двигательная активность слабая.
Нарушена сенсорная сфера: затрудняются в определении на ощупь предметов, не соотносят образ предмета с его названием. Не умеют обобщать и классифицировать предметы по признаку. Не различают и не выделяют звуки из ряда звуков, слогов. Затрудняются в названии основных геометрических фигур, не знают названий форм: шар, куб.Они частично знакомы с понятиями: лево, право, верх, низ. Многие дети ориентируются на листе, но путаются в расположении предметов в пространстве. У них не сформированы временные представления: названия частей суток, названия времен года и месяцев. Они не соотносят времена года с названиями месяцев.
Содержание коррекционной программы.
№ п/п | Наименование разделов программы. | Характеристика основных направлений коррекционной работы. |
1. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1час). | Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов. |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (11 часов). | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. |
3. | Тактильно-двигательное восприятие ( 4 часа). | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. |
4. | Кинетическое и кинестетическое развитие ( 4 часа). | Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов(12 часов). | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака, формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на наглядном разрезном материале (2-3 детали). |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов) | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
7. | Восприятие особых свойств предметов(развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) ( 9 часов).
| Контрастное температурное ощущение (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый – легкий). |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти ( 6 часов). | Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам |
9. | Восприятие пространства ( 6 часов). | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой /левой/ руки /ноги/, правой /левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева – вверху – внизу и др.).движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, /низ/, правая /левая/ сторона) |
10. | Восприятие времени ( 6 часов). | Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. |
11. | Повторное обследование детей ( 1 час). | Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов. |
Планируемые результаты
Личностные планируемые результаты | Достижения личностных результатов |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | -умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью; - использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации; точно описать возникшую проблему; |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; |
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | - умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности; |
- владение навыками уборки помещений; | |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми; - способность обращаться за помощью; - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками; |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | -способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью; - оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо-хорошо); |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | - адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - бережное отношение к школьному имуществу, учебникам; - адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, обучающимися; |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; - проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия; |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | - стремление к опрятному внешнему виду; |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | - проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, - наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом; |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | - понимать важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей; |
Формирование готовности к самостоятельной жизни | -умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом под руководством учителя. |
Планируемые результаты реализации программы:
Минимальный уровень:
-Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
- Правильно пользоваться письменными принадлежностями.
-Различать и называть основные цвета.
- Различать и называть геометрические фигуры.
- Составлять предмет из 2—3 частей.
- Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух
предметов.
- Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым
сенсорным эталонам.
-Различать речевые и неречевые звуки.
- Ориентироваться на собственном теле.
Достаточный уровень:
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
- Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные
изображения.
-Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма,
величина, цвет.
-Различать и называть основные цвета.
-Классифицировать геометрические фигуры.
- Составлять предмет из 2—3 частей.
- Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
- Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух
предметов.
- Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым
сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
- Различать речевые и неречевые звуки.
- Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
- Выделять части суток и определять порядок дней недели.
Планируемые базовые учебные действия:
Группа базовых учебных действий | Перечень учебный действий |
Личностные учебные действия | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. |
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. | |
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических и нормах и правилах поведения в современном обществе. | |
Коммуникативные учебные действия | Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. |
Обращаться за помощью и принимать помощь. | |
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. | |
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. | |
Регулятивные учебные действия | Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). |
Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место. | |
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | |
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. | |
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. | |
Познавательные учебные действия | описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. |
Составлена на заседании ПМПк от ____. ____. 2018г. Протокол № _____ Председатель ПМПк: ____________ /_____/ __________ ____________ (Ф.И.О.) Подпись | Рекомендовано к утверждению. Протокол заседания МС Протокол №_____ от « ___» _______ 2018г. Руководитель МС: ________ /________________/
(Подпись) (Ф.И.О.) |
Материально – техническое обеспечение:
Оборудованная сенсорная комната, сухой (шариковый)бассейн, программно-технический комплекс психолога
« Мультикид», планшетный стол для рисования песком, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.
Учебно-методическое обеспечение: Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сборник игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г -56с
Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.
Наглядно-дидактические пособия: дидактические игры, картинки, наборы разнообразных предметов, натуральные предметы, детские музыкальные инструменты.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
музыкальные инструменты (детские музыкальные инструменты) технические средства обучения (компьютер, ЖК- экран) музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).
Информационное обеспечение образовательного процесса:
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/
Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Проверила
____ __________ 2018г.
_____ и о. зам. по УР Шишкалова С.И
3. Календарно-тематическое планирование.
1 класс (первое полугодие).
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема занятия | Виды деятельности | Материально-техническое обеспечение | ||||
1 четверть – 16 часов | |||||||||
1 | 1 | 04.09 | Обследование детей. | Диагностика. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов. Знакомство с правилами поведения на занятиях; правилами организации рабочего места; правилами техники безопасности. | Диагностические задания ( Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича); Диагностический альбом М.М.Семаго. | ||||
Развитие моторики, графомоторных навыков – 11 часов. | |||||||||
2 | 1 | 05.09 |
Развитие крупной моторики. | Совершенствование двигательных навыков, выполнение действий по вербальной инструкции, отрабатывание элементарных графических навыков, развитие навыков владения работы с разными материалами, выполнение инструкции по работе с бумагой, картоном. Выполнение действий и движений по инструкции педагога.( бросание в цель).Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, прыжки, метание.(дидактические игры и упражнения: «Дартс», «Кольцеброс», «Тир» и др. | Мяч, кольца, воздушные шары. | ||||
3 | 1 | 11.09 | Развитие крупной моторики. | Выполнение действий и движений по инструкции педагога(повороты. перестроения) Упражнения: повороты, наклоны, перестроения; игра «Змейка» | Мячи, скакалки. воздушные шары. | ||||
4 | 1 | 12.09 | Координация движений. | Выполнение упражнений на развитие координированных графических движений: упражнения « Трудные виражи». | Мячи, обруч, кегли. | ||||
5 | 1 | 18.09 | Формирование чувства равновесия. | Ходьба по «дорожке следов». | |||||
6 | 1 | 19.09 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) | Занятие-игра . Упражнение : «Трудные виражи». | Мячи, скакалки | ||||
7 | 1 | 25.09 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. | «Считалка для пальчиков», «Замок», «Рыбки» и др. Работа с мозаикой. | Мозаика. | ||||
8 | 1 | 26.09 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). | Выполнение упражнений для удержания письменных принадлежностей. | Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г. | ||||
9 | 1 | 02.10 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | Сопоставление контуров предметов с самим предметом. | Внутренние и внешние трафареты. | ||||
10 | 1 | 03.10 | Развитие координации движений рук и глаз. | Завязывание узелков, бантиков, лент, нанизывание бусин. | Ленты, бусины. | ||||
11 | 1 | 09.10 | Работа в технике рваной аппликации. | Практическая работа. | Материалы для аппликации: образец аппликации, клей, цветная бумага, картон, дидактический материал фрукты, карточки с изображением фруктов и овощей, шаблон груша с внешним контуром. | ||||
12 | 1 | 10.10 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | Сгибание бумаги пополам, по диагонали; вырезание прямых полос. | Бумага, ножницы | ||||
Тактильно-двигательное восприятие – 4 часа. | |||||||||
13 | 1 | 16.10 | Определение на ощупь величины предмета ( большой, маленький, самый маленький). | Определение на ощупь плоскостных фигур, выполнение вербальной инструкции по определению формы и величины предмета. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». | Мешочек, набор разнообразных предметов. | ||||
14 | 1 | 17.10 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. | Определение на ощупь плоскостных фигур. Практическая работа. | Набор разнообразных предметов. Планшет для рисования песком. | ||||
15 | 1 | 23.10 | Упражнения в раскатывании пластилина. | Понимание и выполнение инструкции по работе с пластилином, глиной, тестом. Лепка «Угощение» | Пластилин. | ||||
16 | 1 | 24.10 | Игры с крупной мозаикой. | Занятие-игра. Работа с крупной мозаикой. | Набор мозаики. | ||||
Кинетическое и кинестетическое развитие – 4 часа 2 четверть-16 часов. | |||||||||
17 | 1 | 06.11 | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | Овладение элементами расслабления, освобождение от мышечных зажимов, снятие напряжения. Дидактическая игра: «Море волнуется» | |||||
18 | 1 | 07.11 | Движения и позы верхних и нижних конечностей. | Формирование представлений о схеме собственного тела. Занятие-игра. Выполнение упражнений: « Акробаты», « Зоопарк». Игра: « Сделай по рисунку». | Карточки с изображением животных ( тематический модуль « Жизнь на земле» Задание1.1 стр29-42. | ||||
19 | 1 | 13.11 | Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. | Имитационные упражнения: бабочка летает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, рыбка плавает. Упражнение на развитие выразительности движений: « Пешеходы идут». Упражнения в маршировании, игра «Повтори за мной»; словесное описание собственных ощущений. | |||||
20 | 1 | 14.11 | Выразительность движений. Имитация движений ( оркестр, зверей) | Игры на восприятие предметов в движении. | |||||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов – 12 часов | |||||||||
21 | 1 | 20.11 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | Формирование умений называть, различать, подбирать и сравнивать предметы по цвету, форме и размерам. Работа с картонными геометрическими фигурами на тактильное восприятие; зарисовка фигур | Тематический модуль« Эффектные формы», задание1.(Программно-технический комплекс « Мультикид»). | ||||
22 | 1 | 21.11 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | Работа с картонными геометрическими фигурами на тактильное восприятие; зарисовка фигур. | Картонные геометрические фигуры | ||||
23 | 1 | 27.11 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. | Упражнения: « Найди предмет указанной формы», « Найди предмет такой же формы». | Геометрические фигуры. Картинки с изображением предметов, предметы различной формы. | ||||
24 | 1 | 28.11 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. | Упражнение: « Определи форму предмета». | Карточки с изображением предметов. | ||||
25 | 1 | 04.12 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) | Упражнения: « Какая фигура лишняя?», « Определи правильно». | Предметы разнообразные по форме, геометрические фигуры. | ||||
26 | 1 | 05.12 | Подбор предметов одинаковых по форме. | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» | Предметы разнообразные по форме. | ||||
27 | 1 | 11.12 | Работа с геометрическим конструктором по показу. | Работа с геометрическим конструктором. | Конструктор. | ||||
28 | 1 | 12.12 | Подбор предметов различных по форме. | Дидактическая игра « Какой фигуры не стало» ( 3-4 предмета). | Предметы разнообразные по форме. | ||||
29 | 1 | 18.12 | Различение предметов по величине ( большой- маленький). | Сравнение 2-х предметов по высоте и длине. | Предметы разнообразные по величине. | ||||
30 | 1 | 19.12 | Сравнение двух предметов по высоте и длине. | Знакомство с понятиями «величина предмета», « выше- ниже». | Предметы разнообразные по длине. | ||||
31 | 1 | 25.12 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | Знакомство с понятиями «шире - уже», «толще - тоньше». Вырезание из бумаги широких и узких полос. | Предметы разнообразные по толщине, цветная бумага, ножницы. | ||||
32 | 1 | 26.12 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | Упражнение «Составь целое из частей»; работа с геометрическим конструктором. | Геометрический конструктор. |
Проверила
____ __________ 2019г.
_____ и о. зам. по УР Шишкалова С.И
Календарно-тематическое планирование.
1 класс (второе полугодие)
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема занятия | Виды деятельности | Материально-техническое обеспечение | ||
3 четверть- 18 часов | |||||||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов- 5 часов | |||||||
33 | 1 | 15.01 | Знакомство с основными цветами ( красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). | Формирование навыков цветоразличения, называние словом цвета, использование в речи основных цветов. Знакомство с основными цветами, выполнение упражнения «Назови цвет». | Таблица « Цвет вокруг нас». | ||
34 | 1 | 16.01 | Различение и обозначение основных цветов. | Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | Таблица « Цвет вокруг нас». | ||
35 | 1 | 22.01 | Различение и обозначение основных цветов. | Дидактическая игра «Угадай какого цвета?». | Таблица « Цвет вокруг нас». | ||
36 | 1 | 23.01 | Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали). | Работа с геометрическим конструктором. | Геометрический конструктор. | ||
37 | 1 | 29.01 | Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале. | Упражнение «Составь предмет из его частей»; работа с пазлами. | Разрезные картинки. | ||
Развитие зрительного восприятия – 5 часов | |||||||
38 | 1 | 30.01 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов. | Сопоставление и нахождение общих и отличительных признаков двух и более предметов. Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога. | |||
39 | 1 | 05.02 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. | Игры: «Сравни предметы», « Найди отличия». | Предметные картинки. | ||
40 | 1 | 06.02 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. | Дидактическая игра «Какой детали не хватает?» у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки) | Предметные картинки. | ||
41 | 1 | 12.02 | Нахождение отличительных и общих признаков 3-4 предметов. | Упражнения: «Сравни предметы», «Найди отличия в картинках». | Предметные картинки. | ||
42 | 1 | 13.02 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | ||||
Восприятие особых свойств предметов- 4 часа | |||||||
43 | 1 | 26.02 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный-горячий),обозначение словом. | Определение контрастной температуры разных предметов. Игра «Определи на ощупь»; словесное описание собственных ощущений. | Предметные картинки. Предметы.( утюг, чайник) | ||
44 | 1 | 27.02 | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). | Различение пищевых запахов и вкусов и их словесное обозначение. Дидактическая игра «Узнай на вкус»; описание вкусовых ощущений. | Предметные картинки, натуральные предметы. | ||
45 | 1 | 05.03 | Развитие обоняния(приятный запах-неприятный запах). | Дидактическая игра «Определи по запаху». | Предметные картинки, натуральные предметы. | ||
46 | 1 | 06.03 | Барические ощущения ( восприятие чувства тяжести: тяжелый-легкий). | Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. Знакомство с понятиями «тяжелый-легкий», упражнение «Что тяжелее?». | Предметные картинки. Натуральные предметы. | ||
Развитие слухового восприятия и памяти- 4 часа | |||||||
47 | 1 | 12.03 | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). | Развитие слухового восприятия, восприятие на слух уличных звуков. Дидактическая игра «Узнай на слух» Выполнение движений в заданном темпе, упражнение «Слушай колокольчик. | Программно-технический комплекс «Мультикид». | ||
48 | 1 | 13.03 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. | Определение на слух различных звуков окружающей среды.Прослушивание различных звуков (шелест листьев, скрип снега, и т.д.), игры на развитие слухового восприятия: «Угадай звук», « Что звучало?». | Программно-технический комплекс «Мультикид». | ||
49 | 1 | 19.03 | Различение речевых и музыкальных звуков. | Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающего мира. | Аудио и медиафайлы | ||
50 | 1 | 20.03 | Различение речевых и музыкальных звуков | Закрепление знаний о звуках которые издают птицы и животные. Дидактическая игра «Кто и как голос подает»(имитация крика животных). Игры на развитие слухового восприятия : «Чей голос», « Кто сказал мяу?». | Аудио и медиафайлы | ||
Восприятие пространства - 7 часов 4 четверть - 17 часов | |||||||
51 | 1 | 02.04 | Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). | Выполнение упражнений: «Какая рука», «Покажи правильно», «Незаконченные изображения». | Мячи, скакалки, стрелки-символы. | ||
52 | 1 | 03.04 | Движение в заданном направлении в пространстве( вперед, назад, и.т.д.). | Упражнения в маршировании, игра «Зеркало». | |||
53 | 1 | 09.04 | Ориентировка в помещении ( классная комната). | Осуществляют ориентировку в классной комнате. Определение расположения предметов в помещении. Занятие-игра. Упражнения: «Определи местоположение предметов», « Что где находится?», « Откуда и чей голос?», « Разведчики». | Мячи, скакалки, стрелки-символы. | ||
54 | 1 | 10.04 | Ориентировка в линейном ряду( крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) | Осуществляют ориентировку в линейном ряду. Занятие-игра. | Набор предметов. | ||
55 | 1 | 16.04 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | Упражнения: « Внимательно слушай и рисуй», « Что где находится?», « Самый внимательный», « Графический диктант». | Листы бумаги разного формата, ручки. | ||
56 | 1 | 17.04 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур. | Овладение навыками составления на листе бумаги комбинаций из полосок бумаги, картона, плоскостных геометрических фигур. Составление целого из частей. | Разрезные картинки. | ||
57 | 1 | 23.04 | Расположение предметов на листе бумаги. | Дидактическая игра " Расположи верно». | Конструктор. | ||
Восприятие времени- 8 часов | |||||||
58 | 1 | 24.04 | Сутки. Части суток. | Выполнение заданий на понятия части суток, дни недели, времена года. Упражнения на графической модели «Сутки». | Графическая модель "Сутки". | ||
59-60 | 2 | 30.04 07.05 | Последовательность событий (смена времени суток). | Упражнения на графической модели «Сутки». | Графическая модель "Сутки". | ||
61-62 | 2 | 08.05 14.05 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | Выполнение заданий на понятия части суток, дни недели, времена года. | |||
63-64 | 2 | 15.05 21.05 | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | Выполнение заданий на понятия части суток, дни недели, времена года. | |||
65 | 1 | 22.05 | Дидактическая игра «Веселая неделя». | Выполнение заданий на понятия части суток, дни недели, времена года. | |||
66-67 | 1 | 28.05 29.05 | Повторное обследование детей. | Диагностика сенсорных и психомоторных процессов. | Диагностические задания (Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича); Диагностический альбом М.М.Семаго. |
Материально – техническое обеспечение:
Оборудованная сенсорная комната, сухой (шариковый)бассейн, программно-технический комплекс психолога
« Мультикид», планшетный стол для рисования песком, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.
Учебно-методическое обеспечение: Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сборник игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г -56с
Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.
Наглядно-дидактические пособия: дидактические игры, картинки, наборы разнообразных предметов, натуральные предметы, детские музыкальные инструменты.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
музыкальные инструменты (детские музыкальные инструменты) технические средства обучения (компьютер, ЖК- экран) музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).
Информационное обеспечение образовательного процесса:
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/
Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Составлена на заседании ПМПк от ____. ____. 2018г. Протокол № _____ Председатель ПМПк: ____________ /_____/ __________ ____________ (Ф.И.О.) Подпись | Рекомендовано к утверждению. Протокол заседания МС Протокол №_____ от « ___» _______ 2018г. Руководитель МС: ________ /________________/
(Подпись) (Ф.И.О.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель...
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.
Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...
Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 4 класса
Рабочая программа по психомоторике и сенсорике...
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 4 год обучения
Включает в себя пояснительную записку, содержательные линии и календарно-тематическое планирование....