Программа для 4 класса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа (4 класс)

Коррекционно-развивающая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psihomotriki_4_kl._2018-2019_uch.g.docx49.09 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа-интернат»

                                                                                                                                                                                                                          «Утверждаю».

                                                                                                                                                                                    Директор:_________/Л.Г. Землянская/

Приказ №_____ от «___»________2018г.

Рабочая программа

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

II уровень  общего образования

4 класс.

Составитель:  Панченко Татьяна Юрьевна

Пояснительная записка

Настоящая рабочая коррекционно-развивающая  программа составлена с учетом основного положения Федерального государственного образовательного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ от 19.12.2014г.№ 1599, целей и задач основной образовательной программы образовательного учреждения, потребностей и возможностей обучающихся.

  Рабочая коррекционная программа составлена на основе  авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005 г и заключений ПМПк.

Нормативные акты :

  • Федерального закона от 29.12.2012г N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
  • Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  1-4 классы. (Сборник №1),  допущенных Министерством образования Российской Федерации. Москва.  ВЛАДОС.  2001г. под ред. В.В. Воронковой.
  • Учебного плана государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2018-2019 уч.г.
  • Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
  • Годового календарного учебного графика ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2019 учебный год.
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 19.12.2014г. №1599.
  • Закона «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
  • Расписанием учебных занятий ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» 2018-2029 учебный год.

Цели и задачи специального (коррекционного курса)

   

Цель программы: подготовить  ребенка  к усвоению учебного материала.

    Задачи:

    1. Формирование на основе активации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

     2.коррекция недостатков   познавательной деятельности обучающихся путем  систематического и целенаправленного      воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов ,их положения в пространстве.

    3. формирование пространственно-временных ориентировок.

    4.развитие слухоголосовых координаций.

    5.формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов ( цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

   6.совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

   7. обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;

   8. исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

   9. формирование точности и целенаправленности движений и действий.

 Для контроля результатов в начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и      сенсорных процессов обучающихся.Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями в развитии младшего школьного возраста. Для диагностики используются модификационные диагностические методики и задания  следующих педагогов и психологов: Л.А.Вагнера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, О. А. Усановой, Н.И.Озерецкого, М.И. Гуревича.

Общая характеристика специального(коррекционного) курса.

В  начальных  классах  фронтальная  коррекционно-развивающая  направленность учебного  процесса  сочетается  с  проведением  специальных  коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный  курс  предполагает  создание  оптимальных  условий  познания  ребенком каждого  объекта  в  совокупности  сенсорных  свойств,  качеств,  признаков.  Занятия  способствуют  формированию  у  обучающихся  правильного  многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь,  оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

 В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные формы организации детей.  Программа  детализирует  и  раскрывает  содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся.  В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем  мире.  Занятия позволяют  формировать  на  основе  активизации  работы  всех  органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности

в  совокупности  их  свойств.  На  занятиях  сконцентрированы  усилия  на  формирование навыков общения в коллективной деятельности.

Для детей  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов.   Предмет предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.

Место коррекционного курса в учебном плане.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП.

Коррекционная работа осуществляется в форме  групповых занятий.

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорного развития в соответствии с учебным планом, рассчитана в 1 классе на 68 часов в год  (2 часа в неделю). Группы   комплектуются с учетом  нарушений обучающихся. Наполняемость групп для психокоррекционных занятий 2-4  обучающихся.  Коррекционные занятия проводятся по расписанию. Продолжительность занятий  40 минут. 

Актуальность программы.

Сенсорное развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. В результате обследования обучающихся 2 класса наибольшее количество нарушений выявлено у следующих детей: Д. С; Б.С;  Р.Р. Эти обучающиеся путаются в названиях цвета, не знают оттеночных цветов. С трудом воспринимают инструкцию педагога. У детей данной группы нарушена моторная сфера. Они не умеют пользоваться  школьными принадлежностями. Движения частей тела неточные, неловкие. У многих нарушена координация движений, двигательная активность слабая.

Нарушена сенсорная сфера: затрудняются в определении на ощупь предметов, не соотносят образ предмета с его названием. Не умеют обобщать и классифицировать предметы по признаку. Не различают и не выделяют звуки из ряда звуков, слогов. Затрудняются в названии основных геометрических фигур, не знают названий форм: шар, куб.Они частично знакомы с понятиями: лево, право, верх, низ. Многие  дети ориентируются на листе, но путаются в расположении предметов в пространстве. У них не сформированы временные представления: названия частей суток, названия времен года и месяцев. Они не соотносят времена года с названиями месяцев.

Содержание коррекционного курса.

        

№ п/п

Наименование разделов программы.

Характеристика основных содержательных линий.

1.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.( 1 час)

Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

(  10 часов)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

3.

Тактильно-двигательное восприятие.(5 часов)

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

4.

Кинетическое и кинестетическое развитие.(4 часа)

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.(12 часов)

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

(7 часов)

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

( 10 часов)

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение  и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).

8.

Развитие слухового восприятияи слуховой памяти

( 6 часов)

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

9.

Восприятие пространства (6 часов)

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

10.

Восприятие времени ( 7 часов)

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

11.

Повторное обследование детей ( 1 час)

Выявление уровня сформированности моторных и сенсорных процессов

Планируемые результаты изучения курса.

Личностные планируемые результаты

Достижения личностных результатов

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

-умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;

- использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

- проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;

Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

-  умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;

- владение навыками уборки помещений;

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

- способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми;

- способность обращаться за помощью;

-  способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

-способность вести себя в соответствии с исполняемой социальной ролью;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо-хорошо);

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

- адекватность соблюдения ритуалов школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- бережное отношение к школьному имуществу, учебникам;

- адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, обучающимися;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- проявление доброжелательного отношения и сопереживания участникам взаимодействия;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

- стремление к опрятному внешнему виду;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива­ния чувствам других людей

- проявление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям,

- наличие представлений о добре и зле, должном и недопустимом;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

-  понимать  важность бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей;

Формирование готовности к самостоятельной жизни

-умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом под руководством учителя.

Планируемые результаты реализации программы.

Минимальный уровень:

- Целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога.  

- Группировать  предметы  по  двум  самостоятельно  выделенным  признакам,

обозначать их словом.  

- Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.  

 -Конструировать формы из 4—6 элементов.  

- Определять противоположные качества и свойства предметов.  

 -Классифицировать предметы по различным признакам.

 -Распознавать  предметы  по  запаху,  весу,  температуре,  поверхности,  продукты

  питания по запаху и вкусу.  

 -Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.  

 - Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.  

 - Определять возраст людей.  

 Достаточный уровень: 

 - Целенаправленно  выполнять  действия  по  четырехзвенной  инструкции  педагога,

  составлять план действий.  

 - Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.  

 - Пользоваться элементами расслабления.  

 - Группировать  предметы  по  двум  самостоятельно  выделенным  признакам,

обозначать их словом.  

 - Смешивать цвета, называть их.  

 - Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.  

 - Находить нереальные элементы нелепых картинок.  

 - Определять противоположные качества и свойства предметов.  

 - Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.  

 - Распознавать  предметы  по  запаху,  весу,  температуре,  поверхности,  продукты  питания по запаху и вкусу.  

 - Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.  

 - Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.  

 - Определять возраст людей.  

Планируемые базовые учебные действия

Группа базовых учебных действий

Перечень учебный действий

Личностные учебные действия

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Понимание личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о этических и нормах и правилах поведения в современном обществе.

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Коммуникативные учебные действия

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

 Обращаться за помощью и принимать помощь.

Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 4 год обучения

Включает в себя пояснительную записку, содержательные линии и календарно-тематическое планирование....