Главные вкладки

    «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
    консультация

    Речевое развитие является важнейшим аспектом обще­го психического развития в детском возрасте. Речь нераз­рывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школа-интернат»

    «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

    Подготовила педагог-психолог  высшей кв.категории  Денисова В.А.

    Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.

    На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания и мышления, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.

    Развитие речи не является основополагающей целью, но является одним из основных моментов в деятельности психолога и осуществляется через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

    Основной задачей работы по развитию речи обучающихся является формирование коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно, понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. Очень важно подчеркнуть, что, с какой бы психической функцией психолог ни работал (эмоции, переживания, псих. процессы), часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития. Всё, что мы можем проговорить, мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит, они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то, что важно? Конечно, в ситуации общения. Поэтому на своих занятиях я, в первую очередь, стараюсь организовать это общение через:

    - разучивание стихов, которое способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память. Очень ребятам нравится стихотворение Леонида Каминского «Объявление», часть которого они запоминают после 2-х разового прослушивания (слайд)

    - пересказ рассказов, текстов, притч, отрывков из просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и произвольной словесной памяти. Ученики начальных классов с интересом смотрят, высказывают своё мнение и эмоционально обсуждают мультфильмы, ролики.

    Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый мною рассказ ребёнка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня (недели) в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать внимание, наблюдательность и память.

    Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Игровые упражнения - задания помогают в расширении словарного запаса. Игры «в слова» обогащают лексический запас школьника, приучают быстро находить нужные, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин). Это позволяет внести в игру элемент соревнования и придать ей дополнительный азарт.

    1. «Угадай, что я хочу сказать». Произношу первый слог в каком-либо слове и прошу ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Например, пар (та), кни (га), друж(ба), солн (це) и т.п.

    2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

    а, к, с, о, и, м, р, т, у, ш, а, н, и, ы, г, е, р

    3. «А ну-ка, сообрази!» Распознать, из каких частей двух разных слов – названий ягод – составлено название фантазийной ягоды.

    - КЛУБЛЯНИКА

    - МАЛЕПИХА

    - ЧЕРЛУБИКА

    - СМОРБНИКА

    - ЕЖЕВОДИНА

    - ГОКВА

    4. «Анаграммы».

    Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

    ДАОВ - ВОДА

    АУТЧ – ТУЧА

    ВАЧОП – ПОЧВА

    ЛАБООК – ОБЛАКО

    ЛАРУЖН – ЖУРНАЛ

    КОШАЛ - ШКОЛА

    5. Назвать слова, противоположные по значению (антонимы)

    - Правда – ложь

    - Умный – глупый

    - Добро – зло

    - Холодный – горячий

    6. «Вставь 3 буквы». В скобки вставь 3 буквы так, чтобы их сочетание явилось концом первого слова и одновременно началом второго.

    - БЕЛИ (ЗНА) МЯ

    - ЛИ (МОН) НЕТА

    - КО (МАР) ГАНЦОВКА

    7. «Метаграммы». Разгадайте метаграммы

    С буквой «З» - оно блестит,

    В сейфах банковских лежит.

    С буквой «Б» - гнилое место,

    Там земля, как будто тесто.

    (Золото – болото)

    8. Назвать больше слов по теме. В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, имена, названия стран и т.д.  В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.

    9. Составьте из данных слогов слова.

    (Кора, нота, нора, рано, рана, Рита, вата, коса, роса, рота, тара, корона, корова).

    10. С удовольствием ребята выполняют задание «Я не поэт, я только учусь…». Подбирают рифмы к данным словам, пытаются составить четверостишия.

    РЫБАК – чудак, пустяк, никак, мастак…

    КЛЕВАТЬ – зевать, ждать, опять, менять…

    Сидит на берегу рыбак,

    А рыба не клюёт никак.

    Устал рыбак удачи ждать,

    И начал носом он клевать.

    11. Восстановите вредный совет Григория Остера»

    И не стали ждать ответа,

    Сообщите - сам дурак.

    Если вас по телефону

    И тому, кто снимет трубку,

    Обозвали дураком

    Наберите быстро номер

    Бросив трубку на рычаг,

    Из любых случайных цифр

    Правильно:

    Если вас по телефону

    Обозвали дураком

    И не стали ждать ответа,

    Бросив трубку на рычаг.

    Наберите быстро номер

    Из любых случайных цифр

    И тому, кто снимет трубку,

    Сообщите - сам дурак.

    12. Очень нравится обучающимся отгадывать различные ребусы, шарады, загадки, но не простые, а с изюминкой.

    На занятиях развиваются следующие характеристики речи: грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыков коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.

    Необходимо отметить, что работа над развитием связной речи - процесс продолжительный. Это многогранная работа над речевой культурой обучающихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

    Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. На протяжении 20 лет я, педагог психолог, непосредственно сталкиваюсь с речевыми нарушениями у школьников, поэтому изучение и разработка видов и форм работы по развитию речи детей начальных классов является актуальной. Определила следующие требования к речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность.

    Ежегодно возникает необходимость исправления речевого развития у детей, пришедших для обучения;

    Воспитание звуковой культуры речи.

     Уточнение словарного запаса.

    Выявление уровня сформированности фразовой речи.

    Совершенствование речевого общения.

    Использование возможностей занятий и внеурочной работы для развития речевой деятельности детей.

    – Обязательное введение новых слов и лексическое их значение;

     – Введение в занятиях пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений, потешек, стихов – организация диалога, т. к. монологическая речь формируется на основе речевого общения – проведение дидактических игр.

     Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на всех занятиях. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс. Я считаю, что выработанные в начальной школе умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в средних и старших классах. Расширение словарного запаса осуществляется на протяжении всей жизни человека, но необходимость обогащения словаря особенно остро ощущается в 1–4 классах. С целью активизации словарного запаса детей можно использовать целый ряд различных упражнений, в том числе знакомство учащихся с новыми для них словами и выяснение смысла непонятных слов; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова);

    подбор синонимов и антонимов и т. д.

    При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования;

    подбор однокоренных слов;

    отгадывание загадок;

    составление предложения с данными словами;

    подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать, праздничный) и другие.

    Вот, например, работа со словом яблоко.

    Отгадывание загадок. (Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки).

    Показ рисунка с изображением яблока.

     Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки).

    Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.) Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.)

    Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.) (работа в сенсорной комнате)

    Большой интерес у детей вызывают задания, связанные с подбором слов с близким значением (синонимов) и противоположным значением (антонимов). Ученики с удовольствием «придумывают»: ходить-идти, мчаться-нестись, ходить-бегать, гореть- гаснуть, конец- начало.

    Постоянно на уроках применять разные формы работы с пословицами: – собрать пословицу из слов; – соединить одну часть пословицы с другой; – вставить пропущенные буквы, вспомнив орфограмму; – найти пословицы, которые имеют одинаковый смысл.

    Очень важно уметь правильно в логических и грамматических отношениях строить предложение. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д.

    Детям предлагаю самые разные виды работ: Подбор сказуемого к подлежащему, подлежащего к сказуемому. Мама … бельё. Кошка …… мышку. Дописать незаконченное предложение, руководствуясь вопросам. На суку сидит (кто?)… Подбежала (какая?)… собака. Расширить предложение второстепенными членами. Пасека находится в …. Возле … хлопочет пчеловод. Воздух наполнен …. Используя словосочетания составить предложения. За сосновый бор (Солнце спряталось за сосновый бор). К лесному озеру (Тропинка привела нас к лесному озеру). Составление текста по опорным словосочетаниям. Золотая осень, высокие ели, разноцветный лес, весёлые деньки. Восстановление деформированного текста (на первое место ставят слово, с которого начинается предложение). осенью, помогли, рабочим, дети; в, работали, колхозном, саду, ученики; они, деревьев, яблоки, снимали, с. Для правильного восстановления деформированного предложения важно выделить, про кого или про что нужно сказать).

    Устный пересказ текста учениками. ( при углубленной психодиагностике)

    Синквейн — это 5 строк, которые строятся по определённым правилам. тема задаётся определённым словом описание темы двумя прилагательными описание 3 глаголами фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту синоним выраженный одним словом, повторяющий суть темы Примеры составления синквейнов: Осень Золотая, дождливая. Пришла, разукрасила, отправила. Мы любим красивую осень! Время года. Животные Растительноядные, хищные. Живут, размножаются, питаются. Живая природа. Незаменимы. Весна Молодая, долгожданная. Журчит, расцветает, поёт. Будит природу ото сна. «Утро» природы. Кластер — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке. Рисунок чем — то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг неё «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой планеты есть свои спутники, у спутников — свои.

    Простые вопросы (Кто? Что? Когда? Где?)

    – Объясняющие (Почему?)

    – Уточняющие (Правильно ли я поняла? Верно ли?)

    – Оценочные (Чем отличается? Как ты относишься?)

     – Практические (Как бы ты поступил? Где в обычной жизни?)

     – Творческие (Что было бы, если?)

    Метод «Кубирования» -позволяет рассматривать предмет с разных сторон (опиши, сравни, установи ассоциации, проанализуй, как использовать). Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении словарных слов. Смастерила кубик и на его гранях написала задание для групп: – толкование слова – предложение с ним – синонимы, антонимы – пословицы, фразеологизмы – сочетания слов – однокоренные слова. Сюжетные таблицы — заполняются на стадии осмысления по ходу работы с источником информации. Также можно использовать в групповой дифференцированной работе.

    Аллитерация понятия — на каждую букву слова дети придумывают слова, подбирают высказывания, которые связаны с этим словом. Примеры аллитерации понятий: ДЯТЕЛ Дятел, дупло, долбит; яркий, яйца; трудяга, терпеливо; еда; лечит, лакомство.

    Развитию речи учащихся так же способствует такое упражнение, как сочинить стихотворение.

    Детям с очень низким уровнем обученности необходимо положить опорные схемы на парту. Опорные схемы психологи отмечают как одну из наиболее доступных форм абстракции для детей младшего школьного возраста. Уровень наглядно-образного мышления Л. А. Венгер называет наглядно-схематическим и считает его основой логического мышления. Учащимся начальных классов в большей степени свойственно наглядно-образное мышление. Для формирования понятий им необходима хотя бы малая степень абстракции, а в схемах она присутствует в значительной мере, что способствует развитию логического мышления. В процессе целенаправленного обучения у младших школьников появляется способность мыслить символически, а она приходит не сама по себе, ее нужно развивать.

    Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия

    на тему: «Развитие мышления».

    (2 класс, обучающиеся с уо легкой степени).

    Тема занятия: Развитие мышления.

    Цель занятия: Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащегося.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Активизация мыслительной деятельности обучающегося.
    • Активизация познавательной деятельности.

    Коррекционно-развивающие:

    • Развивать познавательны интерес к занятию.
    • Развитие пространственной ориентации.
    • Повышать уровень развития логического мышления.
    • Развивать мелкую моторику.
    • Развивать сообразительность, любознательность, внимание, память.

    Воспитательные:

    • Развивать произвольность и самоконтроль.
    • Способствовать воспитанию сознательного отношения к занятию.
    • Прививать навыки культуры общения на занятии.
    • Воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах.

    Методы и формы работы: развивающие упражнения, релаксационная разминка.

    Дидактический материал: индивидуальные бланки с заданием.

    Ход занятия:

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    I этап: Организационный момент.

    -Перед тем, как начать выполнять задания на листочке, я хочу предложить небольшую разминку для ума. Слушай внимательно, постарайся правильно ответить.

    Разминка.

    1. Вырастает на елке, иногда на лбу? (шишка)
    2. Если б не было его, не сказал бы ничего. Что это? (язык)
    3. Сколько пальцев на 2 руках? (10). А на десяти руках? (50)
    4. На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4.)
    5. Медлительное животное, которое никогда не расстаётся со своим домиком.
    6. Какая фигура не имеет ни начала, ни конца. (Кольцо)
    7. Сколько месяцев в году?

    Целеполагание.

    -Молодец! А теперь я раздам тебе листок с заданиями. Внимательно читай инструкцию к заданиям.

    Ответы ученика.

    II этап: Основная часть.

    Активация мозговой деятельности.

    Аналогия.

    Найди среди пяти слов, написанных под чертой одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

    1.Огурец-овощ.                

    Георгин-

    сорняк, роса, садик, цветок, земля.

    2.Учитель-ученик.              

    Врач-

     очки, больные, палата, больной, термометр.

    3.Цветок- Ваза.                

     Птица-

    клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья.

    4.Перчатка- Рука.          

      Сапог-

    чулки, подошва, кожа, нога, щётка.

    5.Часы- Время.                 

     Термометр-

     стекло, температура, кровать, больной, врач.

    6.Стул- Деревянный.                    

    Игла-

    острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная.

    1. Упражнение «Раздели на группы».
      - Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? 
    2. Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
      -
      Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак.
    3. –запиши все слова в столбик, подпиши обобщающее слово.

    1. Упражнение «Подбери слова».

    Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:


    мяч                         мебель
    тополь                     цветок
    шкаф                       насекомые
    тарелка                    дерево
    пальто                     одежда
    муравей                  посуда
    щука                       игрушка

    роза                                                          рыба

    Ученик самостоятельно выполняет задание на листочке. Если возникают трудности, просит помощи у учителя.

    Релаксационная разминка

    Веселая переменка.

     -Давайте немножко отдохнем. Повторяй за мной движения.

     Руками массируйте мочки ушей, делайте одновременно ногами круговые движения.

    Ученик повторяет движения за учителем.

    Активация мозговой деятельности (продолжение)

    Упражнение «Найди спрятанное слово».

    -Итак, в следующем задании тебе нужно будет разделиться на группы и выполнить математическое действие и прочитать слово:

    ЛОД+ИМ-МО+ВАН-Л=? (ДИВАН)

    ВЕР+ЛИС+ТУ-УС+О-ИЛ+ЛЕТ=? (ВЕРТОЛЕТ)

    БИТ+РА-БИР+ОР+ВЕ-ОВ+ЛУК+А-У=? (ТАРЕЛКА)

    ЛЯ+РОТ-ЛОТ+УМ+КАР-УК+КО+АЗ-ОЗ=? (ЯРМАРКА)

    Упражнение «Лишнее слово».

    Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.

    1. 1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
    2. 2.Река, озеро, море, мост, болото.
    3. 3.Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
    4. 4.Окружность. Треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.
    5. 5.Иван, Пётр, Нестеров, Макар, Андрей.
    6. 6.Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
    7. 7.Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

    Найди существенное.

    Выделите два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

    1.БОЛЬНИЦА (сад, врач, радио, больные, помещение)

    2.УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска).

    3.РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

    4.САД(растения, садовник, собака, забор, земля).

    5.КНИГА(рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

    6.СПОРТ (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

    Ученик самостоятельно выполняет задание на листочке. Если возникают трудности, просит помощи у учителя.

    III этап: Завершение занятия. Рефлексия.

    -Молодец! Ты хорошо справился с заданиями. Спасибо за работу!

    До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с использованием предметно-практической деятельности

    Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с  использованием предметно-практической деятельности              В настоящ...

    Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с использованием предметно-практической деятельности

    Развитие речи детей-билингвов на логопедических занятиях с  использованием предметно-практической деятельности              В настоящ...

    Коррекционно-развивающее занятие по работе с текстом во 2 классе (VII вид)

    Занятие предназначено для обучающихся 2-ого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, направлено на формирование умений сознательного чтения, повышения скорости чтения, р...

    Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

    Логопедические пазлы как один из способов повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя –логопеда с детьми ОВЗ.

    Реализуется логопедических, дефектологических занятиях, а также на любом уроке, имеющем своей целью развитие психических и фонематических процессов, лексики, грамматики....

    развитие речи детей с овз на занятиях во второй половине дня в ГПД

    эта статья посвящена одному из главных этапов становления у ребенка грамотной речи- формированию фонематического восприятия.Освещены особенности речи детей с ФФНР., состояние фонематического восприяти...

    Презентация к коррекционно-развивающему занятию "Учимся работать с текстом"

    Презентация к коррекционно- развивающему занятию "Учимся работать с текстом"...