Схема наблюдений за ребенком (БЛАНК)
тест

Кораблева Елена Николаевна

В приложении к бланку описаны нарушения поведения и их проявления, проявления агрессивности, шкала подсчета баллов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_nablyudeniya_za_povedeniem_rebenka.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

Ф. И. О. ребенка __________________________________________Возраст____Дата заполнения__________        

Фрагмент

ситуации

Эмоциональные

реакции

Вербальные

реакции

Невербальные реакции

Поведенческие

реакции

Комментарий

Заключение_________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

        ___________________________________________________

Подпись наблюдателя__________________________________________________________________________        


Характер нарушений поведения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Агрессивность

Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый. Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз.

Вспыльчивость

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово

Негативизм

В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. Вербальный: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет»

Демонстратив-ность

В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии. Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре. В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса

Конфликтность

Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников. Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений. Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.

Характер нарушений поведения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих. И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику

Дурашливость

И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка. В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях

Нерешительность

В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх. Проявления в речи: использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения. И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной

Страхи

Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра. Реакция на новизну: боится входить в новое помещение. Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому

Скованность

В движениях: двигательно скован. В речи: запинается в речи. Реакция на новизну: неловок в новой ситуации

Заторможенность

В познавательной активности: не знает чем заняться. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает

Эгоцентричность

Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него. Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: часто использует местоимение «Я»

Характер нарушений поведения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

Дефицит внимания

Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия. В речи: условия выполнения задания и пр.

Двигательная расторможен-ность(гиперактивность)

И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия. И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала и пр. И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры

Речевая

расторможенность

И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб. В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр.

Непонимание сложных словесных инструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого

Непонимание простых словесных инструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

Застреваемость

В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу. На чувствах и эмоциях: застревает на обиде. И трудности переключения: с трудом переключается и пр.

Работоспособность (умственная)

Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия

Работоспособность (физическая)

Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Вегетативные признаки

• краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения

• облизывает губы в состоянии раздражения

01234 01234

Внешние проявления

• кусает губы в состоянии раздражения

 • сжимает кулаки в состоянии раздражения

• сжимает губы, кулаки, когда обижают

• тревожное напряжение разрешается гневом

01234

01234 01234 01234

Длительность агрессии

• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

 • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.

01234 01234

Чувствительность к помощи взрослого

• помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией

• помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

• замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

• замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

 • чувство неприязни к другим не корректируется извне

01234

01234 01234

01234 01234

Особенности отношения к собственной агрессии

• ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно • ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

01234

01 234

Особенности проявления гуманных чувств

• стремится делать назло

 • безразличие к страданиям других

• стремление причинить другому страдание

01234 01234

01234

Реакция на новизну

• новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

• в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

01234

01 234

Реакция на ограничение

• при попытке удержать яростно сопротивляется

01 234

Реактивность (чувствительность к агрессии

ДРУГИХ)

• проявляет агрессивные реакции первым

 • первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка

 • проявляет агрессивные реакции на действия других

 • толкается, когда обижают

 • бьет других, если ребенка случайно толкнули

01234

01234 01234 01234

01234


Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Чувствительность к присутствию других

• щиплется на глазах у всех

• толкает сверстника на глазах у всех

 • ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка

01234 01234 01234

Физическая агрессия, направленная на предмет

• может сломать постройку на глазах у всех

• ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, _ книжку..

 • ребенок может бросить предмет об стенку

 • ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

 • отрывает руки, ноги кукле

01234

01234 01234

01234

01234

Агрессия, направленная на сверстников

• толкает других детей в состоянии раздражения

• походя ударяет встречных

• бьет других детей в состоянии раздражения

 • ударяет детей и внезапно успокаивается

• стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

 • кусает других детей в состоянии раздражения

01234 01234 01234 01234 01234

01234

Агрессия невыраженной направленности

• агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.)

01234

Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве)

• бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

• бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т. п.

• тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

• в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком  

• в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком

 • царапает взрослого

 • беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

 • бьет больно ногой бабушку

01234 01234 01234

01234 01234 01234 01234

01234

Вербальная агрессия

• говорит обидные слова Детям

 • говорит обидные слова взрослым

• говорит нецензурные слова детям

• говорит нецензурные слова взрослым

01234 01234 01234

01234


Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Агрессивность в виде угрозы

• замахивается, но не ударяет другого

 • пугает другого

01234

01234

Агрессия, направленная на себя

• просит себя стукнуть еще раз

• берет на себя вину за других

• рвет на себе волосы

• щиплет себя в состоянии раздражения

• кусает себя в состоянии раздражения

01 234

 01234

 01234

 01 234

 01 234

Агрессия, направленная на животных

• щиплет кошку

 • выкручивает хвост кошке

 • специально наступает на лапы собаке

01 234

01 234

 01 234

Неупорядоченные проявления и дополнения

• плюется в состоянии раздражения

01 234

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка по результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы:

  • уровень I: от 0 до 65 баллов — вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
  • уровень II: от 65 до 130 баллов — есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;

□ уровень III: от 130 до 195 баллов — ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;

□        уровень IV: от 195 до 260 баллов — психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема изучения личности ребенка

Ученик - это Личность и нужно правильно её изучать, чтобы не нанести вред ребенку....

Карта наблюдений за поведением ребенка на уроке

Карта обследования поведенческих характеристик младшего школьника на урокках...

Протокол наблюдения за проявлением готовности и способности ребенка к общению и взаимодействию

Протокол наблюдения за проявлением готовности и способности ребенка с задержкой психического развития к общению и взаимодействию...

Бланк наблюдения за ребенком

Бланк наблюдения педагога-психолога за ребенком в процессе обследования...

Бланк карты групповой консультации (совместной работы родителя и ребенка) по коррекции детско-родительских отношений

Коррекция детско-родительских отношений предполагает участие всех участников конфликта. Мне представляется эффективным на определенном этапе проведение совместной консультации для ребенка и родителя. ...

Урок РО схема наблюдений для методиста

Данная карта поможет учителю корректно составить урок по РО, а методисту оценить его...