Рисуночная методика "Человек под дождем"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Васенева Ирина Ириковна

Документ содержит наиболее полную интерпретацию рисуночного теста, собранную из разных источников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_pod_dozhdem.docx81.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Человек под дождём»: авторы, суть, задачи

У истоков этого приёма диагностики стоят два автора — Елена Васильевна Романова и Тамара Ивановна Сытько (они также являются разработчиками нескольких других проективных графических методик). Рисуночный тест «Человек под дождём» предполагает выполнение испытуемым двух рисунков — человека и того же персонажа, но попавшего под дождь — и высказывание характеристик изображённых объектов.

Задачи, которые можно решить с помощью методики:

  • изучить особенности личности ребёнка;
  • распознать особенности защитных механизмов тестируемого;
  • определить тип реакции на неблагоприятные обстоятельства;
  • выявить трудности, которые появляются у испытуемого в жизни (мешают или стимулируют его деятельность).

Психолог предлагает ребёнку фломастерыЧеловек под дождём, нарисованный ребёнком

Название симптомокомплекса

Характерные признаки

Благоприятная ситуация

Редкие дождевые капли; прозрачные неглубокие лужи; обычного размера зонтик в руках у человека; пол ребёнка и изображённого объекта одинаков. Человек на рисунке идёт вправо, одет сообразно погодным условиям.

Чувство неполноценности

Прослеживается тенденция к уменьшению размеров и возраста человека; чаще всего объект бежит или уходит; одежда не подходит ситуации; тело может быть лишено рук или ног, или конечности оказываются спрятанными за спиной. Руки короткие, плечи слишком узкие.

Чувство незащищённости

Средств защиты от дождя, предметов одежды нарисовано сразу несколько (больше чем обычно необходимо). Изображены люди, помогающие удерживать маленький зонт, который может пропускать дождевые капли.

Эмоциональная холодность

Нарисован взрослый мужчина, одетый в деловой костюм, в строгой позе, неэмоциональный.

Изменение в рисунке

Расшифровка

Человек уходит, бежит

Уход автора рисунка от решения трудных жизненных ситуаций

Объект уверенно идёт

Хорошие адаптационные возможности личности

Изображение фигуры человека спиной, затылком

Самозащита, отрешение от внешнего мира, замкнутость, уход от решения конфликтов

Объект под дождём смещён в верхнюю часть листка

Склонность к фантазированию, отрешённости, неоправданный оптимизм

Маленькая (слишком) фигура вверху рисунка

Автор ощущает себя «непризнанным гением»

Смещение всего рисунка в нижнюю часть листа

Заниженная самооценка, склонность к неуверенности в своих силах, нерешительности

Объект под струями дождя внизу листа

Большая вероятность депрессивных тенденций в настроении

Изображение перемещено влево

Поведенческая импульсивность, возможно сильное материнское влияние; если персонаж повёрнут влево — ориентация на прошлое

Объект смещён вправо

Большая вероятность зависимости от отца, нацеленность на внешний мир; если объект повёрнут вправо — активность, устремление в будущее

Отсутствие почвы под ногами

Напряжённое состояние, неустойчивость в жизни, суждениях

Нарисованный человечек под проливным дождёмНарисованные персонажи с зонтами под дождёмДетский рисунок простым карандашом

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА "ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ"

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации. 

Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами). 

Инструкция 
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу. 

Интерпретация рисунка 
Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной. 

ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА 
Нажим 
Слабый нажим – пассивность, депрессия. 
Сильный нажим – импульсивность. 
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели. 

Особенности линий 
Легкие линии – недостаток энергии, скованность. 
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность. 
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА 
Разрыв контура – сфера конфликта. 
Неотрывные линии – изоляция. 
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация. 
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность. 
+Штриховка – зона тревожности. 

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА 
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания. 
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением. 
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе. 
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен. 
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее. 

ЧЕЛОВЕК 
Поза, ракурс 
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом. 
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен. 
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм. 
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо. 
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия. 
Человек лежит или сидит – пассивность. 
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении. 
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность. 
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. 

Голова 
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта. 
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта 
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность. 

Глаза 
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. 
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов. 
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов. 
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи. 
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность. 
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности. 

Нос 
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония. 
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью. 
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию. 

Рот 
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм. 
Впалый рот – пассивность. 
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию. 
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы. 
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия. 

Уши 
Уши очень большие – подозрительность. 
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику. 

Волосы 
Волосы сильно зашрихованы – тревожность. 
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность. 

Фигура 
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью. 
Длинная, худощавая – астения. 
Уродливая – негативизм, импульсивность. 
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере. 
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе. 
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние. 
Фигура с татуировкой – негативизм. 

Руки 
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения. 
Руки расположены близко к телу – напряжение. 
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность. 
Руки расставлены в разные стороны – общительность. 
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости. 
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности. 
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении. 
Очень большие кисти – потребность в общении. 
Кисти рук зачернены – конфликтность. 
Большой кулак, острые ногти – агрессивность. 
Большие пальцы – грубость, агрессия. 

Ноги 
Ноги широко расставлены – потребность в общении. 
Ступни ног отсутствуют – пассивность. 
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях. 
Ступни ног большие – потребность в опоре. 

Средства защиты от дождя 
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями. 
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц. 
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите. 
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей. 

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми. 

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ 
Дождь 
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. 
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде. 
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная. 
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. 
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной. 

Лужи, грязь 
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». 
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом. 
Если справа – предвидит их в будущем. 
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров. 

Тучи 
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности. 

Молния 
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. 

Радуга 
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству. 

Одежда 
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность. 
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость. 
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка. 
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях. 

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности. 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ 
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия. 
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию. 
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия. 
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность. 
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность. 
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия. 

Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Цель: Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков, умение их реагировать на стресс, способность преодолевать жизненные трудности.
Понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, чтобы справиться с ударами судьбы, можно узнать, предложив ему нарисовать человека под дождем. Этот рисуночный тест достаточно информативен и довольно часто используется в психодиагностике.

Процедура проведения.

Лист бумаги формата А4, простой карандаш (желательно мягкий) и ластик. Нарисуйте на листе бумаги человека под дождем. Нарисовали? Читайте интерпретацию рисунка …

 

1. Краткая   обработка графической информации.

Вывод

2. Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя

Пребывает в подавленном состоянии или депрессии.

3. Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека

Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами

4. Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже)

Чувствительный человек, долго переживающий собственные неудачи и удары судьбы.

5. Радуга или выглядывающее из-за туч солнце

Надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, на счастливое избавление от проблем, которое придет извне.

6. Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя

Умение защищаться от житейских бурь, постоять за себя

7. Изображение человека помещено в угол листа

Возможное депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность

Слишком маленькая фигура

Низкая   самооценка, потребность в поддержке

 

Фигура находится в движении: -спасается от стихии бегством, может метаться в панике, 6 поливаемый струями дождя; -беспечно скачет по лужам, не испытывая никакого дискомфорта

Склонность к активным действиям: -не имеет ресурсов для защиты и сопротивления ; - имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам

8. Мужская фигура

Говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее

9. Женская фигура

Пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще

10. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного

Говорит о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах

11. Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки

Указывает на сильно выраженное в авторе детское начало

12. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным

Велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится

13. Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем

Говорит об изрядном оптимизме, не всегда оправданном

14. Руки, широко расставленные в стороны

Признак высокой контактности, открытости и экстраверсии

 

15. Плотно прижатые к телу или спрятанные за спиной

Интровертность, замкнутость

16. Отсутствие рук

Беспомощность, неприспособленность к жизни

17. Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль

Уверенность в себе


18. Слишком маленькие ступни

Пассивность, зависимость от других, несамостоятельность, слабая ориентация в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».

19. Слишком длинная или подчеркнутая шея

Потребность контролировать собственные импульсы

20. Слишком короткая шея или ее отсутствие

Регулярные уступки своим желаниям и слабостям

21. Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека

Говорят о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне

Методика "Человек под дождем"

Интерпретация

Изменение экспозиции

В рисунке "Человек под дождем" по сравнению с рисунком "Человек", как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику "Человек". Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, "включение" поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке "Человека под дождем" при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды — "формирование защиты от стихии". Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Атрибуты дождя

Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь "приходит" (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после "дождя". Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.