Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей ребенка»
рабочая программа

Сат Уран Шожаевна

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского - Б.Д.Эльконина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Пояснительная записка

       В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

       В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

     Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.

       Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

Теоретико-методологическое обоснование

      Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского-Б.Д.Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую деятельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

Цель программы:

- научить ребенка мыслить;

-  сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности;

-  дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач;

=  развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, слова;

- обобщать;

- классифицировать предметы, слова, числа;

- устанавливать логические закономерности;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения понятиям и явлениям;

- определять отношения между предметами типа «род – вид»;

- определять отношения между предметами типа «часть – целое»;

- определять функциональные отношения между предметами;

- развивать речь;

- объяснять и подбирать значения слов (омонимы);

- использовать операции логического мышления для речения задач.

2. Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.

3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;

4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.

Принципы, на которых осуществляется программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

  Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

  3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Формы работы при реализации программы:

     При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Время проведения занятий:

    Систематический курс (один раз в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью по 40 – 45 минут.

Методики и техники для работы:

- создание проблемной ситуации;

- техника поэтапного формирования умственных способностей;

- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;

- методы групповой работы;

- методы индивидуальной работы.

Структура программы:

     Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Этапы основной части:

Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.

Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.).

Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

 Продолжительность заключительной части – 5 минут.

 Программа рассчитана на 2 года обучения:

      Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения).

     Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).

    Для проведения программы рекомендуется использовать:

- методическое руководство для учителя, психолога по проведению занятий (3, 4 классы).

- рабочая тетрадь (3, 4 классы).

- Календарно-тематический план программы <Приложение 1>

   С некоторыми из разработанных занятий можно познакомиться в приложении 2.

Литература, используемая при составлении программы:

Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.

Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.

Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.

Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.

Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.

Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.

Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.

Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.

Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.

Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.

Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.

 Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.

Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.        

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН   ПРОГРАММЫ

3 класс

№ занятия

Развиваемые способности

Кол-во часов

1

Развитие мышления.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка опосредованной памяти.

1

2

Развитие мышления.

Установление закономерностей.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

3

Тренировка зрительной памяти.  

Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

1

4

Развитие словесно-логического мышления (аналогии).

Тренировка распределения и избирательности внимания.

Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

5

Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления. Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

6

Развитие творческого мышления, операции сравнения.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Пространственные представления.

1

7

Развитие мышления,  мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти.

Развитие внутреннего плана действия.

1

8

Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений.

1

9

Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.

1

10

Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений.

1

11

Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти.

1

12

Тренировка опосредованной вербальной памяти.

Развитие вербально-понятийного мышления.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

13

Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Внутренний план действия.

Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

14

Развитие мышления (процессов обобщения). 

Установление закономерностей.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. Развитие пространственных представлений.

1

15

Развитие мышления (процессы обобщения). 

Способность мыслить последовательно, рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие внутреннего плана действия.

1

16

Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

17

Определение отношений между понятиями «род-вид». 

Тренировка опосредованной памяти.

Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

18

Определение отношений  между понятиями «род-вид». Формирование способности рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие внутреннего плана действия, мыслительных операций анализа и синтеза.

1

19

Контрольная работа вербально-понятийного (обобщения). Развитие наглядно-образного мышления,  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

20

Определение отношений  между понятиями «целое-часть». Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

Способность самостоятельно мыслить, рассуждать.

1

21

Определение отношений  между понятиями «целое-часть».

Тренировка опосредованной памяти, внимания. Установление закономерностей. Развитие пространственных представлений.

1

22

Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Способности самостоятельно мыслить, рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

23

Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). 

Тренировка зрительной памяти, внимания.

Установление закономерностей.

Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

24

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Выявление отношений противоположностей.

Развитие внутреннего плана действия.

Тренировка внимания.

1

25

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Выявление отношений противоположностей, сравнения.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания.

1

26

Причинно-следственные отношения между понятиями.

Развитие речи (омонимы).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Умение рассуждать, выделять главное.

Развитие пространственных представлений, произвольной сферы.

1

27

Причинно-следственные отношения между понятиями. 

Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы); мыслительных операций анализа и синтеза.

Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти

1

28

Тренировка слуховой памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие мышления (отношения сходства и противоположностей). Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Мыслительные операции анализа и синтеза.

1

29

Развитие словесно-логического мышления (аналогии).

Способность рассуждать.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

Развитие пространственных представлений.

1

30

Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное).

Развитие внутреннего плана действий.

1

31

Тренировка логической памяти. Развитие произвольности.

Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства),  мыслительных операций анализа и синтеза.

1

32

Развитие мышления (аналогии, мыслительные процессы анализа и синтеза). Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания.

Развитие пространственных представлений.

1

33

Развитие мышления (наглядно-образного; способность самостоятельно мыслить, рассуждать; процесса обобщения). Тренировка распределения и избирательности внимания.  

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

34

Контрольная работа (отношения целое-часть, аналогии, рядоположенности).  Развитие пространственных представлений.

Тренировка внимания.

1

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН   ПРОГРАММЫ

4 класс

№ занятия

Развиваемые способности

Кол-во часов

1

Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3 кл).

Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия.

1

2

Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3 кл).

Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

3

Развитие мышления  (функциональные отношения).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Способность мыслить, рассуждать. Пространственные представления.

1

4

Развитие мышления  (функциональные отношения).

Тренировка опосредованной слуховой памяти.

Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

5

Развитие мышления  (функциональные отношения).

Развитие вербально-понятийного и логического мышления. Развитие речи. Тренировка произвольного внимания.

1

6

Развитие мышления  (функциональные отношения).

Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать.

1

7

Развитие речи (подбери синонимы).

Способность  мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

8

Развитие речи (подбери синонимы).

Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного  внимания. Внутренний план действия.

1

9

Развитие речи (подбери синонимы).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, логического мышления. Пространственные представления. Тренировка опосредованной зрительной памяти.

1

10

Развитие речи (подбери синонимы).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия.

1

11

Развитие речи (синонимы,составь предложение).

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

12

Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Внутренний план действия. Тренировка слуховой памяти.

1

13

Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение).

Тренировка произвольного внимания. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

14

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Тренировка переключения внимания.

1

15

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).

Развитие внутреннего плана действия, логического мышления.

1

16

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Способность мыслить, рассуждать.

1

17

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

18

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения),  логического. Тренировка опосредованной зрительной памяти. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

19

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения).

Установление связей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, наглядно-образного мышления.

1

20

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Установление закономерностей.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

21

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения).

Установление закономерностей.

Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

22

Развитие речи (грамматические конструкции).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Установление закономерностей. Тренировка опосредованной слуховой памяти.

1

23

Развитие речи (грамматические конструкции).

Развитие произвольной сферы, пространственных представлений.

Установление связей. Совершенствование воображения.

1

24

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Развитие логического мышления (классификация), мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

25

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Выявление уровня объёма памяти (тест). Способность мыслить, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

26

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Способность мыслить, рассуждать.

Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

27

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

Тренировка концентрации и избирательности внимания. Пространственные представления.

1

28

Развитие речи (смысловые конструкции текста).

Развитие наглядно-образного мышления. Выявление уровня мышления (установление закономерностей) – тест. Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

29

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).

Тренировка произвольного внимания. Развитие речи, пространственных представлений.

1

30

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).

Тренировка слуховой памяти. Способность мыслить, рассуждать.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

31

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).

Тренировка зрительной памяти. Развитие речи, пространственных представлений.

1

32

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу), классификации. Тренировка концентрации и избирательности внимания.

1

33

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).

Развитие речи.  Тренировка распределения и избирательности внимания.

1

34

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).

Развитие речи (собери пословицы). Тренировка произвольного внимания.

1

        

        

        Приложение 2

3 класс

ЗАНЯТИЕ 9

Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления.   Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.

I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах».

Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл.

1.  Трус своей лени боится. (Лени – тени)

2.  Лес рубят – кепки летят. (Кепки – щепки)

3.  Вола ноги кормят. (Вола – волка)

4.  Трус кормит, а олень портит. (Трус – труд, олень – лень)

5.  От бобра бобра не ищут. (Бобра – добра)

6.  В здоровом теле здоровый пух. (Пух – дух)

7.  Не делай из муки слова. (Муки – мухи, слова – слона)

8.  Имя дают водители, а славу добываешь сам. (Водители – родители)

9.  Своя щука – владыка. (Щука – рука)

10.Не зная броду, не суйся в моду. (Моду – воду)

II. Основная часть.

Задание 1.  «Расположи слова»  (от частного к общему понятию).

Вводная беседа: Употребляя слова мы понимаем друг друга, потому что одни и те же слова обозначают одни и те же вещи и события. Каждое слово что-то обозначает. Есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями, например: слово фрукт является общим понятием. Этим словом можно назвать яблоки, груши, сливы, бананы… Но есть слова, которые указывают на конкретное, частное понятие, например слово яблоко. Этим словом называются только яблоки, но яблоки большие и маленькие, спелые и неспелые, сочные и несочные. После объяснения учащиеся приводят свои примеры, которые записываются на доске.

Планета – Земля                Дробь – число

Солнце – звезда                 Квадрат – многоугольник

Ребенок – мальчик                Единица длины – метр 

Растение – дерево                Единица времени – час 

Зерновая культура – рожь         Сложение – математическое действие                                                                

Задание 2.  Задача «Этажи».

«В доме 4 этажа. На каждом этаже живет одна семья. Борисовы живут под Карповыми, Ивановы – над Черновыми и Карповы – под Черновыми. Кто на каком этаже живёт? Разместите семьи по этажам». (Задачу надо решить во внутреннем плане, рисовать что-либо учащимся не разрешается.)

(Правильный ответ: на 1 этаже живут Борисовы, на 2-м – Карповы, на 3-м – Черновы, на 4-м – Ивановы.)

Разминка во время урока.  Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.

Задание 3.  Найди и подчеркни слова, которые состоят из нескольких  других.

ГАЗ-ЕЛЬ, ТЮЛЬ-ПАН, ДИКОСТЬ, МАСКА, МЫШЬ-ЯК, КОРОВА, ПИР, ПАР-О-ВОЗ, ЛАД-УШКИ, ОСИНА,  МОЛ-ОКО, МАШИНА, ПОГОДА,  КОЛ-БАСА, ЗАРЯДКА, ДО-ЛОТО, МАСЛЕНКА, ВЫ-ЛАЗКА, ПАР-О-ХОД, СНАРЯД.

Задание 4. Найди  пару квадратиков, которые получены путём переворотов, обведи номера. Ответ: 1-5, 2-6.

1.

             1                            2                              3                       4                              5                             6

2.

           1                            2                              3                       4                              5                             6        

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 13

Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия.

I. Вводная часть. Разминка. Как это называется?

1.  Устройство для прыжков с самолёта. (Парашют)

2.  Болотная трава, которой легко порезаться. (Осока)

3.  Главная песня государства. (Гимн)

4.  Упаковка для писем. (Конверт)

5.  Катастрофа, случившаяся с автомобилем. (Авария)

6.  Куча снега. (Сугроб)

7.  Суша возле воды. (Берег)

8.  Остаток дерева, заменяющий табурет. (Пень)

9.  Зимнее жилище медведя. (Берлога)

10.Пространство над землёй, в котором много звёзд. (Небо)

II. Основная часть.

    Задание 1. «Расположи слова» (от частного к более общему). Кроме частных и общих понятий существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, то есть если их сравнить с частными понятиями, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».

Зелёное яблоко (частное, узкое понятие) – яблоко (среднее понятие) – фрукт (широкое понятие).           

Слова для предъявления:

1.  Полезное ископаемое – топливо – нефть

2.  Ливень – осадки – дождь 

3.  Лесное растение – дерево – дуб

4.  Луговая трава – трава –клевер

5.  Корова – животное – домашнее  животное

6.  Водоём – река – Волга

7.  Дятел – лесная  птица – птица

8.  Водоём – озеро – Балхаш

9.  Водное пространство – Атлантический океанокеан

10.Дерево – берёза – лиственное дерево

Задание 2.  Расположи числа в порядке возрастания в пустом квадрате. Ответ:

2

7

8

13

16

18

21

29

34

35

37

40

43

46

54

59

60

65

67

77

80

84

92

98

99

         

Задание 3. Реши задачу.

На доске написали цветными мелками слова. У малиновых слов первая буква «Л», последняя – «А» и четыре согласных. У коричневых – или первая «М», или последняя «К», или две гласных. Какое слово не малиновое и не коричневое? Ответ обведи в кружок.

а) лепешка;   б) ласточка;  в) лежанка;  г) манка;   д) пирог;   е) лесенка;  ж) сурок.

Правильный ответ: ЛАСТОЧКА (малиновые – лепешка, лежанка, лесенка; коричневые – манка, пирог, сурок).

Задание 4. Переставь буквы и прочитай поговорки. Что общего в этих поговорках?

   Правильный ответ: Под лежачий камень вода не течёт.

                                     Не учась и лаптя не сплетешь.

Задание 5. «Муха».

   Материал к заданию. Игровое поле. Один из учеников отворачивается от квадрата и подаёт команды, а другой ученик, следуя его командам, передвигает муху по полю. Надо продержать муху в течении 2 минут и не дать ей «улететь», т.е. выйти за пределы квадрата.

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 20

Задачи урока: Развитие понятийного мышления (отношение «целое-часть»). Развитие пространственных представлений. Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Развитие  мыслительных операций анализа и синтеза.

I. Вводная часть. Разминка.

    Кто это или что это?

  1. Рыбок дома держат в нём, что это за водоём? (Аквариум)
  2. Как зовём мы человека, который зимой купается в реке? («Морж»)
  3. Ствол деревьев покрывает и надёжно защищает. (Кора)
  4. Если зрение пропало, время их носить настало. (Очки)
  5. По реке плывет бревно, ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит … (Крокодил)
  6. Он в телевизоре сидит и четко, ясно говорит, все новости он вам расскажет. (Диктор)
  7. Мороженое в шоколаде. (Эскимо)
  8. Страна всех сумчатых. (Австралия)
  9. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется. (Туча)
  10. Вторая буква слова-отгадки на загадку: на прогулке бегуны одинаковой длины через луг бегут к березке, тянут за собой полоски. («Ы», лыжи)

II. Основная часть.

Задание 1. Вы знаете, что между понятиями может быть такое отношение, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД. Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, или вещь, или явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть этого целого. Такое отношение называют ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ. В задании найдите понятия, которые обозначают целый предмет, подчеркните его сплошной линией, а его часть – пунктирной.

Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.

Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.

Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.

Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.

Растение, сад, лепесток, мак, цветок.

Время, будильник, наручные часы, секунда, циферблат.

Книга, страница, буква, учебник, писатель.

Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.

Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.

Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.

Задание 2.  «Найди одинаковые кубики».

Правильные ответы:  1 – 7, 2 – 5, 3 – 8, 4 – 6.

Задание 3.  Реши задачу.

На доске написали числа цветными мелками. У серых чисел первая цифра меньше второй, больше третьей и меньше четвёртой. У зелёных – или первая больше второй, или вторая меньше третьей, или третья больше четвёртой. Какое число не серое и не зелёное? Ответ обведи в кружок.

          а) 8492;   б) 7361;  в) 6452;  г) 2418;   д)  5723;   е) 3519.

Правильный ответ: д) 5723 (серые – г), е); зелёные –а), б), в)).

Разминка во время урока.  Руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Сделайте это задание с другой ногой и рукой. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

Задание 4. «Составь новые слова, изменив одну букву в слове».

Примерные ответы:

роль – моль, соль, боль, ноль, руль;

мышка – мишка, мушка, мошка, вышка, пышка;

село – тело, дело, сало, сель, сено, соло;

лук – луч, луг, лик, люк, лак, сук, бук, жук;

код – ком, кол, кот, кон, год, род, ход, кед;

нора – нота, нога, гора, пора, кора, Нюра;  

рука – река, щука, бука, мука; ночь – ноль, дочь;

роща – роса, роза, рога, роба, рожа, рота, Рома.

Задание 5.  «Переставь буквы».

ВРЕМЯ    ВЕРЯМ                   ВЕТЛА     ТЛВЕА                ВЕСЛО    ВСЛОЕ

РУКАВ    ________                     ДИЕТА    ________        ДЯТЕЛ    ________

Правильный ответ: РКУВА,  ЕТДИА,  ДТЕЛЯ.

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 24

Задачи урока: Развитие мышления (причинно-следственные отношения, выявление отношения противоположностей). Тренировка внимания. Развитие внутреннего плана действия.

Оборудование: приложение №7 (карточки пирамиды).

I. Вводная часть. Разминка.

  1. Горели 4 свечи, 3 потушили. Сколько свечей осталось? (Три, одна сгорела)
  2. Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)
  3. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)
  4. Что общего у всадника и у петуха? (Шпоры)
  5. Во время дождя под каким кустом заяц сидел? (Под мокрым)
  6. На одной руке 5 пальцев, на двух 10. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  7. У розы их два, у ромашки три,  у традесканции пять. А сколько их у георгина? (3, речь идет о слогах)
  8. С корабля спущен трап в 10 ступенек, между которыми расстояние 30 сантиметров. Во время прилива вода поднимается со скоростью 15 сантиметров в час. Через какое время вода зальет третью снизу ступеньку? (Корабль поднимается вместе с водой во время прилива, поэтому ступеньки никогда не заливает)
  9. Замарашка, озорница вдруг уселась на страницу, из-за этой баловницы получил я единицу. (Клякса)
  10. Угли пылают – совком не достать, ночью их видно, а днем не видать. (Звезды)

II. Основная часть.

Задание 1. «Найди причину и следствие».

Между понятиями могут быть  такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ. Например, ТУЧА может стать причиной ДОЖДЯ (дождь в этом случае – следствие появления тучи). Значит ТУЧА и ДОЖДЬ – находятся между собой в причинно-следственных отношениях.

Образование льда, север, мороз, погода, снег.

Осень, холод, дерево, листопад, время года.

Время года, весна, деревья, таяние  льда.

Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.

Радость, плач, таблетка, игра, боль.

Подарок, радость, кукла, игра, дети.

Вода, юг, море, волны, ветер.

Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом.

Дождь, вода, снег, солнце, лужа.

Смех, слезы, горе, книга, телевизор.

Задание 2. «Подбери противоположное слово по смыслу».

Ответы:

  1. Начало – конец                    6. Жизнь –  смерть

  2. День – ночь                    7. Высокий –  низкий

  3. Замерзание – оттаивание             8. Толстый –  тонкий

  4. Твёрдый  –  мягкий            9. Красивый – безобразный, уродливый

  5. Лёгкий  –  тяжёлый          10. Увеличить –  уменьшить

Разминка во время урока.  А сейчас отдохнём. Вначале правой рукой возьмите левой ухо, а левой – дотроньтесь до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук: левая рука – правое ухо, правая рука – нос (5-6 раз).

Задание 3. «Прочитай полезный совет, воспользовавшись схемой».

    Правильный ответ: Никогда не предавайте друзей!

Задание 4. «Найди квадраты – перевёртыши».

    Правильный ответ: 1 и  8, 5 и 7.

Задание 5. Лото – пирамида (детям предлагается в группах собрать пирамиду, подобрав  противоположное слово по смыслу).

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

Приложение 2

4 класс

ЗАНЯТИЕ 4

Цели урока: Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка опосредованной слуховой памяти и распределения и избирательности внимания.

I. Вводная часть. Разминка.

  1. Как называется второй день недели? А девятый?  (вторник)
  2. Сегодня пятый день недели. Назовите предыдущий и последующий. (четверг и суббота)
  3. В какой день недели Робинзон Крузо познакомился со своим другом на необитаемом острове? (пятница)
  4. Может ли в одном и том же месяце быть не 4, а пять понедельников? Мотивируйте свой ответ. (да, если это первое или иногда второе число)
  5. Прошли два дня после среды. Какой день недели был вчера? (суббота)
  6. Послезавтра был вторник. Какой день недели был вчера? Какой он по счету в неделе? (понедельник - первый)
  7. Если 15 мая пришлось на пятницу, то какой день недели был 10 мая? (воскресенье)
  8. Если 30 февраля – воскресенье, то какой день недели будет 3 марта? (в феврале не бывает 30 дней)

II. Основная часть.

Задание 1. «Письмо инопланетянина».

Материал к заданию. Зачитывается слово или словосочетание, которые дети должны «зашифровать», то есть обозначить слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком. Слова зачитываются с интервалом 15-20с., чтобы все ученики успели сделать зарисовку в тетради. После выполнения задания №3 воспроизвести слова и словосочетания в тетради и оценить свои ответы. Правильный ответ – 1 балл, если в словосочетание только одно слово воспроизведено правильно – 0,5 балла.

Слова для запоминания:

  1. вечер                                8. сомнение                
  2. справедливость                    9. плачущий старик
  3. любимая игра                10. веселье                
  4. сила воли                        11. сильный ветер
  5. падающий снег                           12. грусть

6.   страх                                13. забавный щенок

7.   верный друг                        14. герой

Задание 2. «Подбери к понятию свойство, качество (функциональные отношения)»

Вступительная беседа с учащимися: между понятиями встречаются функциональные отношения. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция – это то, для чего используется предмет).

Например,  КОШКА – МЯУКАНИЕ,   ГОРА – ВЫСОТА,  НОЖ – ЕДА,  ДОМ – ТЕПЛО.

В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ  отношениях. Примерные ответы:

  1. число – цифра, математика…
  2. зима – мороз, снег, каток, ледяная горка, холод…
  3. задача – решение, математика…
  4. сказка – герой, рассказчик, волшебные предметы, приключения …
  5. движение – скорость, езда, автомобиль…

Разминка во время урока. Возьмите в левую руку карандаш. Следите  за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение производится по центру к переносице и по 10 раз – перед каждым глазом. 

Задание 3. «Найди спрятанные слова». Ученикам предлагается в строчках найти спрятанные слова. Всего 39 слов.

1.   лампа, вол, хлеб, лес, собака, пар, сон. (7)

2.   игла, вар, ключ (лоск), рост, цветок, вор, тик (7)

  1. муха, слон, ведро (3)
  2. вечер, погода, курок (3)
  3. письмо, ар, книга, стопа (сто, пар), бег (5)
  4. игрушка, лиса, мыло, стык (4)
  5. кон, мяч, ток, гора, полк (5)
  6. пол, одежда, зима, лом (кол), стиль (5).

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 7

Цели урока: Развитие речи (синонимы). Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; мыслительные операции анализа и синтеза). Тренировка концентрации и избирательности внимания.

  1. Вводная часть. Разминка.
  1. Как звали любимого зверя Фрекен Бок?  (кошка Матильда)
  2. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. Что это? (гриб)
  3. У пчелки глаз столько, сколько у тебя, да еще столько, да еще полстолька. Сколько у нее глазок? (6)
  4. Что остается от разбитой чашки? (осколки)
  5. Женское украшение, которое одевают на шею. Как называют? (бусы, колье)
  6. Один из братьев, очень похожий на другого брата. (близнец)
  7. Картина с изображением человека. (портрет)
  8. Зимнее лежбище медведя? (берлога)
  9. Вместилище для спичек. (коробок)
  10. Если у вас его нет, то вы «заяц». (билет)

  1. Основная часть.

Задание 1.  «Подбери синонимы».

Вступительная беседа: В языке есть много слов, заменяющих друг друга по смыслу. Вы, наверное, знаете, что такие слова называются синонимами. Например: мокрый – сырой, влажный. Попробуйте к следующим словам подобрать как можно больше синонимов. Варианты ответов:

  1. нерешительный – робкий, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся;
  2. отважный – храбрый, смелый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный;
  3. искренний – открытый, прямой, нелицемерный, честный, правдивый, сердечный, непритворный, дружеский;
  4. насмешливый – иронический, язвительный, саркастический;

5.  осторожный – трусливый, несмелый, пугливый,  осмотрительный, опасливый.

Задание 2. «Вставь слово из трёх букв».

Вставь вместо пропуска слово из трех букв, которое будет окончанием одного и началом другого.

УТКО (_______) ОРОГ                        КУ  (_______)ОЛ

КИПА (_______)  УНОК                ЗА (_______) ЕЦ

ЧЕЛО  (_______)ТОР                        СО (_______) ЕСО

КАРНА (_______) ЬС                        ВАМ (_______) АМИДА

Ответы: НОС, РИС, ВЕК, ВАЛ, СОК, КОН, КОЛ, ПИР.

Разминка во время урока. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Задание 3.  «Реши задачу».

      На плакате разными способами было нанесено восемь слов, указанных в ответе.    

    Какие слова были написаны ручкой, если известно, что:

  1. углем написали слова, у которых вторая и четвертая буквы разные, а третья и шестая одинаковые;
  2. кисточкой – слова, у которых седьмая и третья буквы разные, а вторая и пятая одинаковые;
  3. фломастером – слова, у которых вторая и шестая буквы разные, а первая и четвертая одинаковые.

Ответ:

а) концентрат,   б) карманник,   в) лампасы,   г) заговорщики,   д) подсудный,  

е) ортодоксы,   ж) оскотиниться,   з) динамический.

Задание 4. «Найди названия диких животных».

Как можно быстрее надо найти названия диких животных в таблице по горизонтали, вертикали, диагонали в любом направлении.

1. енот

4. зубр

  7. варан

10. крот

13. лось

2. барс

5. крыса

  8. носорог

11. лама

14. обезьяна

3. олень

6. як

  9. бегемот

12. слон

15. уж

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 15

Цели урока: Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение, подбери слово), логического. Развитие внутреннего плана действия.

I. Вводная часть. Разминка.

  1. Когда мальчика называют женским именем?  (Когда он долго спит - Соня)
  2. Как называют человека, который разводит цветы? (цветовод)
  3. Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунется в окно)
  4. Без какой буквы существует воздушное пирожное? (Безе – без «е»)
  5. Дом с привидениями? (замок)
  6. Семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
  7. Музыкальный инструмент папы Карло? (шарманка)
  8. Вырастает на елке, иногда на лбу? (шишка)
  9. Три девочки шли в школу под одним зонтиком. Почему ни одна из них не промокла? (не было дождя)
  10. Она пуще неволи? (охота)

II. Основная часть.

Задание 1.   «Прослушай фразы и запиши их по памяти».

Фразы зачитываются с интервалом 2-3 сек. После воспроизведения всех фраз детям дается время вспомнить и записать данные фразы. Оценивается точное воспроизведение каждого слова. Если в одном слове допущена 1 ошибка (изменено или заменено синонимом), то фраза оценивается в 0,5 балла, если ошибок больше или фраза отсутствует – 0 баллов. Максимальное количество – 5 баллов.

Фразы для предъявления:

  1. Старик на скамейке.                                
  2. Птичка, купающаяся в луже.                
  3. Осенний листопад в лесу.
  4. Пятно на любимой рубашке.
  5. Миндальное печенье в форме ромба.

Задание 2.  «Найди значения слов»

Вам даны многозначные слова. Постарайтесь найти как можно больше значений следующих слов. Например: СДАЧА – это … ответный удар; излишек денег, возвращенных при расчете; сдаться в плен (дети приводят примеры).

Возможные варианты ответов:

  1. Ворот – часть рубашки, техническое устройство (грузоподъёмная машина).
  2. Лопатка – садовый инструмент, лопасть (турбинная), широкая кость, часть коровьей туши.
  3. Коса – заплетенные волосы, песчаная коса (полоса земли), изогнутый нож на длинной рукоятке.
  4. Узел – веревочный (связанные концы), скорость судна, вещи связанные в кусок ткани (материала), место скрещивания связи (магистральная связь, телефонный у.), скопление клеток и их утолщение (лимфатический у., нервный у.).
  5. Шашка – холодное оружие, дымовая, взрывчатка (тротиловая ш.), точечный кружок для игры в шашки.

Задание 3.  «Дополни сочетания, угадав недостающие слова».

Слова в тексте имеют смысловые сочетания. Из-за того что слова в тексте связаны друг с другом по смыслу, мы читая текст, непроизвольно предугадываем то, о чем пойдет речь дальше. Иногда можно предсказать следующее слово, настолько привычными, устойчивыми бывают некоторые сочетания слов. Например, появление слова СОЛНЕЧНЫЙ заставляет предположить, что следующим словом будет слово ЛУЧ, головной – убор и т.д. Чайная  … ложка, шариковая … ручка.

1. лебяжий ___________________                5. закадычный _________________

2. медвежья __________________                6. ход ________________________

3. проливной _________________                7.  писаная ____________________

4. лебединая _________________                8. семимильные ________________

Ответы: пух, услуга (берлога), дождь, шея (песня), друг, конем, красавица, шаги.

Разминка во время урока. «Рисуем круги». Сидя на стуле поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе, направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично – с левой ногой; двумя ногами.

Задание 4. Мысленно разложи листок и представь, какая фигура получилась. Правильные ответы: 4 и  5.

Задание 5. «Магический квадрат».

1

4

3

2

5

3

5

4

1

2

5

1

2

3

4

2

3

5

4

1

4

2

1

5

3

Ученики должны как можно быстрее заполнить пустые клетки числами от 1 до 5 так,  чтобы цифры в каждом горизонтальном, вертикальном и диагональном ряду    были разными. Ответ:    

  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 23

Цели урока: Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие мышления (установление связей). Развитие произвольной сферы, пространственных представлений, воображения.

Оборудование: карточки из приложения № 2-1.

I. Вводная часть. Разминка. 

  1. В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять «о»? (опять)
  2. Если б не было его, не сказал бы ничего. Что это? (язык)
  3. Как называется угол меньший, чем прямой?  (острый)
  4. Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с центром?  (радиус)
  5. Масса индейки – 8 кг и еще половина ее собственной массы. Сколько весит индейка?  (12 кг)
  6. Говорят, что когда она есть, ума не  требуется. Что это?  (сила)
  7. Машина завернула за угол, направо. Какое колесо у нее будет на весу? (запасное)
  8. Какая ветка не качается даже при очень сильном порыве ветра? (железнодорожная)
  9. Самое упрямое животное? (осел)
  10. На дворе в холоде – горой, а в избе – водой. Что это? (снег)

II. Основная часть.

Задание 1. «Вставь недостающие слова».

Учитель сначала объясняет ученикам, что слова в тексте существуют не сами по себе, не изолированно друг от друга. Они СВЯЗАНЫ между собой и поэтому могут рассказать не только о себе, своих смыслах и значениях, но и о своем окружении. Поговорим сначала о грамматическом окружении слова. Что такое грамматическое окружение? Это слова, которые связаны с «нашим» словом по законам грамматики. Есть устойчивые грамматические сочетания, предопределяющие смысл всего предложения, высказывания.

Так, слово «если» сообщает нам, что речь идет не о том, что происходило или будет происходить на самом деле, а о том, что могло бы произойти в определенных условиях.

Слова «не» и «а» указывают на то, что сейчас будет сказано что-то противоположное предыдущему, не отвечающее предыдущему по смыслу. Слова «может быть» и «вероятно» передают неуверенность говорящего или пишущего. Слова «хотя» и «несмотря на то, что» показывают, что действие происходит вопреки чему-то.

Есть устойчивые сочетания слов, в которых появление одного слова предполагает появление другого. Например, «для того» означает, что нужно ожидать появления слова «чтобы». В следующих заданиях вставь на место пропусков недостающие слова. Примеры (на доске):

1. Цветки привлекают насекомых ___ только окраской, ___ и запахом. (не; но)

2. Они тотчас узнали друг друга, ___  много лет  ___  встречались. (хотя; не)

  1. Требуется много усилий  _______  _______, _________  вырастить хороший урожай.
  2.  В комнате горел  яркий свет,  ________  люди  уже спали.
  3. Сначала ребята искупались,  ___________  стали загорать.
  4. _________   мальчики,   ________   и девочки сдали спортивные нормы.
  5. Несмотря на сильный мороз, ему   ______    было холодно.

 6.   Для   _________,   _________   пойти  завтра в кино, надо  сегодня выучить  уроки.

Ответы: 1) для того, чтобы;  2)  хотя;  3) потом;  4)  как; так;  5) не;  6) того, чтобы.

Задание 2. «Сделай чертеж. Собери зайца».

Учащимся диктуется графический диктант: 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, одна клетка наискосок вниз влево, одна клетка влево, 2 клетки наискосок вверх вправо, одна клетка вверх, 2 клетки наискосок вниз влево,  одна клетка вверх, 2 клетки наискосок вверх вправо, одна клетка вверх,  2 клетки наискосок вниз влево,  одна клетка вверх, 2 клетки наискосок вверх вправо, одна клетка вправо, 2 клетки наискосок вниз вправо, одна клетка вниз, 2 клетки наискосок вверх влево, одна клетка вниз, 2 клетки наискосок вниз вправо, одна клетка вниз, 2 клетки наискосок вверх влево, одна клетка вниз, 2 клетки наискосок вниз вправо, одна клетка влево, одна клетка наискосок вверх влево, 2 клетки вниз, 5 клеток вправо, одна клетка наискосок вверх вправо, одна клетка наискосок вверх влево, одна клетка вниз, одна клетка наискосок вверх влево, одна клетка наискосок вверх вправо, одна клетка вверх, одна налево, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка наискосок вверх вправо, клетка вниз, одна клетка наискосок вниз влево, клетка вниз, 2 клетки наискосок вниз вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки направо.

После графического диктанта ученики собирают зайца (танграм). Кто первый соберет – победитель, можно проводить игру по командам (где больше набрано балов – та команда победила, время сборки – 3 - 4 минуты).

Разминка во время урока. Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз. Закройте глаза, сильно зажмурившись, а потом откройте, сделайте это упражнение несколько раз.

Задание 3. «Впиши недостающие по смыслу слова».

  Ученикам объясняется, что между первым и вторым словом существует определенная связь, которую надо найти. Такая же связь между 3 и 4-м словами. Пример: дуб – желудь, ель – (шишка); (корова) – молоко, овца – (шерсть). Ответы:

  1. человек; клюв;                                6.  обувь; ноги;
  2. голова; нитка;                                7.  дом; ветка;
  3. танец;                                        8.  лист;
  4. радио (магнитофон); глаза;                9.  утро; закат;
  5. портфель;                                           10. малек  (головастик).

Задание 4. «Какой круг или отрезок больше?». Ответ: одинаковые.

   Задание 5. Игра «Родственные профессии».

Класс разбивается на группы, каждой команде выдаются карточки с названием профессий. Ученики должны подобрать пару профессий, родственных друг другу. После того, как команды выполнят задание, проверяется правильная подборка пар и объясняется значение данных профессий.

 

III.  Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

Роль книги в развитии интеллектуальных способностей ребенка

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.Сущес...

Развитие интеллектуальных способностей ребенка

Программа по развитию интеллектуальных способностей ребенка 3-4-х классов с заданиями....

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей""

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей"...

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей....

Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей...