Авторская адаптационно-развивающая и коррекционная программа занятий
рабочая программа (1 класс)
Данная программа была написана в 2016 г и опробирована в течение 4,5 лет в работе с учащимися 1-2 классов школы, испытывающих трудности в адаптации в классном коллективе; с детьми, имеющими диагноз СДВ; а также с детьми, чьи родители обратились за помощью к психологу в связи с эмоциональными проблемами ребёнка. В основном это были повышенная агрессивность и страхи.
Выбор материала (глины) был не случаен , т. к известно, что в арттерапии каждый используемый материал несёт свою эмоциональную и смысловую нагрузку (метафору) В отличие от пластилина, метафора которого звучит как «всё и всегда можно изменить», глина учит терпению и адекватному отношению к происходящему. Для того, чтобы изменить что-то в засохшей поделке из глины, нужно проявить терпение и трудолюбие. Глину нужно размочить (время), приложив определённые чувства (вода) и вымесить (старание) только тогда возможны изменения (как в реальной жизни). Кроме того, изменение в поделке имеет и определённые ограничения - слишком поздно (в том случае, если поделка была обожжена в печи)
Сама по себе лепка в качестве основы для развивающей/ коррекционной работы используется часто и давно.
НОВИЗНА
данной программы заключается не просто в развитии мелкой моторики или эмоционального выплеска, а идёт дальше: программа предусматривает трансформацию нежелательных эмоций и поведения. Идея трансформации была позаимствована из теории психосинтеза Р. Ассаджиоли, напрямую работавшего с трансформацией эмоций на сознательном уровне клиента. Сам Ассаджиоли рекомендовал свою методику для лиц старше 14 лет, т. к полагал, что ребёнок не в состоянии осознавать процесс трансформации.
Но, как оказалось на практике, трансформация может происходить и на бессознательном уровне, если использовать приём метафоры. Даже наоборот, дети оказались более восприимчивыми к трансформации через лепку, чем взрослые. Ребёнок с лёгкостью лепит свой интерес, страх, болезнь, в отличие от взрослого, который старается добиться тождественного сходства с пугающей собакой или кошмаром из сна. При этом каждый получает посыл: я и мой страх/ гнев/болезнь – не есть одно и то же. Мы разделимы, а, значит, с этим можно что-то делать. Это и происходит на занятиях, причём результат отправляется «прямой дорогой» в бессознательное.
Для облегчения процесса визуализации на каждом занятии детям демонстрируются мультфильмы по теме. Увидев, какими страхи представляют себе художники, становится проще изобразить свою собственную концепцию. В данной программе подобраны мультфильмы на каждую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glinyanye_prevrashchalki_moya_programma.docx | 95.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская адаптационно-развивающая и коррекционная программа занятий
лепки из глины
«Глиняные превращалки»
Пояснительная записка
«Бог слепил человека из глины, и остался
у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил
человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
Проблема адаптации ребёнка к обучению в школе является одной из важных в психологии образования, т.к. от того, как он адаптируется, насколько успешно пройдут его первые месяцы пребывания в образовательном учреждении, зависит успешность всего его обучения в дальнейшем, отношение к учению, учителям и сверстникам.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей к систематическому обучению, поэтому переход от дошкольного к школьному детству в возрастной психологии характеризуется, как кризисный период.
Начало обучения связанно с коренной ломкой жизненных стереотипов ребенка. Меняется социальная ситуация развития, тип общения его с окружающими, ребенок осваивает новые социальные роли, правила поведения в школе.
Адаптация к обучению связана с внутренним напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не всегда этот процесс проходит успешно, по разным причинам этот процесс может протекать довольно сложно и болезненно, что отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии. В последнее время становится все больше детей, которые испытывают трудности к адаптации в школе, они приводят к дезадаптации. Эти дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой.
Творчество детей - это особый вид искусства, это созданный жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с изобразительными и пластическими материалами. Оно помогает преодолеть страхи и тревожность, раскрыть дополнительные возможности в личности и поведении детей, снять психоэмоциональное напряжение, развить способность сочувствовать, сопереживать, понимать состояние окружающих — качества, необходимые для успешного общения. В частности всеми этими качествами обладает лепка.
ГЛИНА — это природный материал, то и на человека она воздействует также, как сама природа. Работать с глиной также приятно, как гулять в лесу или наслаждаться видом на море, она гармонизирует человека, снимает стресс, улучшает настроение. В глине содержится много минералов (все наслышаны о лечебных свойствах глины) и она благотворно воздействует на организм. Она обладает целым рядом преимуществ. С ней легко работать и она принимает любую форму, ее можно смешивать с водой, взбивать, бросать. Для работы с глиной не требуются особенные условия и подготовка, а занятия глинотерапией можно проводить как индивидуально, так и в коллективе. В процессе творчества дети часто общаются, разговаривают, обмениваясь мыслями друг с другом, делятся ощущениями. Такой способ совместной деятельности способствует развитию речевых навыков, умению вербально выражать свои чувства.
Чем полезна лепка и лепка из глины в частности :
1.УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ.
• Когда ребенок разминает глину в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, а это напрямую влияет на развитие речи, координацию движений, память и логическое мышление.
• Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.
• Когда он создает из стандартных кусочков новые формы, развивается образное, абстрактное и логическое мышление, развиваются его творческие способности. Также во время лепки развиваются воображение и образное мышление.
• Когда ребёнок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции.
• Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и образы, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный результат, сравнив его с оригиналом.
2. ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ.
• Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние.
• Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность.
• При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить существующие внутренние конфликты и противоречия.
• Лепка позволяет «опредметить» отрицательные эмоции и преодолеть через физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку и изменить ее, чтобы получилась другая, положительная. Таким образом, лепка помогает выразить негатив в социально-приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой.
• Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.
• Произведения, которые создает ребёнок, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем.
• Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.
• В психологии активно лепка активно используется как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.
• Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи поддругим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.
3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
• Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки.
• Лепка знакомит детей с понятиями формы, даёт опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой».
Программа «ГЛИНЯНЫЕ ПРЕВРАЩАЛКИ» рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, возраст участников – 6 - 10 лет.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-9 лет.
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения,
- формирование адекватного отношения к себе и окружающим, развитие к5оммуникат ив6ных способностей, профилактика асоциального поведения
- развитие речи и творческого воображения.
- смягчение эмоционального дискомфорта,.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений, координации «рука-глаз»
- развитие коммуникативных навыков, увеличение словарного запаса, качества связной речи
- развитие и обогащение эмоциональной сферы - развитие способности выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
- обучение умению самостоятельно решать проблемы;
- формирование адекватной самооценки детей.
- развитие творческого воображения, фантазии;
- развитие умения доверять себе и другим
КОРРЕКЦИОННЫЕ
- способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;отреагирование негативных эмоций, препятствующих полноценному личностному развитию.
- оказание психологической поддержки помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;
- оказание психологической поддержки детям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;
- помощь в становлении произвольной регуляции поведения
- помощь в достижении взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;
- развитие силы рук и пальцев, коррекция тремора рук.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
снижение агрессивности, страхов, тревожности у детей;
адаптация детей в коллективе
эмоциональная грамотность
развитие волевой регуляции у детей с гиперактивностью
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.
- минилекции, просмотр отрывков из мультфильмов, беседы
- психогимнастические упражнения
- упражнения на визуализацию образов;
- игры;
- лепка;
- пальчиковая гимнастика
- обсуждение;
- релаксация.
Количество – 10 занятий. Время проведения занятия – 45 мин.
Всего – 7 часов 30 мин.
Количество детей в группе: 5-7 человек.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ | ВРЕМЯ |
Знакомство с группой. Знакомство с глиной. Произвольная лепка. | Упражнение «Снежный ком». Рассказ психолога об истории гончарного мастерства. Мультфильм «Живая глина» Техника безопасности и приёмы работы с глиной. Пальчиковая гимнастика. Лепка на свободную тему. Рефлексия. Упражнение «Башня прощания» | 45 мин | |
Лепка по образцу. | Упражнение «Снежный ком. Здравствуйте все!». (вариация) Сказки гончарной стороны. Просмотр мультфильма «Глинька» Беседа на тему занятия. Пальчиковая гимнастика. Лепка зайчика по образцу Упражнение «Зайчик» Обсуждение Рефлексия. Упражнение «Башня прощания» | 45 мин | |
Знакомство с эмоциями | Упражнение «А вы не знаете про меня, что…» Минилекция о чувствах и эмоциях Загадки по теме занятия Упражнение «Вспомни эмоции и изобрази» Пальчиковая гимнастика. Лепка «Мой интерес» Обсуждение Рефлексия Упражнение «Башня прощания» | 45 мин | |
Работа с грустью | Упражнение «Затейники» Беседа на тему занятия. Мультфильм «Как ослик грустью заболел» Пальчиковая гимнастика. Лепка «Моя грусть » Трансформация «Моя радость» Обсуждение Упражнение «Передай радость» Упражнение «Башня прощания» | 45 мин | |
Работа с гневом | Упражнение «Волшебный зоопарк» Беседа на тему занятия. Аутотренинг (справимся с гневом) Мультфильм «Злость, уходи!» Лепка «Мой гнев» Пальчиковая гимнастика. Трансформация «Доброта» Обсуждение Рефлексия Упражнение «Башня прощания» | 45 мин | |
Работа со страхами | Упражнение «Дед Картошка» Беседа на тему занятия. Мультфильм «ничуть не страшно» Пальчиковая гимнастика. Лепка «Мой страх» Трансформация «Моя радость» Обсуждение Упражнение «Солнечные лучики» Упражнение «Башня прощания» | 45 мин | |
Работа с обидой | Упражнение «Рисование на спине» Беседа на тему занятия. Мультфильм «Обида» Лепка «Моя обида» Пальчиковая гимнастика. Трансформация «Моё прощение» Обсуждение Упражнение «Аплодисменты по кругу» Упражнение «Башня прощания» | 45 мин | |
Работа с ленью | Игра «Путаница» Беседа на тему занятия. Мультфильм «Сказка про Лень» Пальчиковая гимнастика. Лепка «лень» Трансформация «Моё трудолюбие» Обсуждение Упражнение «Спасибо за прекрасный день» Упражнение «Башня прощания» | 45 мин | |
Приключения микроба. | Упражнение«Тень» Беседа на тему занятия. Загадки о ЗОЖ Мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок» Пальчиковая гимнастика. Лепка «Когда я болею» Трансформация «Моё здоровье» Обсуждение Упражнения «Тёплые ладони», «Волшебное озеро» Упражнение «Башня прощания» | 45 мин | |
Совместная лепка. | Упражнения «Пожелания», «Обезьянки», «Доброе животное» Пальчиковая гимнастика. Мультфильм ««Раз,два – дружно!» Упражнение «Лепка по кругу» Обсуждение Упражнение «Моя ладошка» Упражнение «Башня прощания» | 45 мин |
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
ЦЕЛЬ – познакомить детей между собой, познакомить с материалом (глиной), познакомить с техникой безопасности и правилами при работе с глиной, освоение основных приёмов лепки.
Психолог встречает детей, все встают в круг.
- Упражнение «Снежный ком».
Цель - знакомство детей с психологом и между собой, создание благожелательной обстановки.
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
- Беседа
Цель – расширить у детей представления о материале, познакомить с корнями и историей гончарного мастерства.
Дети садятся за большой круглый стол.
Психолог: Ребята, кто из вас пробовал что-то лепить? А из чего Вы лепили? Вам нравилось это занятие?
А сейчас попробуйте отгадать такую загадку:
Гончар для меня разведёт жаркий пламень.
Сухая, я твёрдой бываю как камень.
Размочат - как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, в посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая?
Вы правы, ребята, в данной загадке речь идёт о глине, природном материале, близком родственнике песка и камня. Психолог рассказывает о глине и показывает им, какая бывает глина: сухая, влажная, жидкая
А кто-нибудь из вас пробовал лепить из глины? Как у вас получалось?
Так вот на наших занятиях мы с вами тоже будем заниматься лепкой, но не просто лепкой, а волшебной. Мы с вами будем заниматься превращениями, как самые настоящие волшебники.
Но обо всем по порядку.
Глина, ребята, с древних времён служит человеку. Издревле люди знали о её лечебных свойствах – глина способна очищать раны, снижать температуру и даже омолаживать. А ещё люди широко пользуются изделиями из неё. Вы знаете, как называются изделия из глины? Керамические. Кто из вас может сказать, что люди делают из глины? Да, это горшки, миски, кувшины, блюда, вазы, тарелки и многие другие предметы, необходимые нам в быту. А ещё кирпичи и цветочные кашпо. Некоторые изделия получаются настолько красивыми, что даже становятся произведением искусства А кто из вас знает, как называют мастеров, работающих с глиной? Это гончары.
Вы знаете откуда гончары берут глину? Правильно, глину добывают из земли. В природе она находится под верхним слоем земли, как правило, возле рек и озёр, на склонах холмов. Найти её совсем не сложно. Если вы выезжаете с родителями на природу, на дачу, то возле водоёмов можете и самостоятельно найти этот чудесный материал
Случается, что геологи обнаруживают большие запасы глины в одном месте. Такое месторождение называется карьером. Оттуда специальные машины везут глину на предприятия, где её очищают от камней и мусора. Кто-то из вас может сказать, какого она цвета? Ребята, оказывается, глина в природе бывает разных цветов. Красная, белая, и даже голубая.
А сейчас мы с вами посмотрим небольшую сказку о гончарах
- Просмотр мультфильма.
(демонстрируется м/ф «Живая глина» Режиссер: Ирина Кривошеева Узбекфильм 1982г )по мере просмотра психолог комментирует происходящее , акцентирует внимание детей на гончарном ремесле, изделиях из глины и т. д. ) По завершении детям задаётся вопрос: о чём эта сказка? Правильно, каждый должен заниматься своим делом, которое у него хорошо получается.
- Ну а теперь мы с вами немного поговорим о правилах работы с глиной.
Как вы думаете, можно ли глину есть, облизывать? Конечно же нет. Во время работы с глиной лучше вообще ничего не брать в рот – конфеты, печенья – всё это вы успеете покушать, когда мы закончим.
Также не следует пробовать или пить воду, в которой мы с вами будем смачивать руки.
Конечно же глиной нельзя бросаться друг в друга и нельзя бросать её на пол.
А что нужно сделать после того как занятие заканчивается? Правильно, убрать за собой своё рабочее место и обязательно с мылом вымыть руки.
- Упражнение «Приступаем к лепке»
Цель – освоение приёмов лепки из глины
Психолог:А сейчас я раздам вам по небольшому кусочку глины и мы с вами попробуем выполнить простые действия с глиной. Но перед этим нам с вами нужно хорошенько приготовить свои руки:
Руки хорошо потрём,
До тепла их разотрём.
Нежно их погладим,
Слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
Что нам нужно – то слепите!»
Психолог раздаёт детям по небольшому кусочку тестообразной глины, поясняя, что для более эффективной работы, нужно держать руки влажными (для этого на столах стоят контейнеры с водой). Выполняются следующие приёмы лепки:
- раскатывание между ладонями цилиндрической формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов
- скрепление цилиндрической форм в виде кольца;
- скатывание шарообразной формы между ладонями для изготовления шарообразных предметов;
- расплющивание шарообразной формы в лепёшку; загибка краев расплющенной формы;
- вдавливание шарообразной формы;
- вдавливания цилиндрической формы;
- обострение и закругления цилиндрической формы;
- оттягивания глины с основного куска;
- прилепливания одного куска к другому;
- оттягивание деталей от общего куска;
- примазывания отдельных частей друг к другу.
6. Рефлексия
Цель – получение обратной связи.
Ребята, у вас всё очень здорово получилось. А теперь скажите мне, кто знает, что такое смайлики? Правильно это круглые рожицы, изображающие разные чувства и настроения. Так вот сейчас вам будет такое задание: слепите смайлик, изображающий ваше настроение в данный момент. А я смогу узнать, понравилось ли вам занятие?
Дети лепят смайлики.
Психолог. Как здорово у всех получилось! Ребята, давайте придумаем имя каждому смайлику, а потом вы расскажете друг другу, что он выражает, Дети придумывают имена и говорят о чувствах и эмоциях.
- Прощание.
Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
Занятие 2
Цель – сплочение группы, применение на практике приёмов работы с глиной. Лепка по образцу.
- Упражнение «Снежный ком. Здравствуйте все!». (вариация)
Цель – закрепление в памяти имён членов группы, создание благоприятной атмосферы.
Первый участник называет свое имя и добавляет «Здравствуйте все!» Следующий по кругу называет своё имя, затем обращается к предыдущему «Здравствуй, … ! Здравствуйте все!» Таким образом, каждый следующий здоровается со всеми предыдущими, добавляя «Здравствуйте все!» Заканчивает первый игрок, обращаясь поочерёдно к каждому ребёнку в кругу по отдельности, завершая словами «Здравствуйте все!»
- Беседа
Психолог: Ну вот , ребята, мы с вами поздоровались и можем приступать к занятию. На прошлом занятии мы с вами начали говорить про глину, про гончаров и посмотрели сказку о гончарах. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с глиной и будем уже лепить
Вы помните мультфильм, который мы посмотрели ? Помните о чем он? Сейчас мы с вами посмотрим ещё одну сказку на эту тему.
- Демонстрация м/ф «Глинька. Сказка гончарной стороны» из цикла мультфильмов «Гора самоцветов»
Цель – подготовка у визуализации собственных образов
Психолог: Сейчас я раздам вам по кусочку глины и мы приступим к лепке. Сегодня я буду показывать вам приёмы работы с глиной на практике и мы все вместе слепим зайчиков. У каждого он будет свой, отличный от других. Но у все обязательно получится.
Но сначала давайте приготовим свои ручки:
Руки хорошо потрём,
До тепла их разотрём.
Нежно их погладим,
Слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
Что нам нужно – то слепите!»
Ручки готовы?
Психолог раздаёт детям по шарообразному куску глины. Просмотрите, ребята, на свои кусочки. Какие они? Теплые? Холодные? Хорошо ли поддаются лепке? Не очень. Дело в том, что перед тем, как приступитьб к выполнению какого-то изделия, глину нужно как следует размять и согреть в своих руках. А для этого нам с вами нужны сильные руки и пальцы! Чтобы наши ручки не уставали и были сильными, мы с вами выполним пальчиковую гимнастику:
- Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель - Развитие мелкой мускулатуры пальцев , точной координации движений, Совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи, а также зрительно–двигательной координации.
Массаж или самомассаж фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца: направление массажных движений – о ногтевой фаланги к основанию пальца).
Вырос у нас чесночок указательный – левая рука
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец – правая рука
Ими друзей угощали, средний
Квасили, ели, солили, безымянный
С дачи домой увозили.указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг огород. большой палец правой руки
- Лепка из глины.
Психолог. Ну, теперь наши пальчики тоже готовы и мы начинаем лепить зайчика.
Поэтапные шаги лепки взяты из мастер-класса Марины Викторовны Алябьевой.
После того как наши зайчики готовы, давайте придумаем, как же их всё-таки зовут, а потом познакомим их между собой. Думаю, они будут рады приобрести новых друзей.
- Упражнение «Зайчик»
Цель – подготовка к визуализации внутренних образов, развитие речи, навыков коммуникации.
Каждый ребёнок берёт в руки своего зайчика и произносит следующее:
Я – зайчик по имени….. Я живу в…. У меня есть много друзей, их зовут….. но я с радостью познакомлюсь с вами.
Так по кругу, пока каждый из детей не представит своего зайчика. Зайчики могут на столе поиграть, попрыгать, пообщаться.
6. Рефлексия
Цель – получение обратной связи.
Ребята, теперь, когда наши зайчики подружились, пусть они расскажут остальным, насколько понравилось им наше занятие.
Дети по очереди дают обратную связь от имени своих зайчиков.
- Прощание.
Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
Занятие 3
Цель – знакомство с эмоциями, развитие эмоциональной сферы
- Упражнение «А вы не знаете про меня, что…»
Материалы – мяч
Цель – создание позитивного настроя, снятие тревожности, сплочение группы
Все участники стоят в кругу и передают по часовой стрелке мяч, каждый получивший мяч произносит фразу А вы не знаете про меня, что…» и заканчивает её. Если кто-то говорит: «Я знаю!», то окончание фразы заменяется на другой вариант.
2. Беседа.
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о чувствах и эмоциях. Кто-то из вас знает, что это такое?
(ответы детей) Резюме психолога.
Так вот, ребята, Эмоции – это переживания, отражающие наши с вами приятные и неприятные ощущения, отношение к себе, к другим людям, а также к обстоятельствам, в которых мы оказались. Эмоции дополняют нашу речь, раскрывая богатство нашего внутреннего мира. Мы с вами все разные, следовательно, все люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане по силе эмоций. Вспомните, о ком-то говорят, это спокойный человек, а тот всегда чему-то рад. Этот трус, а другой храбрый. Все эти определения как раз и относятся к эмоциям человека.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
На всех нас – настроение.
Кто веселится,
Кто грустит,
Кто испугался,
Кто сердит.
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
А теперь я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать
Укротитель к тигру в клетку
Входит запросто нередко
Мне в себе всегда хотелось
Воспитать такую… (смелость)
Слаще мёда, мягче пуха.
Отдохни! — всё шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить. (Лень)
Вечер. В доме тихо-тихо,
Только тикают часы.
Кот сидит на кресле, дремлет,
А вокруг витают сны. (спокойствие)
У меня сегодня День рожденья
И подарков от друзей не счесть:
Книжки, сладости, игрушки,
Даже шар воздушный есть! (радость)
Я зимой поймал снежинку,
Подобрал на горке льдинку.
Прибежал домой и …ах!
Лишь вода была в руках. (огорчение)
Наш Серёжа хмурит брови
И грозит всем кулаком.
Да, сегодня он не в духе –
Навестим его потом. (злость)
Ночь пришла, и в темноте
Тени движутся везде.
Гном забрался под кровать.
Спрятался и стал дрожать. (страх)
Говорят, что на поляну
Приземлились марсиане.
Гном спешит увидеть сам:
Кто же появился там? (любопытство, интерес)
Рты растянулись до ушей
В глазах добра с избытком.
Что вижу я у малышей
На личиках? (улыбку)
3. Упражнение «Вспомни эмоции и изобрази»
Цель – развитиевнимания к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.
Ребята, а теперь давайте вспомним и попробуем сами изобразить разные эмоции:
Представьте, что вы встретили любимую бабушку, которую очень давно не видели ( радость) ;
Представьте, что вы случайно разбили любимую мамину чашку. (грусть)
Представьте, что вы остались одни в тёмном лесу ( страх) ;
Представьте, что на клумбе вы увидели очень необычный, волшебной красоты цветок ( удивление, восторг);
Представьте, что у вас отняли или испортили вашу любимую игрушку ( грусть, злость);
Представьте, что вы сначала обиделись, а потом помирились со своим другом ( радость) .
Вопросы: а теперь скажите, какие эмоции вам было проще всего изобразить (ответы детей).
Почему? Какие эмоции было приятнее изображать? (положительные: радость, удивление) Почему? (от них приятно, тепло, хорошо) Как думаете можно управлять своими эмоциями? Как это можно сделать? (ответы детей.) Для чего нам надо управлять своими эмоциями? (для своего здоровья, чтобы другим было приятно общаться с нами и т. д.)
Сейчас ребята мы с вами посмотрим небольшой мультфильм
4. Просмотр мультфильма Паровозик из Ромашкова (1967) комментарии психолога по поводу эмоций, испытываемых героями.
Обсуждение мультфильма. Что вы увидели? Какие эмоции испытывали герои?
Лепка.
А сейчас мы с вами снова займемся лепкой. А для этого как всегда, нам нужно подготовить руки для лепки.
5. Пальчиковая гимнастика «Считаем насекомых»
Цель - Развитие мелкой мускулатуры пальцев , точной координации движений, Совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи, а также зрительно–двигательной координации.
Дружно пальчики считаем —
Насекомых называем.(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
0й, сюда комар летит! (Вращают мизинцем)
Прячьтесь! (Прячут руки за спину)
Скажите, ребята, вам интересно сегодняшнее занятие? Это очень хорошо. Так вот сегодня у вас будет очень важное и интересное задание. Представьте себе, что ваш интерес – это какое-то живое существо. Это может быть не только человек, но и кошка, собака или какое-то неизвестное науке животное. А, возможно, это наш старый знакомый смайлик. Возьмите в руки глину и попробуйте слепить , как бы мог выглядеть ваш интерес. Дайте ему имя.
А теперь каждый из интересов может представиться и рассказать о себе. Что ему нравится, чем он любит заниматься, какие книги читает, в какие любит играть игры.
Здесь психолог может задать любые интересующие его вопросы касательно ребёнка: любишь ли ты читать, какие тебе нравятся сказки, о чем ты мечтаешь т т д
По завершении лепки все интересы «общаются» между собой – знакомятся, играют.
6. Рефлексия
Цель – получение обратной связи.
Ребята, теперь, когда наши интересы подружились, пусть они расскажут остальным, насколько понравилось им наше занятие.
Дети по очереди дают обратную связь от имени своих зайчиков.
- Прощание.
Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
Занятие 4
Цель – трансформация эмоций Работа с грустью
- Упражнение «Затейники»
Цель – настрой на работу, снижение тревожности .
Выбирается водящий и выходит за дверь. Остальные встают в круг. В группе выбирается «затейник», который будет показывать остальным различные движения (возможно под весёлую музыку). Вся группа повторяет за ним.
Задача водящего – наблюдая за членами группы определить «затейника». Далее «затейник» становится водящим и выходит за дверь, а группа выбирает нового «затейника» Каждый участник группы должен побыть во всех трёх ипостасях – водящий, «затейник», исполнитель.
- Беседа
Ну, вот, ребята, мы с вами начинаем новое занятие. Для того, чтобы вы поняли, о чём сегодня пойдёт речь, мы с вами посмотрим мультфильм.
Демонстрируется мультфильм «Как Ослик грустью заболел» (1987г)
Ребята, о чём этот мультфильм, что произошло с осликом Плюшем? Почему?
Как можно узнать, что ослик грустит?
Скажите, а вы сами грустили когда-нибудь? При каких обстоятельствах это случилось, что с вами произошло? Как вы грустили, что вы при этом делали?(опрос каждого ребёнка)
- Лепка
Цель – визуализация собственной грусти, плохого настроения.
Сначала мы с вами, как всегда, приготовим пальчики, чтобы размять глину.
5. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин »
Цель - Развитие мелкой мускулатуры пальцев , точной координации движений, Совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи, а также зрительно–двигательной координации
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Эта долька для ежа,
Эта долька для ужа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
(загибают пальчики в кулачки начиная с мизинца)
А для волка кожура – (трясут кистями рук)
Он сердит на нас беда! (прячутся)
Ну вот, наши руки готовы, мы начинаем разминать глину и лепить… грусть. Давайте посмотрим, как она выглядит у вас?
( Дети лепят свою грусть.Часто это грустный котёнок, щенок, смайлик или ещё что-то)
Кто готов? Расскажи нам, пожалуйста, где живёт твоя грусть? Она часто портит твоё настроение? А зачем она это делает? (дети часто отвечают, что ей просто скучно). А как тебе кажется, что можно для неё сделать, чтобы она перестала грустить и не стала заставлять грустить тебя.? (Ответы как правило; ей нужен друг, игрушки, телефон и т .д. кто-то говорит, что грусть хочет слетать в космос или покататься на велосипеде).
Вопросы задаются КАЖДОМУ ребёнку.
Наша с вами группа не зря называется «волшебные превращалки» . Мы с вами здесь – настоящие волшебники. Давайте превратим нашу грусть в…. что будет, если мы перестанем грустить? Что было с осликом? Правильно – он стал радоваться)) А мы? Мы тоже станем радоваться.
Итак… превращение начинается.
Ребята, сейчас мы с вами сделаем так, что наша грусть перестанет грустить. Как вам кажется, если это будет уже не грусть, то как мы её назовём? Правильно, наша грусть превратится в радость. Сейчас вы должны взять в руки свою поделку и снова смешать глину в руках. Многие из вас говорили, что для того, чтобы грусть перестала грустить, она нуждается в каких-то дополнениях, Сейчас, когда у вас в руках снова простой кусок глины, оторвите от него такую часть, из которой вы сможете слепить для грусти друга/игрушку/телефон (что назовут дети)
Далее дети лепят из того же куска глины прежнюю поделку но с дополнением. Кто-то лепит мяч, куклу, даже летающую тарелку.
Психолог: Посмотрите сейчас на то. Что у вас получилось. Как вам кажется, станет ли и дальше ваша грусть грустить? Нет, теперь она не одна, а с другом/мячом/ те6лефоном и т. д. У неё исполнилась заветная мечта, она летит в космос. Как вам кажется, что с ней происходит? Она радуется. Вот мы с вами и превратили грусть в радость, посмотрите, как здорово получилось!
А вы знаете, как можно определить, что человек радуется? Вы сами радовались когда-нибудь?
Далее вопросы. КАЖДОМУ РЕБЁНКУ.
Когда ты радовался? По какому поводу? Что ты делал, когда радовался? Посмотри на свою радость. Давай придумаем ей имя, как её зовут? Чем она любит заниматься? Всем людям нравится радоваться. Давай придумаем, где она будет жить. (Варианты – в твоей комнате/под подушкой/ под кроватью…. Оптимально, если ребёнок готов поселить радость в своём сердце.Если сразу не получается – не настаиваем)
6. упражнение «Передай радость»
Дети встают в круг, берутся за руки. Ведущий поворачивает голову к соседу слева, улыбаеься ему и одновременно поживает руку со словами: «Я передам вам свою радость, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что радости стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.»
. Ребёнок, получивший «Эстафету», передаёт ему следующему, до тех пор, пока рукопожатие и улыбка не «вернутся» к ведущему.:.»
- Прощание.
Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
Занятие 5
Цель - Развитие эмоциональной сферы. Работа с гневом
- Упражнение «Волшебный зоопарк»
Цель – установление психологического контакта, снятие эмоционального напряжения , тревоги.
Из числа играющих выбирается водящий, которому предлагается не надолго выйти за дверь. Остальные участники загадывают какое-то животное. Когда водящий возвращается, они по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими животного. Водящий отгадывает.
- Беседа.
Ребята, сегодня мы с вами снова будем говорить о каком-то чувстве и будем его превращать. А для того, чтобы вы догадались, о каком чувстве идёт речь, мы посмотрим небольшой мультфильм.
Демонстрируется серия «Злость, уходи!» из цикла «Наш друг мишка Сяоми»
Психолог: Ребята, так вы догадались, о каком чувстве пойдёт речь? Правильно, о злости, или о гневе, как ещё её называют. Ребята, скажите, а вы самостоятельно можете узнать, что человек сердится/злится? Как это можно сделать? Как вы думаете, злость – это хорошая эмоция или плохая? Может ли она нам пригодиться?
Скажите, а вы сами злились на кого -нибудь? При каких обстоятельствах это случилось, что с вами произошло? Как вы злились, что вы при этом делали?(опрос каждого ребёнка) А доводилось ли вам видеть, как кто-то из ваших знакомых сердится/злится? Какое чувство вы в этот момент к нему испытывали?
Сейчас я подскажу вам, как можно расслабиться, чтобы перестать злиться.
Если очень рассердился,
На кого-то разозлился,
Ручки сжать, глaза закрыть,
И тихонько говорить:
«Я спокоен, не кричу,
И ногами не стучу.
И не буду я сердиться –
Злость совсем не пригодится!
Дружно до пяти считаем,
Глазки тихо открываем…
1, 2, 3, 4, 5,
Нужно тихо всем сказать.
Кулачки нам всем разжать, (Разжать кулаки, дунуть.)
Их повыше поднимаем,
Злость мы в небо отпускаем!
А для того, чтобы нам заняться превращением злости, давайте приготовим руки.
- Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»
Цель -Развитие мелкой мускулатуры пальцев , точной координации движений, Совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи, а также зрительно–двигательной координации
Мы капусту рубим, рубим,
(«Рубим капусту» на поверхности стола)
Мы капусту солим, солим,
(обе руки сложены щепотью и «солят»)
Мы капусту мнем, мнем
(сжимаем и разжимаем кулаки)
А морковку трем, трем
(Трем ладони друг об друга)
Все перемешаем
(перемешиваем в горизонтальной плоскости)
В бочки набиваем
(Ладонь на ладонь, «уминаем» капусту, руки прямые)
Ну вот, наши руки готовы, мы начинаем разминать глину и лепить… злость. Давайте посмотрим, как она выглядит у вас?
Вы встречали в жизни добрых людей? Как к ним относятся окружающие?
( Дети лепят свою злость. Часто это злой монстр, герои мультфильмов, злая собака )
Далее С КАЖДЫМ РЕБЁНКОМ :
Кто готов? Расскажи нам, пожалуйста, где живёт твоя злость? Она часто портит твоё настроение? А зачем она это делает? А как тебе кажется, что можно для неё сделать, чтобы она перестала злиться и не стала заставлять злиться тебя?
На прошлом занятии мы превращали грусть в радость. А как вам кажется, во можно превратить злость? Ну конечно в доброту. Сейчас мы с вами снова становимся волшебниками и…. смешиваем свою поделку в ком глины. Если кому-то нужно, можно отщипнуть часть глины для какого-то атрибута доброты, если нет, то просто перелепливаем доброту из того же количества глины.
Ну, вот. У каждого из вас злость превратилась в доброту. Давайте немного поговорим о ней.
Вы встречали в жизни добрых людей? Как к ним относятся окружающие?
Далее вопросы. КАЖДОМУ РЕБЁНКУ.
Посмотри на свою доброту. Давай придумаем ей имя, как её зовут? Чем она любит заниматься? Давай придумаем, где она будет жить. (Варианты – в твоей комнате/под подушкой/ под кроватью…. Оптимально, если ребёнок готов поселить радость в своём сердце.Если сразу не получается – не настаиваем)
- Упражнение «Круг прощания»
Цель – получение обратной связи
Участники встают в круг, в руках у психолога мяч. Педагог произносит фразу «Сегодня на занятии мне понравилось…» и передаёт его соседу слева. Каждый ребёнок, получив мяч в руки, говорит о своём впечатлении о занятии.
- Прощание.
Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
Занятие 6
Цель – трансформация эмоций Работа со страхом
- Упражнение «Дед Картошка»
Цель: снятие напряжения и зажимов, развитие инициативы, сплочение группы.
Выбирается водящий на роль деда Картошки и выходит за дверь. Остальные участники придумывают какое-то занятие (например копать ) согласовывая между собой, как с помощью мимики и жестов можно изобразить процесс копания. Дед Картошка возвращается. Участники:
- Дед Картошка, возьми нас на работу!
- А что вы умеете делать?
Мы не скажем, а покажем!
Участники начинают изображать действие, а дед Картошка отгадывает.
- Беседа
Психолог: Ребята, мы с вами продолжаем заниматься превращениями, и сегодня нам с вами снова предстоит большая работа. А для того, чтобы вы догадались, о каком чувстве идёт речь, давайте посмотрим мультфильм.
Демонстрируется мультфильм «Ничуть не страшно!» (1981г)
Ребята, так вы догадались, о каком чувстве пойдёт речь? Правильно, о страхе. Скажите, а вы самостоятельно как-то можете узнать, что кто-то боится? Как это можно сделать? Как вы думаете, страх – это хорошая эмоция или плохая? Может ли она нам пригодиться? (хорошо подвести детей к тому, что страх необходим, как инстинкт самосохранения) Но всегда ли нам нужен страх? Конечно нет, если всего бояться, то и на улицу из дома не выйдешь.
Скажите, а вы сами боялись на когда-нибудь? При каких обстоятельствах это случилось, что с вами произошло? Что с вами в тот момент происходило, вы делали?(опрос каждого ребёнка)
- Пальчковая гимнастика «Тесто»
Цель - Развитие мелкой мускулатуры пальцев , точной координации движений, Совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи, а также зрительно–двигательной координации
Тесто ручками помнем
Сладкий тортик испечем
(сжимаем и разжимаем пальчики как будто мнем тесто)
Середину смажем джемом
А верхушку сладким кремом
(круговые движения ладошками по плоскости стола)
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко
(сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай
В гости друга приглашай.
Ну вот, наши руки готовы, мы начинаем разминать глину и лепить… страх . Давайте посмотрим, как он выглядит у каждого вас?
( Дети лепят свой страх)
Кто готов? Расскажи нам, пожалуйста, где живёт твой страх? А откуда ты узнал, что он там есть? (очень часто источником страха оказываются родители. Дети отвечают: мама сказала, что под кроватью живёт Бабай или нечто подобное. В этом случае есть повод поговорить с родителями) Ты его видел? Он часто тебе мешает? А как ты думаешь, зачем он это делает. Как тебе кажется, ты можешь для него что-то сделать, чтобы он перестал тебя пугать? Вопросы задаются КАЖДОМУ ребёнку.
Ребята, мы с вами не должны забывать, что мы с вами здесь – настоящие волшебники. Давайте превратим наш страх в…. что будет, если мы перестанем бояться? Что было с мальчиками в мультфильме? Правильно – они стали смелыми))
А мы? Мы тоже можем такими стать.
Итак… превращение начинается.
Ребята, как вам кажется, если это будет уже не страх, то как мы его теперь назовём? Правильно, он превратится в храбрость/смелость . Сейчас вы должны взять в руки свою поделку и снова смешать глину в руках. Сейчас, когда у вас в руках снова простой кусок глины, оторвите от него такую часть, из которой вы сможете слепить для страха друга/игрушку/телефон, чтобы он отвлёкся и перестал вас пугать (что назовут дети)
Далее дети лепят из того же куска глины прежнюю поделку но с дополнением. Психолог: Посмотрите сейчас на то, что у вас получилось. Как вам кажется, будет ли страх снова вас пугать, если у него….? (если ребёнок отвечает, что будет, значит, работа не прошла и повторяем вопрос: что нужно страху, чтобы он переключил своё внимание на что-то (не кого-то!) другое и перестал тебя пугать?
Может быть, у него есть мечта? Давайте попробуем её исполнить, ведь мы же волшебники! Как вам кажется, что с ним происходит?
Вот мы с вами и превратили страх в смелость, посмотрите, как здорово получилось!
Далее вопросы. КАЖДОМУ РЕБЁНКУ.
Когда ты был смелым и не боялся? Что ты делал? Посмотри на свою смелость. Давай придумаем ей имя, как её зовут? Чем она любит заниматься. Давай придумаем, где она будет жить. (Варианты – в твоей комнате/под подушкой/ под кроватью…. Оптимально, если ребёнок готов поселить смелость в своём сердце.Если сразу не получается – не настаиваем)
- Прощание «Солнечные лучики».
Дети встают в круг, протягивают руки вперёд и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
- Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
Занятие 7
Цель - Развитие эмоциональной сферы. Работа с обидами
- Упражнение «Рисование на спине».
Цель: развивать кожную (тактильную) чувствительность.
Дети разбиваются встают в круг, поворачиваются в затылок друг другу каждый ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка и т.д.), печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.
- Беседа.
Ребята, сегодня мы с вами снова будем говорить о каком-то чувстве и будем его превращать. А для того, чтобы вы догадались, о каком чувстве идёт речь, мы посмотрим небольшой мультфильм.
Демонстрируется мультфильм "Обида"
Из серии мультфильмов: Четверка друзей (экран, 1979)
Да, сегодня мы с вами поговорим про обиду.
Скажите, а вы самиможете увидеть, что кто-то обиделся? По каким признакам это можно сделать? Как вы думаете, обида – это хорошая эмоция или плохая? Может ли она нам пригодиться? (хорошо подвести детей к тому, что обида вредит дружбе)
Скажите, а вы сами обижались на когда-нибудь? При каких обстоятельствах это случилось, что с вами произошло? Что с вами в тот момент происходило, вы делали?(опрос каждого ребёнка)
- Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель - Развитие мелкой мускулатуры пальцев , точной координации движений, Совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи, а также зрительно–двигательной координации
Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками по столу.)
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику)
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Ну вот, наши руки готовы, мы начинаем разминать глину и лепить… обиду.у каждого из вас она будет разная, давайте посмотрим, как она выглядит у каждого вас?
( Дети лепят обиду)
Кто готов? Расскажи нам, пожалуйста, где живёт твоя обида Она часто ктебе цепляется? А как ты думаешь, зачем она это делает?. Как тебе кажется, ты можешь для неё что-то сделать, чтобы она перестала тебе мешать дружить? Вопросы задаются КАЖДОМУ ребёнку.
Ребята, мы с вами не должны забывать, что мы с вами здесь – настоящие волшебники. Давайте превратим нашу обиду в…. что происходит, когда мы перестаём на кого-то обижаться? Правильно – обиду можно заменить на прощение.))
Итак… превращение начинается.
Дети «ломают» обиду. Психолог: Сейчас, когда у вас в руках снова простой кусок глины, оторвите от него такую часть, из которой вы сможете слепить для обиды то, в чём она нуждалась, чтобы она забыла о вас. Далее дети лепят из того же куска глины прежнюю поделку но с дополнением. Психолог: Посмотрите сейчас на то, что у вас получилось. Как вам кажется, будет ли обида снова к вам приставать? Всё ли вы для неё сделали?
Вот мы с вами и превратили свою обиду в прощение. Посмотрите, как здорово получилось!
Далее вопросы. КАЖДОМУ РЕБЁНКУ.
Когда ты обижался, а потом прощал. Что ты чувствовал?Что ты делал при этом? Посмотри на своё прощение. Давай придумаем, как его зовут, где оно будет жить. (Варианты – в твоей комнате/под подушкой/ под кроватью…. Оптимально, если ребёнок готов поселить прощение в своём сердце.Если сразу не получается – не настаиваем)
- Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Цель: дружеский ритуал завершения занятия.
Психолог«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется продолжить игру, в ходе которой каждый из нас получит апплодисменты,
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из игроков группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. 3-ий выбирает 4-го и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
- Прощание.
Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
Занятие 8
Цель – трансформация эмоций Работа с ленью.
- Упражнение «Путаница»
Цель: Эмоциональное раскрепощение, объединение участников.
Среди участников выбирается один ведущий, остальные дети, держась за руки, встают в круг и запутываются. Задача водящего – распутать детей.
- Беседа.
Ну, вот, ребята, мы с вами начинаем очередное занятие. Для того, чтобы вы поняли, о чём сегодня пойдёт речь, мы с вами посмотрим мультфильм.
Демонстрируется мультфильм «Сказка про Лень» (1976)
Скажите, а вы сами ленились когда-нибудь? Как это было? Как на это реагировали окружающие? Вам нравилось, что они вам говорили? ( опрос каждого ребёнка)
Вот как раз сегодня мы с вами будем превращать лень. Но, прежде чем заняться превращениями, нужно её слепить, не так ли?
Давайте приготовим свои пальчики.
- Пальчиковая гимнастика «Пирог»
Цель - Развитие мелкой мускулатуры пальцев , точной координации движений, Совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи, а также зрительно–двигательной координации
Падал снег на порог. (2 раза медленно опускают ладони на стол.)
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,(Прижимают ладонь к ладони, «лепят» пирог.)
Ручейком пирог утек. («Бегут» пальчиками по столу).
Ну какой ты глупый, кот!
Кто же снег в печи печёт?
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки
. (Прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог.)
Психолог. Ну, вот ребята, наши руки готовы к работе и мы с вами начинаем разминать глину и лепить лень… у кого-то она большая, у кого-то поменьше. Готова. А теперь расскажите мне о ней. Где она живёт, чем занимается? Давно ли вы с ней знакомы? Как вам кажется, что ей нравится делать больше всего? (каждому ребёнку.Как правило, дети отвечают, что лень любит спать или просто валяться и ничего не делать) Давайте вспомним мультфильм. Что происходило с животными, когда они начинали лениться? Тогда давайте сделаем так, чтобы ваша лень сама уснула и забыла про вас. Что для этого нужно? Мягкий матрасик, подушечка. (детям раздаётся дополнительная глина и они лепят постель для лени, а потом укладывают её спать).
Нужна ли вам такая подружка?
Никому не нужна. Значит, отдать или продать лень, как это было в мультфильме, у нас не получится, никто не захочет её брать. Но мы-то с вами волшебники, мы знаем, что можем её превратить! А вот во что? Правильно, в трудолюбие. Ребята, вы знаете, кто такой трудолюбивый человек? Вы знаете таких людей? Я тоже знаю. И знаю, что ваши мамы и папы тоже трудятся на благо вашей семьи. Но у всех бывают выходные, когда и трудолюбивые люди отдыхают. Расскажите, как вы отдыхаете в выходные с родителями? Может быть, вы ходите на прогулку, возможно, в зоопарк или ещё куда-то. А иногда просто хочется полежать на диване и посмотреть любимое кино. Но, скажите, пожалуйста, можно ли будет это назвать ленью, если человек всю неделю работал? Конечно, же нет. Каждому человеку нужно уметь не только работать но и отдыхать. Отдых нужен всем.
А теперь мы с вами вымешиваем глину , из которой была слеплена лень со своею кроваткой и начинаем лепить трудолюбие. Каким оно у вас получится? Очень интересно.
Теперь, когда вы слепили своё трудолюбие, посмотрите, нравится ли оно вам? Как его зовут? Давайте придумаем ему имя. Чем любит заниматься ваше трудолюбие, нравится ли ему учиться, убирать за собой кровать, игрушки, или оно любит ухаживать за домашним питомцем? Расскажите мне о нём (опрос каждого ребёнка).
Посмотрите, какая хорошая работа у нас сегодня была. Все мы с вами трудолюбивы. Все мы молодцы.
- Упражнение «Спасибо за прекрасный день».
Цель: дружеский ритуал завершения занятия.
Психолог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить чувства и благодарность друг другу».
Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний ребенок, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким 3-кратным пожатием рук.
- Прощание.
Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
Занятие 9
Цель – трансформация физических недомоганий. Работа на здоровье.
- Упражнение «Тень»
Цель: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.
Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.
- Беседа
Психолог. Сегодня, ребята, у на с вами очень важная темя занятия. А для т ого, чтобы вы поняли, о чём идёт речь, я загадаю вам загадки:
Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день… (Зарядку)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?(Доктор)
Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье… (Спорт)
Разгрызёшь стальные трубы,
Если будешь чистить… (Зубы)
Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с… (Мылом)
Горяча и холодна
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня – бегу,
От болезней берегу. (Вода)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам.(Зубная щетка)
В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Серёжи и Полины
Что полезно? – … (Витамины)
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж
Все ребята любят ….(Душ.)
Можно радоваться птицам,
Можно просто веселиться,
Модно воздухом дышать
Вместе весело……(Гулять).
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка.)
Ну, что , ребята, вы смогли догадаться, о чём сегодня пойдёт речь? Правильно, о нашем с вами здоровье. Как вам кажется, от сего зависит наше здоровье? Кто отвечает за то, что мы болеем? Конечно, во многом виноваты мы сами. Кто из вас знает, какие меры мы можем предпринять, чтобы не заболеть? (ответы детей)
- мыть руки
- мыть овощи и фрукты перед тем, как их есть
- закаляться
- правильно одеваться на прогулку (по погоде)
- проветривать комнату
- избегать вредных привычек
- вовремя ложиться спать, высыпаться
- соблюдать режим дня
- вовремя делать прививки
А вы сами не боитесь прививок? Давайте мы с вами сейчас посмотрим мультфильм
- Демонстрация мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок».
Вот видите, как важно делать прививки. Скажите, а вам когда-нибудь делали прививку?
Но, к сожалению, прививка не всегда может помочь нам избежать заболевания…
Вспомните, пожалуйста, а вы сами болели когда-нибудь? Что с вами происходило? Как вас лечили? Нравилось вам, когда вас лечили? Нет… конечно, когда болеешь, во многом приходится ограничиваться.
Скажите, ребята, а вы знаете, кто /что является возбудителем болезней? Правильно, это болезнетворные микробы. Кто-то из вас представляет, как они выглядят? Давайте попробуем сейчас слепить этих микробов.
- Упражнение «Тёплые ладони»
Цель – экспресс-регуляция эмоционального состояния развитие тактильнойчувствительности,
Трите ладони друг о друга пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее «умойтесь» ладонями, потеребите пальцами мочки ушей, потрите уши.
Расскажите мне, как зовут вашего микроба, где он живёт? Как человек может заболеть? (Например, живёт на грязных фруктах и овощах , а кто-то не помыл и съел, иногда дети говорят, что болезнь от нервов – тогда вспоминаем аутотрениг из занятия №)
Но, мы с вами знаем, что если слушаться врачей и беречь здоровье впредь, мы будем здоровы. Потому сейчас давайте смешаем микробов снова в простой комочек глины и вылепим из него здоровье. Давайте посмотрим, как выглядит ваше здоровье.
Далее КАЖДОМУ РЕБЁНКУ – как зовут твоё здоровье, где оно живёт? Есть ли у него друзья? Чем оно любит заниматься?
После опроса: ребята, давайте познакомим все наши здоровья, пусть они подружатся и немного пообщаются.
- Упражнение “Волшебное озеро”.
Цель – положительный настрой назавершение занятия
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Педагог - психолог: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
- Прощание.
Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
Занятие 10.
Цель – закрепление , создание положительного настроя.
- Упражнение «Пожелание»
Цель: Выявить настрой участников на занятие; разогрев группы.
Материал: мяч
Ведущий: «Давайте начнем нашу работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему
- Упражнение «Обезьянки»
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, снижение мышечного напряжения.
Дети делятся на пары. Один из них обезьянки, а другие – отражение в зеркале. Обезьянки по команде педагога-психолога изображаю настроение, а отражение повторяют за обезьянкой. Потом пара меняется ролями.
- радость
- огорчение
- удивление
- злость
* обида
* неожиданность
* восторг
* страх
Психолог: В какой роли вам больше понравилось быть? Почему? Возникали ли у вас трудности в выполнении этого упражнения? Какие? Почему?
- « Доброе животное»
Цель – сплочение группы , возможность ощутить себя частицей общности
Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит
«Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь, послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. « Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук- шаг вперед. Стук- шаг назад.
А сейчас мы с вами будем смотреть мультфильм на тему нашего занятия
Демонстрируется м/ф по сказке Сутеева «Раз,два – дружно!» (1967)
Ребята, о чём этот мультфильм? О том, что только всем вместе можно добиться результата. Вот и сегодня мы с вами тоже будем лепить, но делать это мы будем вместе.
Но для начала мы с вами подготовим руки, выполним пальчиковую гимнастику.
- Пальчиковая гимнастика «Дом»
Цель - Развитие мелкой мускулатуры пальцев , точной координации движений, Совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи, а также зрительно–двигательной координации
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -"бутончик тюльпана")
- Лепка по кругу
Цель - Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу
Теперь приступаем к лепке. Задание у вас будет такое: Каждый из вас сейчас должен разделить свой кусочек глины на 4 части. Взять одну часть и по моему сигналу (хлопок в ладоши) начать что-то лепить – что хочется. Но как только я снова хлопну в ладоши – вы передадите свою начатую поделку соседу слева. А у вас в руках окажется тоже чья-то поделка. Вы можете дополнить её, используя свой запас глины (не весь!) Затем мы снова передадим соседу эту поделку и снова дополним чью-то работу. Так будет до тех пор, пока к вам не вернётся ваша поделка. И главное условие – мы будем работать молча.
Что получилось? Нравится ли вам? Как называется эта поделка?
Далее КАЖДОМУ ребёнку: легко ли было работать молча? Что ты хотел слепить изначально? Нравится ли тебе результат? Какие эмоции ты испытывал, когда, ты получил свою поделку? Как бы ты её назвал?
Упражнение «Моя ладошка».
Приложив свою ладошку к листу А4, каждый ребёнок должен обвести ее карандашом, затем центре написать свое имя. Если кто-то не умеет, психолог помогает, После этого рисунок передаётся соседу слева. То выбирает 1 пальчик и «украшает» его как хочет (сердечки, солнышки, конфеты и т д Кто-то рисует колечки) По сигналу психолога рисунок продвигается дальше. Так до тех пор, пока рисунок не вернётся к хозяину. Если детей более 5 и пальчиков не хватило, можно просто «приложить руку» к рисунку и украсить «где хочешь». Далее вопросы каждому ребёнку: Тебе нравится, что получилось? Нравилось ли тебе украшать чужие ладошки? Хочется ли тебе забрать рисунок домой?
- Обратная связь по программе
Ребята, скажите, вам понравились наши занятия? Что вам понравилось больше всего? Хотели бы вы продолжить их? Будете ли общаться между собой после завершения программы?
Прощание.
- Упражнение «Башня прощания»
Дети встают в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, башню . По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ассаджиоли Роберто. Психосинтез. Принципы и техники., институт общегуманитарных исследований - 2016 г.
- Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Собр. соч. - Т. 2.- Левъ, 2015.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии , Перспектива, 2018
- Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.
- Захаров. А. И Дневные и ночные страхи у детей , Речь, 2010г.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986 г.
- Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь ребенку. СПб., 2001г.
- Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Тренинговая программа для детей старшего дошкольного возраста. М.: Генезис, 2014.
- Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
- Монакова: "Путешествие с Гномом". Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Речь, 2008 г.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2007.
- Степанова О. С. Подготовка детей к школе, - Сфера, 2008г.
- Стишенок И.В. Сказка в тренинге. – СПб., 2006.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в генштальттерапии. – СПб., 2001.
- Эмоции в картинках. https://www.google.ru/
- https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-viktorovna-aljabeva/lepka-iz-gliny-pashalnyi-zajac-master-klas-s-poshagovym-foto.html
- https://e-libra.ru/read/368944-psihosintez.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/02/03/kartoteka-palchikovaya-gimnastika-dlya-detey-6-7-let
- https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovaja-gimnastika-865195.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...
АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "Добрый волшебник и друг детей"
Цель: привлечение и приобщение внимания учащихся к книгам Н. Носова, к творческому наследию детского писателя. Развитие творческих способностей; воображения, памяти, мышления; умения общаться друг с д...
Использование авторского пособия «Игры-ходилки» на занятиях по автоматизации звуков речи детей с фонетическими нарушениями.
Цель создания игры:автоматизация звуков в словах;Задачи:развивать фонематическое восприятие;формировать лексико-грамматические категории.Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки со звуком, ...
Адаптационно-развивающая программа для 1 классов "Я и мир"
Цель данного курса: создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, повышения уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноце...
Авторский обучающий видеоролик для логопедического занятия (для онлайн-урока, дистанционного обучения) «Космическое приключение Незнайки. Автоматизация звука в слогах и словах.»
Авторский обучающий видеоролик для логопедического занятия (для онлайн-урока, дистанционного обучения)Авторский обучающий видеоролик для логопедического занятия (для онлайн-урока, дистанционного обуче...
Авторский обучающий видеоролик для логопедического занятия (для онлайн-урока, дистанционного обучения) «Прогулка с Лолой. Звук Л. Часть 1»
Авторский обучающий видеоролик для логопедического занятия (для онлайн-урока, дистанционного обучения) «Прогулка с Лолой. Звук Л. Часть 1»ссылка на ролик https://you...
Авторский обучающий видеоролик для логопедического занятия (для онлайн-урока, дистанционного обучения) «Прогулка с Лолой. Звук Л. Часть 2»
Авторский обучающий видеоролик для логопедического занятия (для онлайн-урока, дистанционного обучения) «Прогулка с Лолой. Звук Л. Часть 2»ссылка на ролик https://you...