Адаптационно-развивающая программа для 1 классов "Я и мир"
рабочая программа (1 класс)

Скуратова Маргарита Вадимовна

Цель данного курса: создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, повышения уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ya_i_mir_1_klass_-_red1.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Я и мир» - психопрофилактические развивающие занятия в 1 классах

Составила:

Скуратова Маргарита Вадимовна –

                                                               педагог-психолог начального звена МБОУ СОШ №13

2019-2020 учебный год

I. Пояснительная записка

Статус документа

Программа развивающего курса по психологии для начальных классов составлена в рамках внеурочной деятельности.

Программа конкретизирует содержание основных тем учебного курса, дает примерное распределение учебных часов на изучение тем, логику учебного процесса в аспекте возрастных особенностей учащихся первых классов.

Цель курса

Цель данного курса: создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, повышения уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем.

Задачи:

создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности;

обеспечить успешную адаптацию ребенка к школе;

дать учащимся первичные представления о психологии как науке, раскрыть содержание некоторых психологических понятий;

поддерживать и развивать познавательную активность детей;

дать ребенку элементарные представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

научить детей осознавать и снимать проявления своих негативных эмоциональных состояний;

формировать у учащихся приемы, способы познавательной, коммуникативной деятельности;

развивать у детей креативные способности, способствовать самовыражению;

развивать способность сочувствовать, сопереживать.

II. Планируемые результаты

Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):

1. Личностные УУД:

принятие социальной роли ученика;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;

освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД:

овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД:

задавать вопросы;

излагать свое мнение и оценку событий;

признавать возможность существования различных точек зрения;

знакомиться, присоединяться к группе;

благодарить;

выразить свои теплые чувства к другому;

принимать комплименты;

извиняться;

предложить помощь другу, проявить заботу;

просить помощи;

справляться со своими эмоциями;

соблюдать правила игры;

слушать и слышать собеседника;

осознавать свои чувства и выражать их;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

находить «нравится» в «нужно»; доводить задание до конца.

III. Методическое обеспечение, формы и виды деятельности

Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга, структурными составляющими которого являются ритуал приветствия (в кругу), разминка, двигательно-активная игра, традиционное прощание (в кругу). В качестве основных средств обучения используются игры и упражнения (при необходимости – психотерапевтические приемы и техники), с помощью которых решается целый комплекс задач. Принципы ведения занятий основаны на гуманистической психологической парадигме.

Виды используемых методических средств:

ролевые игры;

психогимнастические игры;

эмоционально-символические методы;

дискуссионные игры;

релаксационные методы;

рисуночные методы;

когнитивные методы;

метод направленного воображения.

Способствуют развитию как когнитивной, так и эмоционально-личностной сферы детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младшего школьного возраста, а также стихи, сказки, рассказы на понимание детьми окружающего мира и себя в этом мире.

В рамках программы при проведении занятий используется рабочая тетрадь.

Основные формы заданий:

Задания-вопросы. Они не предполагают каких-либо действий детей; они читаются и сразу обсуждаются. Предполагаются разные варианты решений.

Задания-выборы. В них детям нужно выбрать нужные картинки (слова, фразы) и обозначить выбор.

Задания – интеллектуальные задачи. Они составлены по принципу заданий, развивающих внимание и мышление.

Задания-действия. Детям нужно что-либо сделать, например, сказать определенное слово. После прочтения задания им дается время подумать, а потом по команде ведущего они одновременно выполняют это действие.

Задания на рисование. В них детям нужно раскрасить или нарисовать что-либо. После выполнения ведущий демонстрирует несколько детских работ.

Задания-записи. Детям предлагают письменно записать свои мысли и по желанию прочитать их.

Задания-сочинения. Здесь нужно придумать свои ситуации, способы выхода из них и рассказать о них ребятам.

Задания на взаимодействие. Дети договариваются и вместе делают задание.

IV. Тематическое планирование курса «Я и мир»

Развитие позиции школьника.

  1. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).
  2. Снижение страха ошибки.
  3. Повышение самооценки детей.
  4. Развитие рефлексии.
  5. Развитие сплоченности детского коллектива.

V. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Кол-во занятий

Тема «Я – школьник»

1. Знакомство. Введение в мир психологии.

2. Я-первоклассник!

3. Правила школьной жизни.

4. Правила и права.

5. Моя школьная жизнь.

6. Школа моей мечты.

9

Тема «Мои Эмоции»

7. Мимика и Жесты -Язык Мира Эмоций

8. Город Радости и Веселья.

9. В городе Радости только добрые слова.

10. Остров страха и его обитатели.

11. Смешные жители Острова Страха.

12. Все бывают на Острове Страха.

13. Мы умеем побеждать страх!

14. Пещера гнева.

15. Откуда берётся гнев?

16. Может ли гнев быть полезным?

17. Обиженная Деревня.

18. Прощение растворяет обиды!

19. Гора Стыда.

20. Мы владеем разными эмоциями.

18

Тема «Мир Качеств»

21. Мешок хороших качеств.

22. «Тёмные» и «светлые» качества.

23. Умение видеть «светлые» качества.

24. У кого какие качества?

25. Салют качеств.

6

Итого:

33

VI. Условия реализации программы

Для занятий отводятся специальные уроки продолжительностью 30-40 минут.

Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности, после уроков, т. к. они помогают снять накопленное за день напряжение.

Предполагается, что в ходе работы по каждой из четырех тем будет создаваться что-то вещественное, остающееся после занятий. Особый колорит создают лески с яркими прищепками для выставки творческих работ первоклассников.

Стены класса постепенно украшаются фотографиями детей, учителей, фрагментами детских работ, стендами.

При появлении симптомов эмоциональной усталости у ребенка следует разрешить ему не включаться в занятие, а тихонько порисовать или заняться своим делом, не мешающим другим.

Психолог должен создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением нужно показать, что принимаешь ребенка таким, какой он есть.

Не заставлять и не принуждать ребенка к выполнению упражнений, а стараться с помощью других «втянуть» его в занятие.

VII. Литература:

  1. Активные методы в работе школьного психолога./Сб. научных трудов. – М., 1990.
  2. Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб., Минск, 1997.
  3. Гин С. Мир человека. – М., 2003.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2003.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  6. Кривцова С.В. Жизненные навыки / Уроки психологии в 1 классе. – М., 2002.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб., 2002.
  9. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
  10. Новикова Л.М. Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.1-4 классы.- М.: Эксмо,2008.-384 с.
  11. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1996.
  12. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.
  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 1998.
  15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М, 2001.
  16. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Авторская адаптационно-развивающая и коррекционная программа занятий

Данная программа была написана  в 2016 г и опробирована в течение 4,5 лет в работе с учащимися 1-2 классов школы, испытывающих трудности в адаптации в классном коллективе; с детьми, имеющим...