Диагностика организации действий
план-конспект

Диагностика организации действий .Способность выстраивать совместный замысел общего дела или игры 2-4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_organizatsii_deystviy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика организации действий.

Задание 1.

Петя приходил в школу, и каждый раз забывал приносить с собой то тетрадь, то учебник. Как научить Петю не забывать тетради и учебники?  Подчеркни способы,   которые помогут Пете.

1. Надо делать все очень быстро

2. Надо написать расписание и повесить  его на видное место

3. Надо сказать Петиной маме, чтобы она складывала учебники и тетради в портфель

4. Надо складывать учебники и тетради, глядя в расписание

5. Не надо забирать тетради и учебники  домой

Если ребенок выделял третий или пятый вариант, то это оценивалось в 0 баллов, так как в данном случае учащийся явно не различал задачу научить Петю не забывать тетради и учебники и задачу доставить учебники и тетради в школу. Первый вариант ответа дети часто слышат от взрослых, но в данном случае это не является способом, приводящим к нужному результату.

Педагог может самостоятельно составлять диагностические задания, подобно данному. Тем более, что для точной диагностики требуется не однократная проверка. Например, такие задания:



Диагностика организации действий

2 класс

 Ваня поставил себе задачу получить на уроке «5» по математике. У Коли задача – научиться решать задачи по математике. На уроке им попалась задача, которую они не могут правильно решить. Выбери действия, которые помогут Коле и Ване. Рядом с именами Коли и Вани поставь номера нужных им действий.

1. Списать ответ у отличника

2. Вызваться отвечать задачу с неправильным ответом

3. Подсмотреть в справочнике правильный ответ

4. Вызваться отвечать задачу с правильным ответом, чтобы не спросили задачу с неправильным ответом.

№ действий

Ваня

Коля

За каждое правильно распределенное действие ребенок получает 1 балл. Для Вани правильными считаются действия: 1, 3, 4. Для Коли правильное действие: 2.


Диагностика организации действий

3 класс

Ваня поставил себе задачу получить на уроке «5» по математике. У Коли задача – научиться решать задачи по математике. На уроке им попалась задача, которую они не могут правильно решить.  Выбери действия, которые помогут Коле и Ване. Рядом с именами Коли и Вани поставь номера нужных им действий.

1. Списать ответ у отличника.

2. Вызваться отвечать задачу с неправильным ответом.

3. Подсмотреть в справочнике правильный ответ.

4. Вызваться отвечать задачу с правильным ответом, чтобы не спросили задачу с неправильным ответом.

5. Отстаивать свой «неправильный» ответ, пока не будет понятен способ «правильного» решения.

6. Попросить дополнительных объяснений у учителя.

№ действий

Ваня

Коля


Диагностика организации действий

4 класс

Ваня поставил себе задачу получить на уроке «5» по математике. У Коли задача – научиться решать задачи по математике. На уроке им попалась задача, которую они не могут правильно решить. Найди действия, которые помогут Коле и Ване. Рядом с  именами Коли и Вани вычеркни номера  действий, которые не приведут их к желаемому  результату.

1. Списать ответ у отличника

2. Вызваться отвечать задачу с неправильным ответом

3. Подсмотреть в справочнике правильный ответ

4. Вызваться отвечать задачу с правильным ответом, чтобы не спросили задачу с неправильным ответом

5. Попросить дополнительных объяснений у учителя.

6. Отстаивать свой «неправильный» ответ, пока не будет понятен способ «правильного» решения.

№ действий

Ваня

1, 2, 3, 4, 5, 6

Коля

1, 2, 3, 4, 5, 6


Оценивание.

За каждое правильно распределенное действие ребенок получает 1 балл.

Следует обратить внимание, что в данном случае дети вычеркивают неправильные ответы. Должны быть вычеркнуты: Ваня: 2,5,6, а Коля: 1,3,4.

Если ни одного действия не зачёркнуто, то 0 баллов. Если зачеркнуты одновременно одни и те же действия у обоих мальчиков, то они не учитываются, и баллы за них не ставятся, даже если они у кого-то вычеркнуты правильно.


Способность выстраивать совместный замысел общего дела или игры. (Организация действий)

2 класс

Придумай игру, в которой каждый может заниматься тем, чем хочет, но при этом все играют вместе. Придумай для них правила игры и запиши, кто что будет делать в этой игре.

Ваня хочет кидать мяч.

Соня хочет скатывать мяч с горки.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Если действия игроков не согласованы, ребенок получает 0 баллов. Решение задачи в виде согласования действий мальчика и девочки, например, Ваня кидает Соне вверх мяч, а та ловит и скатывает его - 1 балл. Решение задачи с созданием сюжета: действия приобретают смысл ролевой игры («кто точнее: ты кидаешь или я скатываю», «кто не упустит передачу») или правил игры – 2 балла. Если ребенок может предложить более одного решения – 3 балла.


Способность выстраивать совместный замысел общего дела или игры. (Организация действий)

3 класс

Придумай игру, в которой каждый может заниматься тем, чем хочет, но при этом все играют вместе. Придумай для них правила игры и запиши, кто что будет делать в этой игре.

Слава хочет катать машинку.

Вова хочет строить из кубиков

Ане нравится сажать цветы и деревья.

Решение задачи с созданием сюжета  в этом варианте может быть игрой в «Застройку территории»: Слава привозит кубики, Вова строит из них домик, Аня украшает территорию – сажает цветы.


Способность выстраивать совместный замысел общего дела или игры. (Организация действий)

4 класс

Придумай игру, в которой каждый может заниматься тем, чем хочет, но при этом все играют вместе, и опиши ее.

Ваня хочет что-нибудь построить.

Семен хочет увидеть новые страны.

Федор хочет быть переводчиком.  

Решение задачи с созданием сюжета в данном случае могут быть, например, следующими. «Путешествие»: Ваня строит, Семен едет в другие страны и рассказывает там о том, что построил Ваня, А Федор переводит его слова на другие языки.


Владение временными характеристиками планирования.

(Организация действий)

3 – 4 класс

У Алеши большая проблема: ему нужно отмыть парту от красок (это займет 10 минут) и выучить стихотворение (это тоже займет 10 минут). А времени у него – всего 15 минут. Как вы думаете, может ли он успеть сделать оба дела за 15 минут, оставшихся до начала урока? Если да, то как?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Распределение подзадач в коллективной деятельности, удержание подзадач и их согласованность

(Организация действий)

4 класс

Ученикам 4 класса предложили поучаствовать в конкурсе военных песен – спеть всем классом одну песню о войне и показать её инсценировку.  Но учительница музыки вдруг заболела. Что ученики должны сделать сами, что бы  через неделю они смогли   поучаствовать в этом конкурсе? Напиши их действия по этапам.

____________________________________________________________________________________

Ребенок должен удержать три подзадачи для подготовки конкурса.

  1. распределение обязанностей: кто делает или отвечает за пение, музыкальное сопровождение и инсценировку (2 балла). За каждое выделенное дело, если не перечислены все три сразу (0,5 балла)
  2. Наличие плана действий (1балл)

Ребенок получает за все три дела и план 3 балла; за одно дело и план 1,5 балла; за два дела и план 2 балла. Четвероклассникам нужно написать не только последовательность нужных действий, но и учесть то, что достижение результата зависит от согласованного решения трех задач.

Параметры диагностики могут быть следующими:

1. Насколько ребенок представляет конечный продукт деятельности. Сам может представить и описать продукт, делает это по напоминанию, не может сделать даже с помощью взрослого.

2. Насколько ребенок удерживает параметры результата. Сам задает и оценивает критерии результата. Делает это по напоминанию и наводящим вопросам. Не может выделить критерии даже с помощью взрослого.

3. Может ли ребенок ставить задачу или ждет, когда задачу сформулирует кто-либо другой, а ему скажут, что надо делать.

4. Ребенок планирует свои действия. Планирует с помощью взрослого, восстанавливает пропущенные этапы по наводящим вопросам. Не планирует.

5. Форма представления плана. Ребенок может рассказать и записать, если требуется, план работы. Может изобразить план в рисунке. Ребенок применяет схематичные формы представления плана (схема, таблица и т.п.). Не владеет языком описания плана действий.

6. При планировании ребенок осуществляет подбор материала, инструментов. Ребенок может изменить план действий при изменении в материале или инструментах. Ребенок не обращает внимания на материал и инструменты и не учитывает их в плане.

7. Контроль действия с помощью плана. Ребенок не обращает внимания на план при работе. Ребенок может контролировать, на каком этапе работы в соответствии с планом находится. Ребенок может сформулировать, какой из этапов по плану вызвал затруднение, не позволяет продвигаться в работе, использует это понимание при обращении за помощью. Ребенок может в случае затруднения выявить причину трудности и провести коррекцию плана.

8. Ребенок не выделяет результат своей работы. Ребенок может оценить результативность по просьбе и с помощью взрослого. Ребенок самостоятельно определяет, достиг ли он результата и оценивает его качество.

9. Если не срабатывает старый способ действия, ребенок не обращает на это внимания. Ребенок понимает, что старым способом результат не достигается. Ребенок может сформулировать, в чем состоит трудность и почему старый способ не подходит. Ребенок после фиксации трудности начинает делать пробные действия. Другой уровень, если ребенок не просто совершает пробы, но и выделяет в них то, что приближает его к результату, а что отдаляет. Вершина этого параметра – ребенок может конструировать новый способ.

10. При планировании и реализации плана ребенок не учитывает временные параметры. Ребенок работает с учетом времени (минуты, часы, дни, недели и т.д.)

11. При планировании ребенок может выстраивать действия только последовательно. Ребенок может выделять подзадачи, которые можно делать одновременно. Ребенок планирует коллективно распределенную деятельность с несколькими векторами решения подзадач.

12. В коллективной деятельности ребенок не согласует интересы и цели с другими. Ребенок пытается предъявлять собственные цели и интересы и выяснять чужие. Ребенок может согласовать разные цели в единой деятельности.

13. В коллективной деятельности ребенок не может распределить между разными людьми подзадачи. Ребенок распределяет подзадачи по количеству присутствующих людей или по количеству подзадач (формально). Ребенок распределяет подзадачи между людьми с учетом их возможностей и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников.

В комплекте «Начальная школа 21 века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. Выполнение заданий педагогической диагностики тр...

Диагностика универсальных учебных действий

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные ...

Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе.

Материал содержит описание методик, использующихся для диагностики уровня развития УУД в начальной школе....

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...

Диагностика сформированности действия планирования у выпускников начальной школы

Умение составлять план, или планировать, одно из наиболее важных регулятивных универсальных действий, необходимость формирования которого у учащихся начальных классов предусмотрена ныне действующими Ф...

Развитие способности организации действия в начальной школе

Способность организации действия обеспечивает осознанность замысла действия, наличие его плана, возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства, дает возможность оценить результат ...

Методы диагностики познавательных действий младших школьников

В методической разработке рассматриваются возможности  диагностики познавательных действий детеей в процессе обучения в начальной школе. Характеризуются три основные познаватеьные действия при ре...