Диагностика сформированности действия планирования у выпускников начальной школы
статья на тему

Невзорова Татьяна Валентиновна

Умение составлять план, или планировать, одно из наиболее важных регулятивных универсальных действий, необходимость формирования которого у учащихся начальных классов предусмотрена ныне действующими Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (второго поколения). Действие планирования необходимо ученику для более успешной и результативной организации собственной учебной деятельности, проектной деятельности, а также  для установления оптимальных отношений межличностного сотрудничества в школе и в дальнейшей уже самостоятельной общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_planirovanie_2018.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности действия планирования у выпускников начальной школы

Невзорова Т.В.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что умение составлять план, или планировать, одно из наиболее важных регулятивных универсальных действий, необходимость формирования которого у учащихся начальных классов предусмотрена ныне действующими Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (второго поколения). Действие планирования необходимо ученику для более успешной и результативной организации собственной учебной деятельности, проектной деятельности, а также  для установления оптимальных отношений межличностного сотрудничества в школе и в дальнейшей уже самостоятельной общественной жизни. Научить ребенка планировать проектную, учебную деятельность значит научить намечать шаги выполнения того или иного задания, разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленных целей. Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением, видеть перспективу в работе, соотносить поставленные цели и предполагаемые результаты. Только правильно спланировав свою деятельность, а затем правильно ее, организовав, можно добиться высоких ее результатов.

Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию мы использовал метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату как в учебной деятельности, так в проектной..

В связи с этим актуальной является проблема формирования умения планировать у младших школьников. Поиск средств для развития у четвероклассников действия планирования стал целью нашего исследования. Одним из таких средств являются групповые и индивидуальные проекты в ходе ОЭР.

Нами разработан и апробирован групповой проект «Ученики-ученикам: интеллектуальный турнир первоклассников». Проект «Ученики-ученикам: интеллектуальный турнир первоклассников» предполагает участие всего класса с выделением проектных групп – постановка цели проектной деятельности, составления плана работы, подбор или составление заданий по предметам, оформление заданий для олимпиады, презентация своих достижений, анализ и оценка работ, оформление грамот для награждения. Специальное внимание уделялось этапу планирования проектной деятельности. Ученики делились на группы по направлениям деятельности. Каждая группа вырабатывала план действий выполнения проекта и представляла всему классу.

После  коллективного обсуждения, обмен мнениями, выдвижение идей, разрешение спорных вопросов, составлялся общий план работы. Затем каждая группа конкретизирует план деятельности, распределяет роли, определяет источники информации, способы сбора, анализа информации и предоставления результатов под своё направление.

В исследовании сформированности планирования у обучающихся 4 класса проводилось дважды: до организации проекта «Ученики-ученикам» и после. В качестве методики исследования использовались диагностические уроки, разработанные Битяновой М.Р., Меркуловой Т.В., Теплицкой А.Г. комплекта «Учимся учиться и действовать». До проекта проводился диагностический урок «Почему без золота прожить можно, а без соли – нельзя?», после – мини-проект «Как развивать память». В рамках обоих уроков использовался один и тот же прием для оценки результатов сформированности умения планировать действия. Это было задание с выбором ответов. Обнаружив и сформулировав проблему, ученики ставили цель урока и определяли границы между знанием и незнанием. Далее учитель предлагал составить план достижения цели урока из перечня представленных действий в задании, зачеркнуть лишние пункты, а также расставить все пункты в нужном порядке.

Обработка и анализ результатов исследования проводилось по следующим критериям: нас интересовал состав и порядок отмеченных ими пунктов.

На основе этих результатов мы выделили уровни сформированности умения планировать учебные действия.  Высокий уровень – если ученик выбрал все необходимые пункты и расставил в правильной последовательности, средний уровень - есть все необходимые пункты, но нарушен порядок,  низкий уровень - в плане не хватает пункта/есть лишний пункт или допущено две и более ошибок в пунктах плана.

Результаты до проведения формирующей части исследования следующие: высокий уровень показали 10- человек – что составляет 38,5% учащихся, средний уровень показали 5 человек – это 19,2% учащихся, низкий уровень – 11 человек – это 42,3% учащихся.

При выполнении аналогичного задания после проведения проекта «Ученики-ученикам: интеллектуальный турнир первоклассников»  результаты исследования показали следующие данные: высокий уровень показали 14 человек – что составляет 48,3% учащихся, средний уровень показали 8 человек – это 27,6% учащихся, низкий уровень – 7 человек – это 24,1% учащихся. Сравнительный анализ результатов в первой и во второй диагностики представлены в таблице №1.

Таблица №1

Уровни

1 диагностика (чел)

%

2 диагностика (чел)

%

Высокий

10

38,5

14

48,3

Средний

5

19,2

8

27,6

Низкий

11

42,3

7

24,1

Как показывает таблица по итогам второго исследования почти половина учащихся класса (48,3%) продемонстрировала высокий уровень умения планировать действия. Число учащихся демонстрирующих низкий уровень по сравнению с первым исследование снизилось почти в два раза (с 42,3%  до 24,1% ).

Анализ индивидуальной динамики развития умения планировать показало, что у 46,2% учащихся уровень планирования повысился, у 20,7% учащихся стабильно высокий уровень, у 10,3% - стабильно низкий уровень, у 19,2% - уровень снизился.

В целом результаты позволяют констатировать положительную динамику в освоении учащимися умения планировать действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПО СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В данной статье идёт речь о педагогическом мониторинге учителя в рамках системы ФГОС....

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе...

Выступление по методической теме "Системно-комплексная диагностика образования выпускника начальной школы"

Материал раскрывает систему работы по организации  диагностики предметных и метапредметных умений  младших школьников на примере внедрения методик в работе с учащимися одного класса....

"МОНИТОРИНГ результатов СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ у учащихся В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Мониторинг качества образования — важнейшая и неотъемлемая часть современного полноценного образовательного процесса. Интенсивное развитие современного общества и, прежде всего, е...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы

Данный материал отражает аналитическую деятельность педагога по результатам проведения внешней экспертизы...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы

Данный материал представлен анализом результатов обучающихся внешней экспертизы по окружающему миру...