Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
методическая разработка

Бурцева Алена Викторовна

Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Программа-психологического сопровождения образования детей с признаками одаренности в начальной школе

Актуальность

Глобальные изменения°°в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей.

Основанием для разработки программы психологического

сопровождения образования детей с признаками одаренности в начальной школе (далее Программа) являются:

- Конституция Российской Федерации (ст.43).

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ;

- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

- Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

При разработке°°Программы учтены требования к психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые должны обеспечивать:

· преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;

· учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

· формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

· вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического°°здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с

ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

· диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

· вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Педагогический коллектив нашей школы целенаправленно работает над проблемой необходимости°°формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в образовательном учреждении.

Психологическое°°сопровождение одаренных детей представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности психолога и образовательного учреждения по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.

Цель Программы: создание°°психологических условий для реализации одаренного ребенка в культурно-образовательном пространстве школы.

Задачи

1. проведение диагностических°°обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

2. учет индивидуальности°°каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

3. психологическое обеспечение образовательных программ;

4. повышение психологической компетенции°°педагогов, родителей через просветительскую деятельность

5. развитие эмоциональной°°устойчивости, формирование навыков

саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах и др.)

Направления психологического сопровождения детей с признаками одаренности

Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих: выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

- педагогическим коллективом определены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

- в образовательном учреждении обеспечиваются необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Психологическое сопровождение одаренных детей реализуется на 4-х уровнях:

Индивидуальный°°уровень представляет собой индивидуальную психолого-педагогическая работу непосредственно с талантливым или одарённым учеником. Для этого используются все формы индивидуальной работы.

Групповой уровень°°психолого-педагогического сопровождения организуется с группами талантливых и одаренных школьников. Примером такой работы могут быть групповые тренинги, групповые консультации и другие формы работы, обеспечивающие деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

Уровень класса – уровень, позволяющий°°организовать психологическое сопровождение целого класса и отслеживать

межличностные отношения всех участников образовательного процесса. Примером могут быть классные часы или специальные уроки психологии, которые проводятся для всех учащихся класса.

Уровень учреждения - на данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте°°объединенными в службу, консилиум и т. д.), выявляющими проблемы детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей детей с признаками одаренности.

Субъекты образовательного процесса, участвующих в реализации Программы

Психолого-педагогическое сопровождении обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по НМР, УВР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.

В качестве целевых групп Программы рассматриваются:

· учащиеся школы

· учителя-предметники, классные руководители,

· родители.

Сроки реализации программы: 2019-2022 гг.

Содержание программы

1. Диагностическое направление

Его целью является идентификация детей с признаками одаренности, изучение индивидуальных особенностей школьников.

При выявлении детей с признаками одаренности более целесообразно использовать комплексный подход. °°При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

· различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);

· специальные психодиагностические тренинги;

· экспертное оценивание детей учителями, родителями, воспитателями;

· включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

· экспертное оценивание конкретных°°продуктов творческой деятельности детей

· организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;

· проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Итоги диагностического этапа:

· создание индивидуальных карт школьника;

· создание информационной базы данных детей с признаками

· одаренности;

· аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Диагностику можно представить в виде следующих этапов:

1. Диагностика обучающихся педагогами.

Каждый классный руководитель получает пакет диагностических материалов. Педагог выступает в°°роли эксперта и диагностирует каждого учащегося по определенным критериям, описанным в методиках. Классные руководители предлагают заполнить соответствующие анкеты и родителям обучающихся. Результаты°°по классу педагоги сдают психологам для дальнейшей обработки. На данном этапе обследуется 100% обучающихся.

Предварительно на данном этапе школьными психологами проводится занятие с педагогами, целью которого является подготовка коллектива к работе с одаренными детьми. В ходе занятия педагоги должны получить теоретические знания в области «одаренности», °°ознакомиться с

психологическими особенностями одаренных обучающихся и научиться пользоваться диагностическим материалом по выявлению обучающихся с признаками одаренности.

Для педагогов могут быть предложены следующие методики:

1. Опросник для педагога по выявлению общей одаренности (А.И. Савенков);

2. Опросник креативности Дж. Рензулли;

3. Опросник по выявлению°°степени развитости черт личности обучающихся;

4. Методика Гребенюк для выявления учебной мотивации к учебному предмету.

Для родителей:

1. Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

2. Карта одаренности (А.И. Савенков).

3. «Карта одаренности» (Фельдхусена Д. в адаптации)

4. «Анкета для родителей» (Рензулли Дж. в адаптации).

2. Психологическая диагностика.

Психологи по результатам проведенной педагогами и родителями экспертной оценки выделяют°°обучающихся с высоким показателем выделенных критериев, и далее с данной группой обучающихся проводится серия диагностических занятий по методикам, предназначенным для работы психологов.

В комплект для практических психологов входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития.

• тесты: Д. Векслера, Дж. Равена;

• тесты креативности: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Торренса в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.);

• «Необычное использование» (тест Гилфорда в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.).

• методики для оценки уровня психосоциального развития («16 PF»

Кеттелла).

3. Углубленная психологическая диагностика для составления вариативного образовательного маршрута для одаренных обучающихся

В ходе психологической диагностики у обучающихся обнаруживаются сходные особенности°°в психосоциальном развитии и в развитии познавательной сферы, а также проблемы личностного характера. Исходя из результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей детей с признаками одаренности можно выделить проблемы в развитии, над коррекцией которых необходимо работать педагогическому коллективу:

· возможная мотивационная незрелость;

· неумение выбрать адекватные способы творческой самореализации;

· несформированность коммуникативных умений; недостаточный уровень саморефлексии;

· повышенная°°эмоциональность и недостаточный уровень саморегуляции;

· трудности в сфере общения, возможная конфликтность.

В результате°°составляется индивидуальные программы сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

2. Коррекционно-развивающее направление

Данное направление мы делим на два пункта:

1. Коррекционно-развивающая работа по преодоление трудностей в социальной и учебной адаптации, успешной коммуникации.

Основными задачами для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста являются способствование осознанию ребенком своих предпочтений и своего отличия от других людей; формирование рефлексии (самооценки своего поведения, личностных качеств); обучение планировать

свое время; формирование элементов саморегуляции, самокорректировки, самоорганизации, самопрограммирования; получение знаний о требованиях, ожиданиях, предъявляемых°°к исполнению основных°°социальных ролей; обучение контролированию своих эмоций.

2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа по подготовке обучающихся - участников конкурсов, олимпиад.

В течение года перед школьным психологом нередко ставится задача подготовить ребят к олимпиаде. У°°одаренных детей стрессы могут вызывать ситуации нехватки времени, перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить. Это могут быть и эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для ребенка уровень эмоций, противоречия между несовместимыми мыслями.

В школе проводятся следующие мероприятия:

· организация и проведение занятий по развитию творческого мышления обучающихся;

· занятия с элементами тренинга по развитию познавательной и творческой мотивации обучающихся;

· занятия с обучающимися по развитию интеллектуальных способностей;

· тренинговые занятия по развитию коммуникативных способностей;

· коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;

· занятия по развитию коммуникативных навыков педагогов;

· совместные занятия детей и родителей по развитию навыков эффективного общения и творческого мышления и др..

3. Просветительско-профилактическое направление

Психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросу психолого-педагогического сопровождения одаренных детей значительно

повышает мотивацию деятельности педагогов по развитию одаренности у школьников.

Подготовка°°педагогов для работы с одаренными детьми – ее стратегия, содержание, формы и методы – должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.

Психологическое просвещение педагогов может осуществляться в различной форме (психологический семинар, заседание МО учителей- предметников, педагогический совет) и различными°°методами (лекция, беседа, деловая игра, практикум, использование наглядности и ТСО).

Варианты мероприятия с педагогами:

Организация постоянно действующего лектория «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие».

Консультации°°для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.

Варианты мероприятий с родителями:

Родительские собрания. Примерная тематика родительских собраний: «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников»; «Формирование учебной мотивации»; «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников»; «Легко ли быть одаренным ребенком».

4. Консультативное направление

Одной из актуальных проблем психолого-педагогического сопровождения детей с°°признаками одаренности является организация консультативно-просветительской работы с их родителями

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Cоздание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

и учения, творческих способностей обучающихся,

3. снижение уровня тревожности обучающихся с признаками одаренности;

4. увеличение количества учащихся, участвующих в проектной, исследовательской деятельности, конкурсах, олимпиадах,

Таким образом, в рамках создания благоприятных условий для обучения, воспитания и развития одаренных детей существенная роль в этой деятельности отводится специалистам°°психологической службы школы. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

      Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательн...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования

Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ - УО

Рабочая программа определяет цель, задачи, принципы и содержания коррекционной работы с учащимся с умственной отсталостью...

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,  реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.  Наличие с...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов

Курс психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребён...