Консультация для родителей "Первый раз в первый класс"
статья

Щербакова Татьяна Геннадьевна

Ребёнок идёт в школу. Это для него новый этап жизненного пути.

Начало обучения тревожит и родителей, и ребёнка.

Проблема готовности к школе всегда значима для семьи будущего первоклассника. Как же подготовить ребёнка к школе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Первый раз в первый класс.                                                                             Как подготовить ребёнка к школе».                                                                                   Учитель начальных классов, педагог-психолог                                                                                                        Щербакова Татьяна Геннадьевна.                                                                                                         МКОУ «СОШ №1» г. Юхнов, Юхновского района Калужской области.

        Ваш ребёнок идёт в школу. Это для него новый этап жизненного пути. Начало обучения тревожит и родителей, и ребёнка. Проблема готовности к школе всегда значима для семьи будущего первоклассника. Как же подготовить ребёнка к школе?

  1. Личностная готовность. Будущему первокласснику важно понять и принять новые роли: «учитель» - человек, который учит, и «ученик», имеющий права и обязанности. Хорошо объяснить, как строить новые отношения, что в классе он будет ни один, каждый раз его не будут спрашивать, следовательно, важна коллективная работа (умение сотрудничать, слушать другого). Полезно чтение рассказов о школе, рассматривание картинок на школьную тематику, беседа по ним. Школа должна привлекать ребёнка не только вешней стороной, но и возможностью получать новые знания. Расскажите ребёнку об учебных предметах, заинтересуйте ими. Предложите ему нарисовать, в какой школе он хотел бы учиться. В игре вы сможете показать правила поведения в школе, понаблюдать за ребёнком. Это способствует положительному отношению к школе, более лёгкой адаптации.
  2. Если у взрослых хорошо развито произвольное внимание, и они могут волевыми усилиями заставить себя слушать и выполнять действия, то у ребёнка волевое внимание развито ещё слабо. Поэтому он часто отвлекается, ему сложно подчинить «хочу» «надо». Развитию у детей произвольного (волевого) внимания способствуют игры по правилам, работа по образцу, по инструкции взрослого.
  3. Важен определённый интеллектуальный уровень развития. У вашего ребёнка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нём. Вы можете проверить уровень готовности своего ребёнка к школе. Но все задания должны предлагаться в непринуждённой обстановке. Это должна быть игра или просто какая-то повседневная деятельность. Не говорите сыну или дочке, что вы их проверяете, чтобы он не замкнулись и не были напряжены. Примерными заданиями могут быть: «Назови одним словом» (декабрь, январь, февраль;      белка, ёж, медведь; зима, лето, весна).  «Исключи лишнее»: вы называете 3 слова, связанные по родовому признаку, и 1, несвязанное (груша, свёкла, помидор, огурец;   кровать, стол, стул, чашка). Протестируйте, может ли ваш ребёнок ответить на следующие вопросы: в какое время года ледоход, появляются листья на деревьях, день равен ночи, можно увидеть росу, бывает град, иней, растут подснежники, река покрывается льдом, у животных линька, собирают урожай. Если он затрудняется, то попробуйте вместе поискать ответы. А через несколько дней опять задайте некоторые из этих вопросов. Это занятие расширяет кругозор, тренирует память.
  4. При поступлении в школу дошкольнику важно иметь определённый уровень развития речи. Найдите сюжетную картинку и задайте по ней вопросы своему ребёнку (кто изображён на иллюстрации, какой он, что он делает, почему он так поступает). Замечательно, если ответы не будут односложными, речь грамотна, выразительна. Старайтесь каждый день читать ребёнку. Хорошо, если ваш ребёнок знает сказки и умеет пересказывать их.                                                                                                                    

Переход от устной речи к письменной требует умения разделять слова на звуки. Различать смысл слова и выделять звуки в словах помогут игры: «Какое слово длиннее?» (кот-кит, карандаш-карандашик, усы-усики, час-минута, удав-червячок). Ребёнок, идущий в первый класс, должен ориентироваться на звуковой состав слова, а не на смысл.  Поиграйте с ребёнком в «Слова»: вы называете слово, а он обозначает звуки в них кружочками (суп, ау, сок, звезда – до 7 звуков  в слове). Игра в «Звуки»: какой звук в слове 1, последний, сколько всего звуков в слове. Если ваш ребёнок знает буквы - это замечательно.   

  1. Уточните математические представления ребёнка. Поиграйте с числами. Попросите его посчитать от 1 до 10,  от 3 до8,  назвать число, которое стоит перед 5, после 4,  между 5 и 7,  из каких чисел состоит число 5,  на сколько 5 больше 3,      какое число на 1 больше числа 6. Предложите решить простейшие задачки: Катя съела апельсин, грушу и яблоко. Сколько фруктов съела девочка? Вспомните сказки, мультфильмы. Придумайте вопросы со словом «сколько». Вместе с ребёнком составьте задачу.  Задайте число, а ребёнок придумает к нему сюжет с вопросом.        
  2. Важно развитие у ребёнка зрительно-моторной координации.                                       Упражнение  «Графический диктант». Вспомните с ребёнком расположение сторон в пространстве. На листе в клетку из исходной точки ребёнок рисует узоры, который диктует взрослый: на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги. Дайте ребёнку время на самостоятельное продолжение узора. «Копирование фигур» - прекрасная тренировка зрительно-моторной координации. Нарисуйте фигуры на нелинованной бумаге и попросите ребёнка нарисовать также. Для тренировки располагать фигуры в пространстве подойдёт задание типа: нарисуй круг, поставь точку посередине, сверху, снизу, справа, слева.
  3. Занимаясь с сыном или дочкой, старайтесь каждый раз найти за что их похвалить. Выражайте уверенность, что у них всё получится. При неудаче покажите, как исправить ошибки. Избегайте слов «ты делаешь не так», «это неправильно». Не  пугайте школой.                                                                                                                                                  Очень важно перед началом школьного обучения уточнить и скорректировать уровень знаний и умений ребёнка. Надеемся, что рекомендации помогут вам.  

                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....

Консультация для родителей "Первый раз в первый класс"

Консультация для родителей будущих первоклассников. Рекомендации от учителя....

Консультация для родителей первого класса учителя-логопеда школы-интерната для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

План:Введение1. Понятие дисграфии, причины возникновения и её симптоматика.2. Виды ошибок при дисграфии:1) Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия.2) Ошибки, связанные с н...