Почему младший школьник не успевает?
статья

Кропачева Татьяна Евгеньевна

Каковы же причины неуспеваемости? Пути преодоления неуспеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_mladshiy_shkolnik_ne_uspevaet.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Кропачева Т.Е.

Учитель начальных классов МОУ Лицей  г.Балашов

Почему младший школьник не успевает?

Учителя и родители часто сталкиваются с учебной неуспеваемостью младших школьников. По мнению психолога Л.С. Славиной, неуспевающие дети делятся  на три группы. К первой относятся школьники, у которых отсутствуют действенные мотивы учения; вторая группа – дети со слабыми способностями к учёбе; третья группа – это дети с неправильно сформированными навыками учебного труда.

Каковы же причины неуспеваемости?

Учитель с первых занятий может выявить слабое умственное развитие ребёнка; недостаточный  уровень предшкольной подготовки; недисциплинированность. Из беседы с родителями и медицинским работником школы необходимо узнать неблагоприятные обстоятельства (какие – либо заболевания, плохие бытовые условия, недостаточного внимания со стороны родителей, семейные конфликты). Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости — неподготовленность к школьному обучению. Дети не приучены подчиняться требованиям педагога, неусидчивы, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными. У них не сформированы познавательные интересы. Им трудно общаться с окружающими, такие ученики часто конфликтуют с одноклассниками и взрослыми. Постепенно появляется негативное отношение к школе. В тех случаях, когда эти факторы не учитываются педагогом, то неуспеваемость может перерасти в педагогическую запущенность. Предотвратить причины неуспеваемости на раннем этапе легче, чем потом длительно их исправлять.

Пути преодоления неуспеваемости.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующее:

1. Педагогическая профилактика - применение методов и форм обучения, педагогических технологий.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе.

4. Воспитательное воздействие. Как, правило, неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, поэтому, с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Цель работы с     неуспевающими является не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности.

Для успешности обучения и воспитания важно уметь заинтересовать ребёнка, укреплять его веру в свои силы, формировать положительную оценку своих достижений. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.

На уроках  я использую дифференцированную  работу, которая способствует положительной динамики каждого обучающегося. Опрос слабоуспевающих учеников сочетаю с самостоятельной работой других обучающихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами; давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы. Домашняя работа также даётся дифференцированно.

В своей практике применяю различные диагностические методики.  Вот некоторые из них:

Методика «Веселые картинки»

Цель: выявление изучение непроизвольной памяти.

 Ученику показывали одновременно двадцать картинок с изображениями предметов, которые он должен был сгруппировать по четыре-пять картинки так, чтобы их можно было назвать одним словом. Затем картинки убирались, а ученика просили назвать те изображения, которые он запомнил. За каждое правильно воспроизведенное слово ученик получал один балл.

Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня коммуникативных действий,  направленных на организацию и осуществление сотрудничества.

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Методика «Палочки»

Цель: выявление особенностей саморегуляции интеллектуальной деятельности.

На листе бумаги в линейку ученику надо написать систему палочек и черточек между ними (I-II-III-I-II-III). Выполняя задания, ученик должен соблюдать заданную последовательность палочек, при переносе не разрывать группу палочек, писать палочки через строчку. Наилучший результат оценивался 10 баллами.

Можно сделать вывод, что для педагога важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Только совместная работа учителя, психолога, родителей и самого ученика сможет предотвратить появление проблем в обучении, а также на ранних этапах выявить структуру и причины школьной неуспеваемости.

Литература

 Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М.: Владос,1996

1. Гаврилычева Г.Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа, №10, 1989г.

2. Кумарина Г.Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников. // Советская педагогика. — №2, 1986г.

3. Федосова Е. Д. Психопрофилактика школьной неуспеваемости. http://pedsite.ru/publications/67/23365/

 4. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. -М., 1999г.

5. Школа и психическое здоровье учащихся. // Под ред. проф. С.М. Громбаха. — М., 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Почему дети говорят неправду. Ложь младшего школьника.

Ложь – типичная проблема детства.Любой взрослый может окунуться в мир своих воспоминаний и обязательно найдет там что-то, связанное с обманом. Есть много причин, по которым дети лгут. И не всегда это ...

научно-практическая конференция младших школьников "Мир глазами детей" ДОКЛАД пять вопросов "ПОЧЕМУ" о кошках

Кошка в нашем доме - это, конечно, огромное удовольствие. Пушистая мягкая шерстка, быстрые энергичные движения. Животное ласковое, нежное, несущее положительную энергию. Кошка живет рядом с челов...