Коррекционная работа с детьми с умеренной степенью умственной отсталости
статья

Ефремова Ольга Владимировна

Работа педагога-психолога с детьми 1-3 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с нарушением интеллекта с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Их развитие характеризуется низкими темпами и качественными особенностями.

К началу школьного возраста у детей с нарушением интеллекта не формируется новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего возраста позиционирует себя как «большой», то дошкольник к семи годам начинает считать себя маленьким. Ребенок понимает, что для того, чтобы адаптироваться в окружающем мире, необходимо много учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более значимую для него деятельность – учебную.

Школьники с нарушением интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий, особенно исторических событий в их хронологической последовательности.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

У школьников с умеренной умственной отсталостью значительно нарушено мышление.

Основные недостатки мышления детей с умеренной умственной отсталостью (младший школьный возраст):

Тугоподвижность. Характеризуется снижением мыслительной активности; длительность решения мыслительных операций часто не приводит к продуктивному решению;

Инертность. Не умеет полученные мыслительные навыки перенести в другие условия. Даже при незначительном изменении условий, дети воспринимают задачу, как новую;

Конкретность. Сложно обобщать. Недостаток абстрактного мышления;

Беспорядочность, бессистемность представлений и понятий.

Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления умственно отсталых детей приводит к тому, что каждая вещь и каждое событие получают для него свое особое значение, что они даже при незначительном изменении условия за дачи, воспринимают ее как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях.

Учитывая особенности развития мышления у учащихся с умеренной умственной отсталостью ведущим довольно долгое время, на протяжении всего школьного обучения, остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые - предметные или мнестические. Несмотря на это учащиеся данной категории при выполнении заданий испытывают трудности. Так, им, как и дошкольникам, трудно сложить несложную разрезанную картинку или правильно заполнить доску Сегена. У учащихся младших классов с умеренной умственной отсталостью недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы. В этом возрасте действия детей с предметами часто носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.

Развитие правильного мышления у детей с умеренной умственной отсталостью - трудная задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения.

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями нервно- психического развития. Коррекция развития учащихся с умеренной умственной отсталостью, особенно младшего школьного возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста: предметно – практическая деятельность умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности учащиеся вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.

Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки младших школьников в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Учащиеся начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У школьников формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Более подробно остановимся на видах коррекционной работы с детьми умеренной умственной отсталости младшего дошкольного возраста.

Для развития крупной и мелкой моторики используются такие упражнения как:

  1.  Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  2. Работа с пластилином;
  3.  Перекладывать вещи из одного места в другое;
  4. Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  5. Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  6. Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности педагог предлагает детям работу со следующими упражнениями:

  1. Работа с изображениями.

Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;

  1. Психолог задает несложные вопросы детям.

 Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;

  1. Несколько ударов воспитателем в ладоши.

Ребенок должен запомнить и назвать их количество;

  1. Ритмичный стук карандаша о стол.

Обучающийся его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;

  1. Педагог проделывает какое-нибудь несложное движение, а школьник это повторяет.

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка педагогу рекомендовано использовать следующие упражнения:

  1. Убрать руки за спину по команде;
  2. Быстро вытереть доску или убрать учебный материал;
  3. Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  4. Быстрое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам детям рекомендовано предлагать такие упражнения как:

  1. Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  2. Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  3. Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей также существуют конкретные упражнения:

  1.  Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями. Спокойно посидеть несколько секунд;
  2. Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости ученика;
  3. Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
  4. Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.

Список использованной литературы:

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. [Электронный ресурс] - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). С.298-331.
  2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  3. Обучение детей с особыми образовательными потребностями: Методические рекомендации для педагогов по организации работы с детьми, имеющими отклонения в развитии / Н.Э. Логинова, Е.А. Гильдинберг, Л.Б. Русанова. - Омск: ООИПКРО, 2003.
  4. Операции мышления // Психология и педагогика [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps7.html.
  5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: / Под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения

Обучение   учащихся  с умеренной степенью умственной отсталости   третьего года обучения ведется по адаптированной  программе для экспериментальных классов для  глуб...

Использование пиктограмм.в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости.

Использование пиктограмм.в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости в условиях стационара....

Развитие речи в коррекционном классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости Тема: «Овощи»

Комбинированный урок  по развитию речи и знакомство с овощами  в 4 классе для детей с умеренной степенью отсталости...

Развитие речи в коррекционном классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости Тема: «Овощи»

Комбинированный урок  по развитию речи и знакомство с овощами  в 4 классе для детей с умеренной степенью отсталости...

Методика организации физкультурно-оздоровительной работы в группе продленного дня с детьми , имеющими легкую степень умственной отсталости

Дети с ОВЗ - это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Работа в сфере физического воспитания, с такими детьми, должна быть направлена на создание в учреждении специ...