Статья "Методы и приёмы анималотерапии в работе с детьми"
статья

Груздева Екатерина Владимровна

Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priyomy_animaloterapii_v_rabote_s_detmi.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Методы  и приёмы анималотерапии в работе с детьми

Педагог-психолог ЦППМСП  Приморского района

Санкт-Петербурга

Груздева Екатерина Владимировна

2019

Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия (от англ. animal — животное) — созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Почувствовав себя «хозяином природы», человек тем не менее не забыл свое почитание животных, по крайней мере на уровне подсознания, и никогда не разорвет с ними отношения. А передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлений об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, она базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии и этологии.

Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, телесно-ориентированными методами и др.

      Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий — это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

В основе работы  использована идея  Программы анималотерапии «Ребята и зверята» авторов Кряжевой Н.Л., Орёл В.Е., Рыжковой З.Л. из книги «Кот и пес спешат на помощь», Ярославль, «Академия развития», 2000г.

В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, — всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в «быту» и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается, не агрессивно ли. Важно знать и состояние его здоровья.

Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения обозначается как естественная  анималотерапия.

Процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем называется направленной анималотерапией.

 Животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции, а иногда, хотя это и противно, служат объектом вымещения негативных эмоций и агрессии (Н. Л. Кряжева, с. 16).

Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.

Стремление иметь домашних животных естественно и особенно проявляется у младших и единственных детей, которыми все управляют, а они — никем. Рыбки, птички в домашних условиях — это элемент интерьера, с ними нельзя вступить в телесный контакт (К.Лоренц, с 38).

Кошки и собаки выполняют в семье разные функции. Кошки чаще всего компенсируют потребность в телесном контакте; собаки — живое эмоциональное общение, реализующее потребность в контроле. Подвижные, гиперактивные дети избыток своей энергии лучше реализуют через взаимодействие с собакой. Однако и нерешительным, замкнутым детям собака может помочь реализовать потребность в установлении контактов.

Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Животные не говорят, а издают звуки. Это их своеобразная речь, и опытные хозяева способны различать в этих сигналах всевозможные формы обращения и выражения желаний и чувств. Ребенок четко улавливает настроение животного, так как оно всем видом: позой, движениями, взглядом – его показывает. Такие наблюдения за поведением животного дают ребенку опыт присоединения, расширяют репертуар эмоции: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы.

 Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению.

В многолетней практической работе с психологическими проблемами детей неоднократно приходилось предлагать родителям использовать домашних животных в целях организации естественного процесса анималотерапии.

Н. Л. Кряжева в своей работе применяет и направленную анималотерапию: это различные методики и инструментарий, комбинирование элементов арттерапии, игротерапии, сказкотерапии, детского аутотренинга, телесно-ориентированные техники. Символ животного в виде слайда на стене, образ в воображении ребенка, рисунок-якорь на теле, подвижная игра, мягкая игрушка, сказка и, наконец, реальное животное — вот те методические инструменты, которые расширяют эмоциональный опыт ребенка, активизируют психологические ресурсы, обновляют способы поведения и учат помогать самому себе.

Таким образом, направленной анималотерапией должен заниматься специалист, способный глубоко изучить психологические особенности человека, разобраться в глубинных причинах его внутренней проблемы и владеющий широким методическим инструментарием в плане психокоррекции.

Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, дома у которых есть животные, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений (Мак-Фарленд Д).

Итак, домашние животные, давние жизненные спутники человека, формируют его эмоциональный мир, способствуют обогащению поведенческих реакций, развивают интеллект и обогащают его личность.

 Две позиции жизненной активности

В исследовании 3. Л. Рыжковой была выявлена интересная особенность: оказывается, дети, имеющие кошку (и девочки и мальчики), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью, закрытостью. Те, у кого дома есть собаки, аккуратны, собранны, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству, они зависимы от чужого мнения, открыты к взаимодействию. (Оценка качеств личности производилась по проективной методике «Дерево».)

Можно предположить, что каждое животное, его манеры поведения и психологические особенности являются фактором формирования определенных черт личности у детей. Экспериментально-психологические данные в сочетании с историческими сведениями об адаптивных особенностях собаки и кошки позволили использовать их и их символы в предложенной программе.

Адресат программы

Данная программа предназначена для детей 6 – 10 лет, испытывающих трудности в общении со сверстниками, в т.ч. языковой барьер, или имеющих признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, неадекватную самооценку, признаки тревожности, страхи.

При комплектовании групп важно учитывать, что разница в возрасте не должна превышать 2-х лет,  группа, по возможности, должна иметь примерно одинаковое количество  девочек и мальчиков.

Цель: развитие эмоциональной сферы у детей 6 – 10 лет средствами анималотерапии

Задачи:

  1. Отработка механизмов межличностного взаимодействия
  2. Развитие механизмов произвольного поведения и навыков самостоятельности;
  3. Коррекция самооценки
  4. Отработка навыков совладания с чувствами, возникающими в ситуации одиночества и разлуки
  5. Обучение приемам снятия психо-мышечного напряжения
  6. Развитие эмоциональной сензитивности

Курс занятий,  с их  невербальными средствами общения,  как нельзя лучше подходит для периода адаптации в коллективе, когда ребенок учится понимать и передавать свои эмоции, что дает  возможность в дальнейшем успешно общаться со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические приёмы логоритмики в работе с детьми с ОВЗ.

Специфические приёмы логоритмики в работе с детьми с ОВЗ....

Опыт использования анималотерапии в волонтерской работе с детьми

В статье описана терминология, суть метода, варианты применения в работе учителя, описан личнный опыт проведения мероприятий с применением анималотерапии, перечислены положительные моменты для учащихс...

Использование активных методов и приёмов обучения в работе с детьми с ОВЗ

Данная статья представляет собой обобщение  многолетнего педагогического опыта учителя начальных классов по применению активных методов и приёмов  при обучении детей с задержкой психического...

Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ.

Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению использую необходимо стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Материа...

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми начальной школы

С каждым годом увеличивается количество детей в общеобразовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать...

"Использование приёмов криотерапии в работе с детьми ОВЗ"

Приёмы криотерапии для развития мелкой моторики пальцев рук....