Опыт использования анималотерапии в волонтерской работе с детьми
статья

Горбунова Анастасия Андреевна

В статье описана терминология, суть метода, варианты применения в работе учителя, описан личнный опыт проведения мероприятий с применением анималотерапии, перечислены положительные моменты для учащихся и учителей, приложены красочные фото.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл animaloterapiya_statya.docx963.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНИМАЛОТЕРАПИИ В ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Добрый день. Меня зовут Анастасия Андреевна, я работаю учителем-логопедом в гимназии, а в свободное время занимаюсь волонтерством.

Ни для кого не секрет, что в современном мире, в условиях городской жизни, дети испытывают дефицит общения с живой природой. Поэтому тема анималотерапии сейчас очень актуальна. В этой статье я расскажу вам о своем опыте проведения анималотерапии при помощи декоративных крыс.

Анималотерапия – (от слова animal- животное)- метод лечения пациентов с помощью домашних животных (собак, кошек, лошадей, кроликов, птиц и пр.) – Wikipedia

E:\Школа\ДОКУМЕНТЫ\КРЫСОТЕРАПИЯ\Статья Анималотерапия\1.JPG

В западных странах чаще  используют термин Пет-терапия. В России более распространены названия зоотерапия или анималотерапия. Единой общепринятой терминологии пока нет. Цель такой терапии – позитивное воздействие животных на человека, его эмоциональное состояние.

Оказывается, педагоги, даже не подозревая об этом,  используют в своей работе элементы анималотерапии в виде символов животных (образы, рисунки, игрушки). Однако большинство животных вживую дети чаще всего не видели. Символы не дают полноценного представления о многообразии живой природы.

E:\Школа\ДОКУМЕНТЫ\КРЫСОТЕРАПИЯ\Статья Анималотерапия\2.JPG

Уже около 10 лет я держу в качестве домашних питомцев декоративных крыс и состою в Клубе крысоводов Петербурга. Речь идёт именно о декоративных видах крыс, выведенных в питомниках для домашнего содержания. Это небольшие грызуны, они отличаются своим интеллектом чистоплотностью и любовью к людям. Вопреки предубеждениям, крысы не являются переносчиками заболеваний и абсолютно здоровы. Животные, участвующие в мероприятиях, регулярно проходят осмотр специалиста.

Помимо содержания и разведения животных, члены клуба занимаются просветительской деятельностью, организацией выставок, фестивалей, встреч и образовательных мероприятий. И сейчас я расскажу вам про некоторые из наших выездов, в которых лично принимала участие.

В прошлом году мы побывали в Доме творчества Выборгского района Санкт-Петербурга «Олимп». В ДДТ проходила неделя, посвященная помощи брошенным животным. К ребятам приходили представители разных организаций, фондов помощи, в том числе нашего клуба.  Встреча проходила в актовом зале, зрители были разных возрастов от младших школьников до старшеклассников и родителей. E:\Школа\ДОКУМЕНТЫ\КРЫСОТЕРАПИЯ\Статья Анималотерапия\3.JPG

Сначала мы кратко рассказали о крысах, какие это животные, как правильно их содержать дома, ухаживать, о помощи брошенцам, от которых отказались нерадивые хозяева.  Домашние крысы не выживают на улице, наши волонтеры всеми силами помогают таким животным.  Потом продемонстрировали самих животных, какими разными они бывают внешне (всевозможных красивых окрасов, кудрявые, длинношерстные и даже лысые). Рассказали интересные факты о крысах. Например, зачем им нужен хвост? И наглядно продемонстрировали умение крыс пользоваться своим хвостом: балансировать во время хождения по канату.

Дети и взрослые с удовольствием слушали рассказ, смотрели представление, фотографировали. Многие задавали вопросы, хотели узнать и увидеть как можно больше. Затем мы провели небольшую викторину: задавали вопросы о животных, правильно ответивших ребят награждали памятными сувенирами. Всё оставшееся время было посвящено непосредственно общению с животными. Детям дали потрогать, погладить, подержать зверей. Многие впервые видели и брали в руки крыс. Встреча с новым живым существом – целое событие в жизни ребенка! Педагоги тоже принимали активное участие, избавлялись от своих страхов.E:\Школа\ДОКУМЕНТЫ\КРЫСОТЕРАПИЯ\Статья Анималотерапия\5.JPG

E:\Школа\ДОКУМЕНТЫ\КРЫСОТЕРАПИЯ\Статья Анималотерапия\6.JPG

 Этой зимой мы провели встречу с учащимися 6 классов в общеобразовательной школе. Здесь больше внимания уделялось теории: особенностям вида животного, правильному содержанию, ответственному отношению к своим питомцам. Детям дали наглядно рассмотреть строение тела, лап, хвоста. Ученики узнали, сколько у крысы зубов и сколько пальцев, чем крысы питаются и где живут. Школьники заинтересованно слушали и внимательно смотрели. Теоретические части выступления чередовались с демонстрацией животных зрителям в зале. Окончание встречи было посвящено свободному общению с крысами. Дети подходили, рассматривали, гладили, трогали крыс, задавали вопросы.

Никто не остался равнодушным, впечатлений хватило для всех!

 Петербургский детский хоспис - давний партнер клуба. Крысоводов регулярно приглашают на встречи с детьми. Здесь они проходят в другом формате. К объявленному времени в игровую комнату собираются все желающие пообщаться с животными, это дети с родителями или тьюторами. Общение происходит индивидуально, к каждому ребенку нужен особенный подход в соответствии с его возможностями и потребностями (как физическими, так и интеллектуальными). Кому интересно, рассказываем о животных, кому-то просто даем погладить, с кем-то разыгрываем целую сказку. После общей встречи в игровой комнате навещаем тяжелых пациентов в палатах. E:\Школа\ДОКУМЕНТЫ\КРЫСОТЕРАПИЯ\Статья Анималотерапия\10.JPG


Что это дает детям? Помимо знаний об этих удивительных животных, особенностях их содержания, дети получают сильные положительные эмоции! E:\Школа\ДОКУМЕНТЫ\КРЫСОТЕРАПИЯ\Статья Анималотерапия\8.JPG

Такие встречи способствуют  развитию сенсорной и эмоциональной сферы ребенка. Это новые тактильные и зрительные ощущения, двигательные навыки. Например, для детей с ДЦП погладить маленького хрупкого зверька – очень сложная задача, но при этом отличный стимул к дальнейшим упражнениям («Придем к тебе через месяц, покажешь, чему научился»). Вдобавок активизирует и расширяет словарный запас: говорим и показываем, что шерстка мягкая, пушистая, а хвост длинный, теплый и т.д.  Служит стимулом к общению и  развитию навыков коммуникации. Особенно для детей с расстройством аутистического спектра – это мощный стимул к общению с внешним миром. Ко всему вышесказанному добавляется воспитание ответственного отношения к своим животным, домашним питомцам, уходу за ними.

Большинство детей любят животных, им приносит радость тактильный контакт и наблюдение за ними. Бывает, встречается и негативная реакция, но редко и чаще всего она обусловлена особенностями воспитания.  Даже те, кто боятся крыс, с огромным интересом наблюдают за происходящим. В целом животные способствует развитию полноценной здоровой личности.

 Мне как педагогу такие мероприятия дают в первую очередь бесценный опыт общения со взрослыми и детьми разных категорий (как со здоровыми, так и с имеющими различные нарушения), способствуют налаживанию контакта с детьми, дают возможность обмена опытом с коллегами. И конечно, моральное удовлетворение от приносимой радости и помощи.E:\Школа\ДОКУМЕНТЫ\КРЫСОТЕРАПИЯ\Статья Анималотерапия\7.JPG

Любой желающий может пригласить крысоводов в свое учреждение, для этого можно обратиться  в Клуб крысоводов Санкт-Петербурга. Насколько мне известно, в нашем городе есть и другие клубы любителей животных, которые охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Организовать встречу детей с животными на самом деле проще и полезней, чем может показаться.

Горбунова Анастасия АндреевнаE:\Школа\ДОКУМЕНТЫ\КРЫСОТЕРАПИЯ\Статья Анималотерапия\9.JPG

учитель-логопед

ГБОУ гимназия №642

Санкт-Петербург, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Развивающие возможности использования техники «Ганутель» при работе с детьми.

Развивающие возможности использования техники «Ганутель»при работе с детьми.1. Развитие моторики рук. Основные движения рук при выполнении цветов – вращательные. Уже на подготовительном этапе возникае...

Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми в условиях интерната.

В презентации представлен отчет о проделанной работе за 2012-2013 уч.г. по теме самообразования ....

Опыт использования компьютерных технологий в работе классного руководителя

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновацио...

Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации

Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации....