«Анималотерапия - как один из методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
материал

Сообщение на тему "Анималотерапия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Анималотерапия - как один из методов  коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с нарушением интеллекта является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на уроках предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов обучения и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила меня  к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.

 Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Анималотерапия - оказание психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Задача метода анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

В своей работе я использую  различные методы психокоррекции: сказкотерапию, куклотерапию, игротерапию, арттерапию и др. Дети с удовольствием включаются в анималотерапевтические игры и упражнения. Могут представить себя любимым зверьком, представить его сценически – с его походкой, характерными движениями. Когда дети внешне представляют кого-либо – посредством тела или через него, то им гораздо легче проникнуть в душу этого существа.

На коррекционно-развивающих  занятиях использую образы и символы животных.

На занятиях применяю:

-игры с мягкими игрушками;

-чтение и инсценирование сказок о животных;

-просмотр фрагментов фильмов о животных или с участием животных;

-прослушивание звуков природы;

-упражнения на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

-упражнения на развитие речи и общения.

В своёй работе использую программу анималотерапии эмоционально - личностных проблем у детей «Ребята изверята» (авторы Кряжева Н.Л., Орёл В.Е., Рыжкова З. Л.) Цель: коррекция эмоционально – волевой сферы детей, испытывающих трудности в адаптации и общении – страхи, замкнутость, чувство одиночества и ответственности, неадекватная самооценка, агрессивность.

Игры с мягкими игрушками животных и птиц вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции. Звучание игрушки придает занятию дополнительную привлекательность - ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие. Поэтому игрушки зверей частые гости на занятиях.

Чтение и инсценирование сказок о животных решает дидактические, коррекционные задачи, развивает мышление и воображение детей, творческий потенциал, учит ребёнка находить решения в нестандартных ситуациях. Сценическое воплощение образов животных не только придает веселый характер занятиям, но и побуждает наблюдать за привычками и повадками животных, проникать во внутренний мир животного, узнавать больше о его жизни, вызывает теплые чувства к «братьям нашим меньшим». Для игры-драматизации подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. Например: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и т.д. Образы животных использую и для проработки страхов у детей. Жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро побеждает зло, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности.

На занятиях просматриваем фрагменты фильмов о животных или с участием животных – это прекрасный способ расслабления.

Так же использую аудиозаписи звуков природы как лечебное средство.

Для развития мелкой моторики, диалогической речи, использую предметы–заместители (пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и размера) в игровых пальцевых тренингах («Лиса», «Кошка и курица», «Птичка» и др.). Для развития и совершенствования статической и динамической координации движений рук - упражнения «Кошка», «Погладим котёнка» и др. Для развития графомоторных навыков используются воспроизведение изображения с помощью опорных точек, раскрашивание, дорисовывание недостающих деталей у фигур животных. А также упражнения и игры для тонкой моторики и координации движений (лепка, вырезание из бумаги, аппликация и др.).

Для автоматизации и дифференциации звуков: скороговорки, чистоговорки, стихи, стихи-небылицы, загадки, потешки, где главные герои – животные.

В заключении хочется сказать, что анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, даёт импульс фантазии и воображению, снижает эмоциональную напряженность, агрессивность, облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги у учащихся.

Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых методик, подтверждаемую результатами педагогического наблюдения. Проводимая таким образом работа способствует повышению эффективности в развитии эмоциональной, познавательной и двигательной сфер у школьников с интеллектуальной недостаточностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пути развития ребёнка.Игра-один из важнейших приёмов работы с детьми младшего школьного возраста.Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса.Учить играя....

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Опыт использования анималотерапии в волонтерской работе с детьми

В статье описана терминология, суть метода, варианты применения в работе учителя, описан личнный опыт проведения мероприятий с применением анималотерапии, перечислены положительные моменты для учащихс...

Статья "Методы и приёмы анималотерапии в работе с детьми"

Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.»

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...

Сказкотерапия как один их эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

Обобщение опыта работы с авторской дидактической сказкой...