Открытое занятие «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»
план-конспект занятия (1 класс)

Жалнина Елена

Открытое занятие «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»

Цель: Развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Задачи:

  • Способствовать осознанию детьми собственных эмоций;
  • Способствовать осознанию детьми эмоций других людей;
  • Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

Материалы:  изображения эмоций детей в презентации, музыкальные композиции, заготовки лиц с эмоциями.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии  и по традиции я вас приглашаю в круг, чтобы поприветствовать друг друга!

Упражнение «Переходящее пожелание».

Ведущий: Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку и говорить друг другу комплименты или желать что-либо при этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка.

Спасибо, прошу занять свои места, но не садится!

  1. Работа по теме.

Игра

Ведущий: Давайте посмотрим, что  чувствуют, переживают персонажи.

На экране появляется задание: изобрази сказочных героев.

Психолог предлагает выполнять задание.

Поочередно появляются персонажи из сказок, дети по одному изображают героев, уделяя внимание мимике лица.

Обсуждение и определение чувств, эмоций сказочных персонажей.

 Покажите: (если дети постарше, использовать дополнительные задания)

  • Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
  • Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
  • Как выглядит любопытный енот;
  • Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
  • Как сердится лев – царь зверей;
  • Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
  • Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.

Все это и есть эмоции.

  1. Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»

Ведущий: Тема нашего занятия – «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?».

Что такое эмоции мы с вами уже поняли благодаря предыдущему упражнению. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.

Поочередно всплывают картинки с изображением мальчика  в разных позах и с разными выражениями лица, дети озвучивают свои предположения.

А чтобы понять какие бывают эмоции, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились? (например, я недавно ехала в электричке и увидела лису)

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы было изображено удивление!

Ведущий: А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы обижаемся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена обида человека!

 

Ведущий: Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена радость!

Ведущий: Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы сердимся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена злость, досада!

 

Ведущий: Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?

  • выражение лица - мимика
  • движения рук, поза тела – жесты

Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.

Ведущий: Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.

Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.

Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.

4. Практический этап

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие

1 остановка «Радость» (слайд 4)

Появляется картинка с описанием мимики

Обсуждение ситуации и мимики лица

Психолог предлагает нарисовать рисунок,дети рисуют ассоциацию с данным чувством и презентуют  его присутствующим

2 остановка «Грусть»(слайд 5)

См. выше

Перед детьми макет с пустой улицей 

-На этой остановке пусто, она заколдована, я вам предлагаю оживить ее и украсить .

Детям предлагается разместить маленькие фигурки  людей, животных, разных предметов на улице

3 остановка «Злость»(слайд 6)

См. выше

-На этой остановке все ругаются и дерутся, все игрушки сломаны и вещи разорваны. Из-за чего это могло произойти?

Дети озвучивают свои мысли.Беседа о злости и гневе.

Упражнение «Мешок гнева»

-Давайте избавимся от негативных эмоций, со всей силы скомкаем листики, разорвем на мелкие кусочки и выбросим мешок.

Каждый ребенок берет лист, комкает ,рвет и бросает в мешок

4 остановка «Удивление»(слайд 7)

См. выше

Психолог предлагает детям задачу:

Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?

Дети по очереди высказывают свои предположения

6.Динамическая пауза

Гимнастика для глаз

5 остановка «Страх»(слайд 8)

См. выше

Детям читается сказка.

- Я вам хочу рассказать одну историю про страх, а вы внимательно её послушайте и подумайте, как можно нарисовать свой страх.

“Жил-был Страх. Он был таким, каким все его представляли, он всегда был разным, тем, кто боялся темноты, он представлялся страшным чудовищем с огромными красными глазами, тем, кто боялся насекомых он представлялся в виде огромного мохнатого паука, каждый видел в нём то, чего сам боится. Страх очень хотел иметь друзей, он переживал из-за этой своей способности всех пугать, где бы он не появлялся, все убегали от него, но однажды он сам решил от всех убежать, чтобы не доставлять людям столько хлопот. Бежал он бежал и увидел большую тёмную пещеру и решил, что люди сюда никогда не придут, и он здесь никого не сможет испугать, а будет жить вдали, чтобы не причинять больше людям страдания.

- Ребята, а как выглядит ваш страх? Вы уже придумали, как можно его нарисовать? Я предлагаю нарисовать его в пещере, именно в той пещере, в которую и спрятался герой нашей истории – страх!

Дети рисуют свои страхи.

- Ребята, а вам интересно, чем закончилась эта история?

Однажды страху надоело прятаться в пещере, там было сыро и неуютно, страх решил, что если он украсит своё жилище, то ему станет веселее.

-Ребята, как вы думаете, чем закончилась история со страхом?

Как нам можно украсить страх?

Можно ли нам его сделать смешным?

Психолог ведёт детей к пониманию того, что если они разукрасят страх, сделают его красивым, смешным, то страх перестанет быть страшным и с ним все подружатся.

Дети украшают свой рисунок.

- Ребята, посмотрите, что произошло с вашими страхами? Какие они стали? Разве можно их теперь бояться?

Психолог подводит детей к пониманию того, что теперь, когда страхи смешные и весёлые их нечего бояться.

На этой остановке мы завершаем наше путешествие и возвращаемся назад.

 

  1. Задание «Угадай эмоцию». (для младших)

Детям раздаются карточки с лицами.

Рассмотрите моськи с разным настроением, покажите такую же эмоцию, и мы все вместе попробуем догадаться какая это эмоция.

По ходу упражнения каждому ребенку задается вопрос: «какая это эмоция: отрицательная или положительная?»

Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего?

5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…»

Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».

Рефлексивный этап(слайд 11,12)

На какие группы можно разделить эмоции?

-Кому понравилось занятие? Что особенно запомнилось?

Давайте поаплодируем друг другу за замечательное занятие и работу!

5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…» (для младших)

Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные упражнения по теме.

  • Детям для прослушивания даются фрагменты различных музыкальных композиций (различного темпа и настроения). Ребята должны угадать какое настроение пытался передать композитор и объяснить, почему они так думают.
  • Упражнение «Передай эмоцию».
  • Дети встают друг за другом, «смотрят в затылок». Ведущий стучит первого учащегося по плечу и показывает ему какую-либо эмоцию, тот в свою очередь стучит по плечу своего соседа и пробует передать ему точно такую же эмоцию.
  • Задание «Этюды».
  • Детям раздаются тексты небольших сценок, где герои испытывают разные эмоции. Ребята по очереди показывают сценки, остальные «зрители» угадывают эти эмоции.

 

 

ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ

 

Этюд «Два ежика»

Два друга-ежика шли по лесу и услышали – в траве что-то тикает. Сначала они испугались тиканья, а потом осторожно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство)

 

Этюд «Медведь и еж»

Косолапый медведь случайно задел ежа и укол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)

 

Этюд «Волк и заяц»

Волк гонится за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы радость и страдание)

 

Этюд «Гадкий утенок на птичьем дворе»

Гусь с презрением, свысока относится к гадкому утенку, а он очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость)

 

Этюд «Лев и птичка»

Грозный Лев – царь зверей рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев/злость, испуг).

 

Этюд «Котенок и его мама»

Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина)

 

 

Список использованных источников:

 

  1. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
  2. К. Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2001.
  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.. «Психологическая азбука. Начальная школа. Первый год обучения». – М.: Ось 89., 2008г.
  4. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Эмоции и чувства людей». -. Игра «Забавы в картинках».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_emotsii.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Что такое эмоции?» Выполнила : Жалнина Е.Н. педагог – психолог .

Слайд 2

Минутка радости Изобрази сказочных героев

Слайд 3

О чем мы будем сегодня говорить?

Слайд 4

Путешествие в мир эмоций и чувств

Слайд 5

Радость Брови слегка опущены Глаза прищурены Уголки губ приподняты

Слайд 6

Грусть Верхние уголки бровей приподняты Веки опущены вниз Уголки губ опущены вниз

Слайд 7

Злость Брови сведены вместе Глаза нахмурены Губы сжаты / Зубы стиснуты

Слайд 8

Удивление Брови подняты вверх Глаза широко раскрыты Рот слегка приоткрыт

Слайд 9

Страх Брови приподняты вверх Верхние веки приподняты Губы слегка вытянуты

Слайд 10

Гордость Губы образуют легкую улыбку Подбородок поднят вверх Взгляд спокойный

Слайд 11

На какие группы можно разделить эмоции

Слайд 12

Радость Грусть Злость Удивление Страх Гордость Друзья Враги

Слайд 13

Желаю вам хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое профессия. Какие бывают профессии. (игровой час)

Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развить интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях. При пом...

Классный час по теме:"Что такое профессия.Какие бывают профессии" 1 класс

Классный час предназначен для обобщения знаний обучающихся о профессиях,содержит игры "Закончи пословицу","Аукцион", "Отгадай загадку"...

Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-х классов по теме "Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?". Мероприятие проходит в игровой форме и позволяет обучающимся узнать что такое эмоции, какие эмоции бы...

Открытый урок по окружающему миру "Какая бывает промышленность?"

Открытый урок по окружающему миру "Какая бывает промышленность?" 3 класс "Школа России". Материалы к уроку....

открытый урок по окружающему миру "Какой бывает транспорт?"

Материал содержит сценарий урока и презентацию. В ходе чего дети 2-го класса узнают о происхождении и видах транспорта....

Урок-беседа: «Что такое профессия? Какие бывают профессии?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области    Урок-беседа: «Что ...