Методическая разработка по теме "Психологические аспекты проявления лжи у детей младшего школьного возраста".
методическая разработка (4 класс)

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты проявления лжи у детей младшего школьного возраста". На формирование нравственных ценностей младшего школьника большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями. Ложь как психологический феномен психологи рассматривают по-разному. В общем, ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях. Среди причин, по которым у некоторых детей младшего школьного возраста склонность ко лжи развивается в большей степени множество. Одни коренятся в личности ребенка (тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость, другие в его окружении (семья, сверстники, третьи зависят от возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической эпохи, в которой развиваются дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozh_mladshih_shkolnikov.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты проявления лжи у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Ребенок приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от родительской зависимости, он все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи которым он доверяет.

 «Зыбкость» нравственного облика младшего школьника, выражающаяся в непостоянстве его нравственных переживаний, непостоянном отношении к одним и тем же событиям, связана с тем, что нравственные положения, которые определяют проступки ребенка, не имеют еще достаточно обобщенного характера и еще в недостаточное мере стали устойчивым достоянием его сознания. Вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния, иногда страха [1],[2],[3]. Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы»«долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте.

 Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении.

Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения. Такая новая для ребенка роль – проводника требований взрослых – иногда положительно влияет на выполнение требований самими детьми. Его поведение продолжает, в основном, определяться непосредственными мотивами. Причем противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением не вызывает у ребенка чувства недовольства собой.

Сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует этому образцу, а в случае противоречия с реальностью легко утешает себя тем, что он «сделал так случайно»«не хотел»«больше не будет».

Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств. Опасность представляет нравственный ригоризм детей. Как известно, младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату.

Младший школьник одним из первых получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других. Соответственно повышается зависимость от оценок взрослых. Младший школьник познает себя лишь в направлениях: успехи в учебе и поведении; и на этих основаниях строит свою самооценку.

Однако вследствие ограниченности критериев ситуации неуспеха могут приводить к значительному снижению самооценки детей. В свою очередь, неудовлетворенность собой (проявляется через снижение самооценки) способствует формированию неадекватных защитных вариантов реагирования. При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности. Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь.

Следует отметить, что существуют неоднозначные подходы и к пониманию детской лжи. Сторонники биологизаторского направления отстаивают идею изначальной предопределенности нравственности.

Согласно их позиции такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. А если и признается влияние среды, то как фактор замедляющий или ускоряющий развитие качества, которые даны ребенку от рождения: ложь как творчество и фантазирование, ложь как способность к одновременному фантазированию и искажению истины, ложь как искажение истины с корыстной целью.

 Есть другая точка зрения, что ложь  это явление не только психофизиологическое, но и психосоциальное. Когнитивистская парадигма представляет моральное развитие как процесс адаптации ребенка требованиям социальной среды, в результате которого происходит формирование лживого поведения. Согласно теориям Пиаже, Колберга, Гиллиган, дети по мере взросления проходят определенные этапы нравственного развития: от полного отрицания к соблюдению определенных норм под внешним контролем и далее к внутреннему самоконтролю; от эгоистической мотивации следования моральным установкам к альтруистической; от выполнения правил поведения под угрозой наказания  к сознательному подчинению во избежание самоосуждения.

На формирование нравственных ценностей младшего школьника большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями.

Кроме того, дети развиваются в обществе, где конкуренция и соревновательность проникли во все сферы жизни, поэтому многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать. Так, многие дети младшего школьного возраста более склонны к обману в игре, в учебе ради победы, успеха, и могут намеренно начать, например, неправильно считать очки или делают лишний ход вне очереди, обвинять в неуспехе или ошибки других. К 8 годам ребенок уже хорошо понимает, что обманывать плохо. И если ребенок в этом возрасте продолжает обманывать, то это может быть обусловлено более серьезными причинами, чем желанием выиграть – например, чувством неполноценности и желанием казаться лучше, чем он есть на самом деле. Это можно обозначить как одной из первых причин лжи у детей. Другой часто встречающейся причиной лжи у младшего школьника является страх разочаровать родителей. Ребенок старается соответствовать ожиданиям. Дети находятся под большим давлением ожидания того, что они будут хорошо учиться, будь то со стороны родителей или учителей. Многие дети также считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не соответствуют этим ожиданиям, не успевают в школе, то ребенок чувствует, что у него нет другого выхода, кроме как обманывать, и тогда обман носит функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.

Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими:

ребенок хочет избежать наказания; хочет привлечь к себе внимание;

у него есть проблемы, требующие решения; избегает стрессовых ситуаций; берет пример с окружающих его взрослых или детей. Следует отметить тот факт, что дети родителей, привыкших умело манипулировать окружающими, легко перенимают это умение, но к манипуляторству склоняет ребенка и наивная доверчивость родителей, как бы провоцирующих у него макиавеллевские наклонности. Несомненно, детская ложь - прямой результат плохого семейного воспитания. Разумеется, плохие друзья легко испортят ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, когда друзья становятся важнее родителей, но друзья могут оказать влияние и прямо противоположное.

В ходе эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что младшие школьники, которые представляют ложь как самозащитную функцию, в большей степени им свойственна пассивность в поведении и при принятии определенного способа действия или решения. В семьях данных детей при воспитании преобладает протворствующая гиперпротекция и доминирующая гиперпротекция. Потребность во внимании иногда может приобретать выраженный агрессивный характер, что может объясняться неумением находить более конструктивного решения. Это прослеживается в физической агрессии у детей данной группы и одновременно у детей наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому.

Необходимо отметить и мотивы лжи младших школьников:

1) Ложь-мщение, ложь как лекарство против стресса, который взрослый вызывает у ребенка, расхваливая при нем другого ученика или брата (сестру) и сравнивая его в пользу других. Такая ложь - крик о соперничестве, ревности, о том, ребенок чувствует себя отверженным, во всяком случае, интуитивно.

2) Посредством лжи ребенок может получить все то, о чем мечтает, что невозможно получить другим путем. И он выдумывает сказки и фантазии и разрешает ими проблемы своей жизни. И ложь-фантазия, ложь-выдумка - это намек и просьба ребенка в удовлетворении его желаний. В них закодировано то, чего жаждет ребенок, чего не хватает ему реально.

3) Ложь - как бальзам. Нередко ложь говорит о том, что заперто в душе ребенка, что беспокоит его, мучит, что вызывает сильный страх.

4) Ребенок заштриховывает свой невинный маленький проступок мимолетной ложью, когда уверен, что взрослые способны "муху" превратить в "слона".

5) Ложь – спасение. Посредством лжи ребенок избегает наказания, которое как сам считает, заслужил.

6) Ложь-вежливость и ложь-самозащита, возникающая, когда взрослые задают вопросы – ловушки («доволен он тем то, нравится ли так…», «стали ли они друзьями с кем накануне подрались, поссорились и т. п., зная при этом, что дело обстоит не так).

7) Ложь-внимание. Ребенок стремиться привлечь к себе внимание любым путем, любой ценой и. даже ложью. Пусть взрослый (особенно родитель) за это разозлится, отругает, даже отшлепает - значит вспомнили о нем, он небезразличен - раз заметили, что он солгал.

8) Ложь-статус. Ребенок привлекает к себе враньем, чтобы хоть как-то выделиться среди остальных, и до тех пор пока не раскрыли ложь, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он этим способом пытается поднять свою заниженную им самооценку. Солгав, он создал сам себе высокий рейтинг.

Когда у ребенка высокая самооценка и он пытается повысить "планку" еще выше путем вранья, то это только для того, чтоб лишний раз немного насладиться своим превосходством над другими. Так же, обычное соперничество между детьми в одной семье нередко провоцирует ребенка лгать не только ради превосходства над другими, а чтобы отомстить, и донести из ревности как на виновного, так и на невинного. Причем, чтоб ложь казалась правдой, не пожалеть своей фантазии и разукрасить ее выдуманными уликами. Ребенок может врать, чтобы избежать насмешек, когда случайно вдруг "лицом ударил в грязь". Ложь помогает ему скрыть свой стыд и оправдаться перед взрослыми и ровесниками. И он придумывает странную историю, в которой выглядит героем. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок доходит до вершины хвастовства, выдумывая самое невероятное, в котором даже доля правды пестрее, чем павлиний хвост.

9) Ребенок лжет, чтобы проверить собственные силы, свое влияние на всех. Действительно ли он еще кумир, или у взрослого уже другие вкусы.

10) Ребенок может врать, чтоб отомстить своим родителям, с которыми он конфликтует, которые, как кажется ему, его совсем, совсем не любят и не любили, видно, никогда. Поэтому он им дерзит посредством лжи, вранья, дурных привычек.

11) Ребенок ради дружбы в кульминационные моменты пойдет на все, чтобы спасти своих ровесников, используя ложь-умолчание, милосердие, ложь-чуткость, словом, ложь-спасение, как разновидность белой лжи.

Короче говоря, ребенок ложью в какой-то мере преодолевает барьер между собой и окружающими, не понимая, что лишается доверия людей.

12) Немотивированная ложь. Ребенок пользуется ею как будто воздухом, едой, она - обыденная повседневность, привычка или динамический стереотип. Ребенок, зная, что он лжет, не хочет думать о последствиях обмана. Они его обычно не волнуют. Обман у него в крови: не только в переносном, но и в буквальном смысле слова. Есть данные, что это "генетический обман". Во всяком случае такая ложь некорригируема никакими средствами. Истоки ее в самом деле, видимо, в генетике, так как в одной семье лгут одновременно сразу несколько детей. Привычка лгать у ребенка нередко связана с тем, что он подражает взрослым.

Таким образом, на ложь как психологический феномен психологи смотрят по-разному. В общем, ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях. Среди причин, по которым у некоторых детей младшего школьного возраста склонность ко лжи развивается в большей степени множество. Одни коренятся в личности ребенка (тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость, другие в его окружении (семья, сверстники, третьи зависят от возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической эпохи, в которой развиваются дети. В конечном итоге мы можем выделить следующие мотивы, побуждающие детей ко лжи:

- защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание

наказания, выход из неприятной ситуации);

- защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство,

стремление не причинить боль или разочарование и т. д.);

- стремление приобрести чтолибо для себя (материальная выгода,

признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление

к власти, озорство, удовольствие и т. д.);

- стремление унизить другого (месть, корысть, зависть, ненависть).

В результате проведенного исследования, нами разработаны практические рекомендации по предупреждению развития лживости как черты личности, а, следовательно, и лживого поведения:

1) На ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь;

2) Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду;

3) Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний;

4) Подавайте хороший пример. Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно;

5) При использовании лжи для победы, дайте ребенку понять, что победа – не главное. Убедитесь, что ребенок понимает, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана;

6) Снизьте ваши требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководятся в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям взрослых. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если бы он сказал правду вместо лжи;

6) Научите ребенка справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.

7) Не доминирует ли над ребенком страх, страх наказания, страх унижения? Не этот ли страх сделал ложь своим щитом, щитом самозащиты? Об этом всегда необходимо помнить взрослому.

Используемая литература:

1. Раттер М. Помощь трудным детям /М. Раттер. - М., 1984

2. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей / Г. Эберлейн. - М., 1981

3. Экман П. Психология лжи / П. Экман. - Санкт-Петербург, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «В ГОСТИ К БЕРЕНДЕЮ».

Актуальна данная проблема и в коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затруд...

Особенности, проявления и пути преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Кто виноват и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению не только к сверстникам, но и ко взрослым....

Методические рекомендации по коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Материал содержит психолого - педагогические исследования особенностей нарушения чтения и письма у младших школьников с ЗПР, а так же направления коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и...

Классный проект:" Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии"

Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы...

Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".

В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости  сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...

Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста

Презентация на тему: "Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста"Из опыта совместной работы учителя начал...