Оказание помощи детям в случае травмирующих событий
статья

Бывают случаи, когда причиной эмоциональной травмы становится какое-то особенное событие, классифицируемое в специальной литературе как травмирующее. Например, дружелюбный щенок может прыгнуть на ребенка и испугать его. Случаются и более серьезные потрясения: больному ребенку требуется госпитализация или в соседнем доме происходит пожар. В подобных случаях очень хорошо, если родители , воспитатели  и педагоги имеют навыки оказания психологической помощи.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Оказание помощи детям в случае травмирующих событий»



Бывают случаи, когда причиной эмоциональной травмы становится какое-то особенное событие, классифицируемое в специальной литературе как травмирующее. Например, дружелюбный щенок может прыгнуть на ребенка и испугать его. Случаются и более серьезные потрясения: больному ребенку требуется госпитализация или в соседнем доме происходит пожар. В подобных случаях очень хорошо, если родители , воспитатели  и педагоги имеют навыки оказания психологической помощи.

Чтобы избежать последующих осложнений, взрослым лучше всего позволить ребенку поплакать столько, сколько ему требуется, сразу же после травмирующего события. Когда детям не позволяют избавиться от эмоциональной травмы, у них могут появиться симптомы посттравматического стресса: ночные кошмары, различные страхи, повышенные тревожность и возбудимость, возврат к предыдущим этапам развития, проблемы с концентрацией внимания и обучением, а также навязчивые мысли ("вспышки из прошлого").

Взрослые могут оказать большую помощь детям, перенесшим серьезные эмоциональные травмы (хотя я в таких ситуациях рекомендую профессиональную психотерапию). Зачастую ребята спонтанно вспоминают о травмирующих событиях во время своих игр. Это показатель того, что они пытаются справиться с их последствиями. Однако нередко дети избегают всего, что напоминает им о травме. В таких случаях взрослые могут осторожно помочь им сфокусировать на них свое внимание.
Некоторые ошибочно полагают, что лучше воздерживаться от обсуждения травмирующих событий с детьми, чтобы те быстрее о них забыли. Однако игнорирование болезненных воспоминаний не поможет от них избавиться. Методы психического оздоровления, представленные в данной статье, позволяют детям завершить цикл "стресс - релаксация", который был остановлен недостаточным высвобождением эмоций во время травмы. Ниже описываются три основных принципа оздоровления после эмоциональных травм.

Оздоровление после эмоциональных травм

1.
Дети должны чувствовать, что они находятся в безопасности и их любят. Они нуждаются в доверительных взаимоотношениях с каким-то человеком и должны быть уверены, что этот человек не принесет им вреда и не покинет их.

2
. Детям необходимо вспоминать о своей травме и заново переживать ее, испытывая при этом ощущение безопасности.

3.
Когда создается правильный баланс между ощущением эмоциональной безопасности в настоящее время и переживанием травмы из прошлого, дети могут спонтанно заговорить, вспотеть, рассмеяться, начать играть в доктора, заплакать или забиться в истерике. Это важнейшие оздоровляющие процессы, которые проходят наиболее эффективно, когда воспринимаются внимательным слушателем.

Младенцы избавляются от стрессов в основном при помощи плача на руках у родителей. Постепенно дети начинают использовать и другие механизмы снятия стресса, особенно разговоры и игры, сопровождаемые смехом. Взрослые могут стимулировать малышей к тому, чтобы они рассказывали о том, что с ними произошло, вовлекая их в разговор или игру. В подобных случаях следует использовать соответствующие игрушки, а также проявлять внимание и сочувствие.

Например, если собака прыгнула на мальчика и напугала его, то в первую очередь (после обеспечения физической безопасности ребенка) вы должны выслушать плач малыша, не пытаясь отвлечь ребенка.
Если малышу позволяют выплакаться за один раз, он сразу же справится со своей эмоциональной травмой.

Если же плач остановить, то у ребенка может развиться страх перед собаками. Позже вы сможете помочь ему избавиться от этой боязни, воссоздавая в игре сценки с плюшевой собачкой. Можете также предложить малышу притвориться собакой, а сами будете играть роль испуганного человека.
Всё вызывающее смех окажет исцеляющий эффект в преодолении ребенком своего страха перед собаками. Смех очень полезен в тех случаях, когда у ребенка не было возможности своевременно и полностью выплакаться.

Вы можете помочь малышу избавиться от стресса, вызванного пребыванием в больнице, дав ему игрушечный набор инструментов врача. Скорее всего, он будет смеяться, если вы позволите ему быть доктором, а сами станете разыгрывать роль испуганного пациента. Или же вы можете притвориться неграмотным врачом, совершающим глупые ошибки. Ребенок будет смеяться и таким образом освободится от внутреннего напряжения и страха. Можете также предложить ему выместить свой гнев на игрушечном докторе или проявить нежную заботу о больной кукле.
С помощью игр малыши могут справляться со своими негативными переживаниями и становиться более спокойными.

После стрессовых ситуаций у детей иногда наблюдается феномен "сломанного печенья", когда они ищут предлог для сильного плача. Такой предлог может быть связан с исходной стрессовой ситуацией. Например, мальчик, испытывающий страх перед собаками, услышав лай, может заплакать. Таким образом, он компенсирует недостаток в выражении эмоций.

Когда дети чувствуют себя в достаточной безопасности, они могут сами излечивать себя от самых сильных негативных переживаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.

Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Создание виртуальных сообществ, как один из способов оказания помощи учителям в решении проблем, связанных с внедрением ФГОС НОО.

Единственный  способ помочь активизации  взаимодействия всех участников образовательного процесса -  создание общероссийского ресурса, способного  объединить в масштабах страны в е...

Система оказания помощи первоклассникам в период адаптации

Период адаптации первоклассников к школе длится несколько месяцев. Задача учителя помочь ребёнку в этот  сложный период, чтобы адаптация к школе прошла безболезненно Эта работа поможет учителям н...

Презентация по предмету ОБЖ "Кровотечения и оказание помощи при них"

Данная презентация может быть использована на уроках ОБЖ, окружающего мира или на классных часах в начальной школе....

Инструктаж "Оказание помощи пострадавшим на воде"

Данная презентация будет полезна  для проведения инструктажа в пришкольном лагере. Презентация содержит иллюстрации  "Оказание помощи пострадавшим на воде". Учащиеся познакомятся с правилами...