[24] Программа внеурочной деятельности "Развитие познавательной деятельности" 3.1.
рабочая программа

Балабанова Таисия Валентиновна

Программа курса представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Развитие познавательной деятельности» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной)  с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210. Разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009г №373, Уставом МБОУ СОШ №2.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа, во втором классе 34 часа, в третьем и четвертом классах 34 часа (1час в неделю). Программа  реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с базисным образовательным планом.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

           Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

          Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.

Практика показала, что большинство  детей приходит в школу с неустойчивым вниманием,  со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

             Для проведения занятий для каждого класса (с 1-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

         В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

- задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

  Настоящая программа представляет одно из направлений коррекционно - развивающей работы с младшими школьниками, обусловленное спецификой школьного периода обучения детей. Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

 Познавательный аспект

                Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

                Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

    Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

                  Развитие речи.

                 Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

 Развитие сенсорной сферы.

 Развитие двигательной сферы.

 Воспитывающий аспект

     Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепции»).

 Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся.

Роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

Данная программа позволяет каждому учащемуся выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от его реальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

Помимо этого, предлагаемая программа:

-способствует решению проблем комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, координации тонких движении, формирование нетрадиционного, нестандартного мышления;

- вырабатывает рациональные приёмы умственной деятельности применительно ко всем основным предметам школьного курса;

- создаёт базу для формирования прочных знаний и умений;

- повышает интерес не только к конечным результатам, но и – что особенно важно к самому процессу познания.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, переживать, творить. Вопросы развития познавательных способностей младшего школьного возраста актуальны, очень важны для учителя, которому не безразлична судьба своих учеников.

Реализация данной программы направлена как на учащихся младших классов, имеющих различные проблемы в обучений, так и на детей, мотивированных на обучение.

По возрасту: для младших школьников

По половому признаку: смешанная

По продолжительности реализации: четырёхгодичная(долгосрочная)

По формам проводимых занятий: групповая

По видам деятельности: школы раннего развития

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная

По целевой установке: развивающая

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:  

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных  результатов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:  

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Структура занятия:

  1. «Мозговая» гимнастика. (Качание головой, «ушки», дыхание, вращение глазами). Цель – улучшение деятельности мозга за счет активизации его структур и стимуляции мыслительных процессов.
  2. Разминка. (Загадки. Вопросы на сообразительность и быстроту реакции).

      Цель - создание положительного эмоционального фона, включенности в работу,              концентрации внимания на речи учителя, тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей.

  1. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
  2.  Логически поисковые задания (ребусы, кроссворды..)
  3. Веселая переменка. Пауза на развитие двигательной сферы и снижение мыслительного напряжения.
  4. Нестандартные задачи. Цель – развитие умения ориентироваться в тексте задачи, любовь к логическим рассуждениям, самостоятельному и коллективному поиску нестандартных решений.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут в 1 классе, по 40 минут со 2 – 4 классы.

Тематическое планирование

Учебный план

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Развитие внимания

2 часа

1 час

3 часа

2 часа

Развитие концентрации внимания

2 часа

4 часа

4 часа

4 часа

Тренировка внимания

4 часа

5 часов

4 часа

5 часов

Тренировка концентрации внимания

4 часа

1 час

1 час

4 часа

Тренировка слуховой памяти

5 часов

5 часов

5 часов

5 часов

Тренировка зрительной памяти

5 часов

5 часов

5 часов

4 часа

Развитие логического мышления

5 часов

4 часа

30 часов

31 час

Развитие пространственного воображения

4 часа

5 часов

5 часов

4 часа

Совершенствование воображения

4 часа

5 часов

5 часов

5 часов

Поиск закономерностей

5 часов

3 часа

4 часа

5 часов

Работа со спичками, числографами, изографами.

4 часа

5 часов

5 часов

4 часа

Развитие и совершенствование точности зрительного восприятия

-

3 часа

3 часа

4 часа

Развитие и совершенствование точности слухового восприятия

-

1 час

3 часа

3 часа

Развитие быстроты реакции

-

-

3 часа

4 часа

                                                      Содержание программы

Задания повышенной сложности (4 ч)

Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Нестандартные задачи (5 ч)

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей (5 ч)

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых  напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

                              Содержание занятия

                       1 - 4 классы  (34 занятия, в 1 классе – 33 занятия)

           Материал каждого занятия рассчитан на 40-45 минут. Модель занятия такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, МЫШЛЕНИЯ (10минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ОТДЫХ (2минуты)

Упражнения для снятия глазного напряжения. Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.

ЛОГИЧЕСКИ ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10 минут)

               На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и т.д. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3 минуты)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ ( 10-15 минут)

Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ребенка. Очень важно приучать ребят решать задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятий обязательно проводится обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно повышение  самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а так же некоторое снижение самооценки ( по отношению к её завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счёт прилежания и старательности.

                                      После изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  2. определять учебную задачу;
  3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. владеть своим вниманием;
  5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

 7)        использовать основные приемы мыслительной деятельности:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать предметы, явления;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род - вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.
  1. самостоятельно мыслить и творчески работать;
  2. владеть нормами нравственных межличностных отношений.

Технологическая карта контроля.

Занятие 1 «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления»

Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» (1 часть), Москва: РОСТ книга, 2007 г    с.1 - 3  (занятие 1)

Занятие 33  «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года»

Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» (2 часть), Москва: РОСТ книга, 2007 г    с.46 – 48 (занятие 36).

                                                                                                                                                    Приложение 1.

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Методическое пособие для 1 класса

2.

Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой

«Умники и умницы»

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Рабочие тетради в 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование в 1 классе (33 часа)

Дата     план

Дата   факт

Тема,

тип урока, форма проведения

Кол-во часов

Планируемый результат обучения

1 четверть

8

- четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

-  правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

1

05.09

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

2

12.09

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

3

19.09

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления. Графический диктант

1

4

26.09

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления. Графический диктант

1

5

03.10

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

6

10.10

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

7

17.10

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

8

24.10

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант

1

2 четверть

7

- четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых,  осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

-  правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

1

07.11

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

2

14.11

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

3

21.11

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

4

28.11

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

5

05.12

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Графический диктант

1

 6

12.12

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

7

19.12

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

8

26.12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

3 четверть

10

- четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых,  осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

-  правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

4

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

4

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

5

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

6

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

7

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

8

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

9

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

4 четверть

8

- четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых,  осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

-  правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

4

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

1

5

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

1

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

1

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

8  

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1


Календарно-тематическое планирование 2 класс

1 час в неделю (34 часа)

I четверть (8 часов)

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

04.09

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

11.09

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

18.09

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

25.09

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

02.10

6

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

09.10

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

16.10

8

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

23.10

II четверть (8 часов)

9

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

06.11

10

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

13.11

11

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

20.11

12

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

1

27.11

13

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

04.12

14

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

11.12

15

Развитие логического мышления.

1

18.12

16

Решение логических и творческо-поисковых задач.

1

25.12

III четверть (10 часов)

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

15.01

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

22.01

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

29.01

20

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

05.02

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

12.02

22

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

19.02

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

26.02

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

05.03

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

12.03

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

19.03

IV четверть (8 часов)

27

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

02.04

28

Поиск закономерностей.

1

09.04

29

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

16.04

30

Развитие логического мышления.

1

23.04

31

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

1

30.04

32

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

1

07.05

33

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

1

14.05

34

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

21.05

Развиваемые способности

Кол-во час.

Дата

Примечание

I четверть (8 часов)

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

6

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

8

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

II четверть (8 часов)

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

13

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

15

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

III четверть (10 часов)

17

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

18

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

19

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

20

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

21

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

22

Развитие логического мышления.

1

23

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

24

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

IV четверть 09.04(8 часов)

27

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие  умения решать нестандартные  задачи.

1

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

29

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

        

I четверть (8 часов)

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

05.09

2

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12.09

3

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19.09

4

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задания

1

26.09

5

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

03.10

6

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

10.10

7

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

17.10

8

Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

24.10

II четверть (8 часов)

9

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

07.11

10

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

14.11

11

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

21.11

12

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

28.11

13

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

05.12

14

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

12.12

15

Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19.12

16

Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26.12

III четверть (10 часов)

17

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

09.01

18

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

16.01

19

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

23.01

20

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

30.01

21

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

06.02

22

Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13.02

23

Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

20.02

24

Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27.02

25

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

05.03

26

Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12.03

IV четверть (8 часов)

27

Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19.03

28

Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления Ребусы. Задания по перекладыванию спичек  

1

02.04

29

Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

09.04

30

Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

16.04

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

23.04

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

1

30.04

33

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

07.05

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

14.05

  Приложение 1.

Показателем эффективности занятий по курсу РПС также являются данные, которые учитель на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, тем самым прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Внимание

Вообра-

жение

Восприятие

Память

Мышление

Задание

№1

№2

№3

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Клёнов

Борис

Колич.

букв

за 2 мин.

количество

придуманных

рисунков

Количество

есть запятая

Зрит.  

Слух.

Способн.

к классиф.

(лишние

предметы)

Способн.

к анализу

(законо-

мерность)

Способн.

рассуждать

Способн.

к сравне-

нию

рисун.

изобра-

жённых

линий

количество

правильно

неправильно

точно

соответ.

цветом

на"лесенке"

в круге

рисунков

отмеченных

картинок

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

класс

Нач.уч.г.

Кон.уч.г.

2

класс

Нач.уч.г.

Кон.уч.г.

3

класс

Нач.уч.г.

Кон.уч.г.

4

класс

Нач.уч.г.

Кон.уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Программа внеурочной деятельности познавательного направления

Программа данного курса по содержательной тематической направленности является метапредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени р...

Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс

Краткое описание работы и актуальность: Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка» разработана для учащихся начальной школы 3 года обучения. Существует тесная с...

Программа внеурочной деятельности познавательного направления «Мы – исследователи»

Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность.Задачи:● создавать условия для развития ребёнка;● формировать ценностные от...

Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование"

Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование" для 4 класса...

Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование"

Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование" для 3 класса...