Сохранение здоровья школьников.
статья

Матерн Светлана Викторовна

Сохрание здоровья школьников. Информация для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

                            Cохранение здоровья школьников

В современном мире, когда информатизация распространяет свое влияние на все сферы жизни человека, включая образование, на первое место выходит вопрос сохранения здоровья школьников.

Что влияет на здоровье детей:

-недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- отсутствие серьезного отношения к системному физическому воспитанию.

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- недостаточность контроля со стороны школьных медицинских служб.

Что же делать, чтобы сохранить здоровье школьникам?

1. Надо создать благоприятный эмоционально-психологического климата в коллективе. Здесь основное внимание должно уделяться культуре речи. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (Вадим Шефнер). Уважительное отношение учителя к детям и ребят между собой отражается в слове. И не только в его смысловом значение, но и в громкости, интонации и эмоциональной окраске.

Надо быть внимательным к каждому детскому высказыванию, использовать уместный юмор, позитивно реагировать на желание ученика выразить свою точку зрения, тактично исправлять допущенные ошибки, и помнить принцип развивающего обучения  (Леонид Владимирович Занков, Эльконин и Давыдов) «Ошибка ученика – это радость для учителя», ведь есть возможность разобрать причины ее возникновения.

2. Необходимо применение здоровьесберегающих технологий,

которые способствуют рациональной организация учебного процесса:

- с учетом возраста,

- применением индивидуального и дифференцированного подхода,

- организацией двигательного режима в ходе занятия.

Особое внимание надо обратить на теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера и на технологии командной и групповой работы.

Теория Говарда Гарднера интегрирует те подходы к обучению, которые базируются на важности подачи материала в разных формах.  Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру:

  1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
  2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
  3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
  4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
  5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
  6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
  7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

В частности, Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический. Телесно-кинестетический интеллект включает контроль за своим телом и способность умело манипулировать предметами: примерами являются танцоры, гимнасты, ремесленники и нейрохирурги. Личностный интеллект состоит из двух частей. Внутриличностный интеллект есть способность следить за своими чувствами и эмоциями, различать их и использовать эту информацию для направления своих действий. Межличностный интеллект — это способность замечать и понимать нужды и намерения других и следить за их настроением с целью предсказания их дальнейшего поведения.

Приемы активного группового взаимодействия позволяют:

- вовлечь в учебный процесс 100% учащихся класса,

- совмещать динамические паузы с образовательными задачами,

- способствуют постоянной коммуникации между учащимися, дают возможность каждому высказаться,

 - а значит, способствует сохранению и повышению резервов здоровья и работоспособности.

Один из приёмов командной и групповой работы: прием «Шпаргалка»:

1. Каждый ученик готовит одну карточку с вопросом и ответом. Например, названия компонентов действий. Вопрос: как называется первое число в примере на деление? Ответ: делимое. Или вопрос: как называется результат деления? Ответ: частное

2. В группе (в четверках) ученики по очереди зачитывают свои вопросы и ответы, чтобы убедиться в правильности постановки вопроса, правильности ответа и отсутствии повторов у членов группы.

3. Похожие вопросы заменяются, ошибки исправляются.

4. Ученики встают со своими карточками, свободно передвигаются по классу, образуют пару не со своего стола.

5. Задают друг другу вопросы.

6. При затруднении ответа объясняют  и добиваются заучивания правильного ответа.

7. Обмениваются карточками.

8. И т.д.

Данная форма организации учебной деятельности позволяет за короткое время повторить максимальное количество вопросов изученной темы. Это эффективный способ повторения перед контрольной работой.

 Во внеурочной деятельности мы с классом реализуем проект «Минутка для здоровья»(создание видеорольков).

Его цель – создание условий для профилактики различных заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни.

Тему для ролика выбирают ребята, нередко с подсказки родителей, текст пишем вместе.

Просмотрев готовый видеоролик, мы обсуждаем важность проветривания и зачем следить за осанкой, и умение одеваться по погоде, и что делать, если на прогулке промокли ноги и т.д. Данные видеоролики предлагаем для обсуждения на классный час в другие классы нашей школы.

Этот проект ребята презентуют в марте на школьной конференции. Когда роликов будет много, то каждый понедельник можно будет начинать разговор о здоровье с подачи детей с использованием потенциала цифрового образования.


Список литературы

1. https://www.psychologos.ru/articles/view/teoriya-mnozhestvennogo-intellekta-gardnera-vvp

2. Маркова А.И. Школы здоровья и здоровье школьников (аналитический обзор) / А.И. Маркова // Гигиена и санитария. - 2013. - №3. - С. 60-66.

3. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 3. С.53.

4. Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. - Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 2009. - 231 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольная комплексная программа физкультурно-оздоровительного образования «Укрепление и сохранение здоровья школьников»

Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкуль...

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...

педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....

Сохранение здоровья школьников.

Проблема сохранения здоровья школьников сейчас, как никогда актуальна....

Сохранение здоровья школьников

Проблема сохранения здоровья школьников очень актуальна....

Преемственность как важный фактор успешности и сохранения здоровья школьника

Выступление на заседании психолого-педагогической службы...

Сохранение здоровья школьников с учетом требований стандартов второго поколения РФ

Аннотация                 «Одной  из  современных задач  начального образования является   сохр...