"Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ"
материал

Иванкина Наталья Владимировна

«Ребёнок должен знать, что есть дом, где его принимают и любят таким, какой он есть. Есть место – где его безумно любят. И это место – твоё сердце».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.11.19.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ № 10»

Выступление на семинаре по теме:

«Коррекционная работа

педагога-психолога

с детьми с ОВЗ»

                                                                                                 

                                                                                                 

                                                                                                   Педагог-психолог:

                                                                                                   Иванкина Н. В

                                                            Ноябрь 2019 г.

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться опытом.

Слайд 2. Своё выступление я  хочу начать со слов: «Ребёнок должен знать, что есть дом, где его принимают и любят таким, какой он есть. Есть место – где его безумно любят. И это место – твоё сердце».

Моя работа предусматривает систематическую коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребёнка в школьной среде.

Слайд 3. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

•развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Слайд 4. В своей работе я использую такие принципы психолого-педагогического сопровождения:

- непрерывность;

- системность;

- обеспечение положительного эмоционального самочувствия;

- индивидуальный подход.

Слайд 5. Направления деятельности инклюзивного образования, которые используют педагоги-психологи.

1.Психодиагностика.
2.Психологическая реабилитация.
3. Психологическое консультирование.
4. Развивающая и психокоррекционная работа.

На сегодняшний день я работаю индивидуально с детьми с ОВЗ, которые имеют разные назологии. Таких детей у меня 11 человек. Среди них большую часть занимают дети с ЗПР. Именно на работе с этими детьми я и хочу остановиться.

Слайд 6. Дети с ЗПР (Суразов Э., Баданов Э.)

Психодиагностическая работа.

Цель: выявление уровня развития познавательных процессов.

Используемые методики:

1. «10 слов» (исследование памяти)

2. «Запомни картинки» (исследование памяти)

3. «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

4. «Последовательность событий» (исследование восприятия)

5. «4 лишний» (исследование мышления)

6. «Классификация» (исследование мышления)

7.«Простые аналогии» (исследование мышления)

8. «Таблицы Шульте» (исследование внимания)

(СЛАЙД 7)

Психокоррекционная работа.

Цель: коррекция познавательных психических процессов.

Задачи:

1. развитие процессов мышления

2. коррекция памяти

3. коррекция внимания

4. коррекция восприятия.

Несколько упражнений:

«Запомни нужные слова».

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

«Пиктограмма».

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

(СЛАЙД 8)

Консультативная работа.

Проведение индивидуальных консультаций.

Аналитическая работа.

Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.

Я стараюсь, что бы на моих занятиях дети чувствовали себя свободно, непринуждённо, располагаю детей к себе, создаю положительную эмоциональную атмосферу. В комнате для занятий царит благоприятная обстановка, в которой дети ощущают себя, как дома. Я оформила стену, что соответствует их возрастным способностям восприятия, приобрела детские работы, поделки, для использования на своих занятиях. С помощью этого мотивирую детей, используя устойчивую цепь:

Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…

Слайд 9. А для того, чтобы наша цепь не разомкнулась, я совместно с родителями использую такие способы:

- забота;

- совместная деятельность;

- маленькие поощрения;

- одобрение и неодобрение;

- сделал;

- парадоксальные награды;

- поддержка внутренней мотивации;

- коллективная и семейная мотивация;

- справедливость;

- планирование будущего.

На своих занятиях я выявляю особенности их интеллектуального развития личностных и поведенческих реакций, провожу групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказываю методическую помощь учителям; развиваю психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

 

Слайд 10  Существует тесная связь между мелкой моторикой и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики, тем проще осваивать речь, развиваются умственные способности. И в завершении хочу использовать высказывание: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».  В.А.Сухомлинский

Психологическая разминка «Профессия Учитель»

Сейчас мне хочется зачитать письмо, которое адресовано учителям. Автором этого письма является американка Иден Тейлор. Письмо переведено на русский язык тренером филиала ЦПМ г. Петропавловска Ириной Фоленвейдер.

Письмо учителю «Первый день в школе»

Дорогой учитель, сегодня я доверяю Вам часть жизни моей девочки. Для меня это нелегко, потому что прижимала ее крепко с момента ее рождения. Я обучала ее чему могла и она чувствовала любовь семьи. Но сегодня начинается новая глава ее жизни. Теперь меня на несколько часов не будет с ней, чтобы отвечать на ее вопросы, целовать ее синяки и ссадины, и «спасать» ее от жизненных невзгод. В такие моменты теперь Вы будете с ней. Будьте добры к ней, так как она еще очень маленькая. Она может многое дать и может многому научиться. И в те часы, пока она с Вами, помните: я по-прежнему крепко обнимаю ее, разделяю ее надежды.

Дарите ей любовь и помогите ей учиться. И когда день подойдет к концу, верните ее домой, пожалуйста, не раненой, ни душевно, ни физически.

           Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.  
Создание положительного настроя влечет за собой ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кататимно-имагинативная психотерапия. Использование символдрамы в коррекционной работе педагога-психолога в образовательном учреждении

Символдрама, или метод сновидений наяву – направление психотерапии, разработанное известным немецким психотерапевтом Х. Лейнером, занимающее одно из ведущих мест среди психот...

система коррекционной работы педагога-психолога ДОУ

В плане-программе кратко представлены:направления работы психологической службы ДОУ,содержание работы,сроки реализации....

Коррекционная работа педагога-психолога в начальной школе.

   Психологическая коррекция - это совокупность методов,  направленных на  развитие  и  стимулирование потенциальных возможностей ребенка. Система коррекционн...

Игры с мячом для коррекционной работы педагога-психолога

Игры с мячом для коррекционной работы педагога-психолога...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – тяжелые нарушения речи

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...