Методическая разработка для учителя. Мой замечательный класс.
методическая разработка

Держанович Елена Петровна

Рекомендации по созданию психологического комфорта обучающихся  для молодых педагогов, из опыта работы педагога-психолога  начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации для учителя288.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для учителя.

Автор: Е.П.Держанович

Мой замечательный класс

Каждый молодой специалист,  пришедший в образовательное пространство, сталкивается с разного рода сложностями в работе с классом: нарушение дисциплины, низкий уровень учебной мотивации, проявление негативных реакций со стороны одного или нескольких обучающихся по отношению к одноклассникам и многими другими сложностями.

Для того, что бы грамотно выстроить взаимоотношения с классным коллективом, нужно, прежде всего, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, а так же особенности  каждого участника образовательного пространства.

С 7-10 лет  детей относят к младшему «школьному возрасту». Это непростой период в жизни ребенка. Происходят изменения в психики и личности ребенка.

Каждый год жизни ребенка, несет в себе определенные новообразования, что способствуют полноценному формированию развития. В психологии есть такое понятие возрастной кризис, которое появляется в определенном возрасте и несет качественные изменения в развитии ребенка. Один из таких возрастных кризисов, выпадает на тот период, когда ребенок становиться первоклассником, кризис 7 лет. Происходит переход к новой социальной роли – ученик.  Ребенок начинает задумываться о смысле своей деятельности, принесет ли она ему удовольствие.

У первоклассников 6,6-7 лет ведущая деятельность игровая - сменяется на учебную, при этом игра остаётся приоритетной. Внимание ещё не устойчивое, идёт формирование концентрации внимания. В жизни ребенка происходят качественные новообразования во всех сферах: познавательной, регулятивной, коммуникативной.

В возрасте 8-9 лет происходит максимум  игровой двигательной активности. На переменах дети стремятся выплеснуть весь заряд энергии, накопившейся за время урока.

На возраст 7 - 11 лет приходится третий период умственного развития по возрастной классификации Ж.Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Обучающиеся способны переутомляться не только от большого количества уроков, плохого самочувствия, а так же от эмоционально насыщенного занятия или мероприятия.

 Как видно из представленной ниже таблицы,  наблюдается тенденция того, что познавательный процесс не стоит на месте, постоянно  происходит его качественное изменение, что ведет к полноценному интеллектуальному и личностному развитию ребенка.

Рекомендации по созданию психологического комфорта обучающихся  для молодых педагогов, из опыта работы педагога-психолога  начальной школы МАОУ СОШ№16 Е.П.Держанович

Каждый урок имеет свою четко простроенную структуру, на каждом этапе урока решаются поставленные задачи учителем перед классом. Одним из таких компонентов урока является:

Ведение правил поведения на уроке учениками:

Цель: установление норм поведения на уроке.

  • На уроки приходи вовремя, никогда не опаздывай.
  • Веди себя вежливо с учениками, учителями, работниками школы, родителями.
  • На уроке не разговаривай, внимательно слушай объяснения учителя и ответы учеников.
  • Не кричи, а подними руку, если хочешь о чем-то сказать или спросить.
  • На перемене не бегай, не кричи, а играй с друзьями в игры. Не дерись и не толкайся.
  • В раздевалке аккуратно вешай свои вещи и не разбрасывай одежду детей.
  • Или:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

На математике считают,

На перемене отдыхают

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не сорока.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно руку.

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты звонок.

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда готовым.

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не кричи.

 

Рекомендую: правила желательно повторять каждый день, что бы они закрепились в памяти и работали в нужный момент.

Принятые нормы поведения помогают безболезненно напомнить ребенку о том, что его поведение начинает выходить за рамки принятых ранее правил.

При этом очень важно учителю самому быть справедливым по отношению к каждому ученику, «правила одни для всех». Спрашиваем только тех, кто поднимает руку. Отслеживать, что бы дети ни перебивали друг друга при ответах на уроке и переменах.

Данные правила несут в себе огромный потенциал воспитательных возможностей.

Когда к вам пришли на урок: администрация, коллеги, родители. Обязательно представьте гостя и  скажите классу, что «у нас сегодня на уроке гость, он будет смотреть на то, как мы с вами работаем, на сколько вы уже стали взрослыми».

Цель: снятие  психологического напряжения и настрой учеников на качественную работу.

Начало урока.

Цель: переключение их от игровой деятельности на перемене к учебной.

По звонку попросите ребят встать рядом со своим местом, проверить все ли готово к предстоящему занятию, готово ли рабочее место,  если нет, то можно это сделать сейчас. Попросите ребят сесть тихо, открыть книгу, рабочую тетрадь и достать ручку.

«Какой ряд у меня быстрее всех приготовился к уроку (на столе рабочей порядок, все ровно стоят рядом со своим рабочем местом)? Вижу,  молодцы! Сел 1,3,2 ряд или все молодцы, сели дружно».

Здоровье сберегающие технологии.

Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья  за период школьного обучения.

Урок длится 40 минут, ребенок находиться всё это время почти в полной не подвижности, плечи его начинают опускаться, голова свисает, спина сутулится. Всё это впоследствии на физиологическом уровне влияет на качество обучения ребят. Например: из- за искривления позвоночника, происходит нарушение кровотока и как следствия кислородного голодания головного мозга ребенка, который активно формируется и многие другие физические отклонения, влекущие за собой серьезные последствия.

Во время урока следим за осанкой ученика. Например: «девочки красавицы, будущие девушки и мамы сели ровно, голову подняли, на уровень локотка. Мальчики гордость мам, пап и страны выпрямили спины».

«Ребята посмотрите как Матвей, Маша сидят … сядьте так же».

Цель такой не большой ремарки на уроке, многогранна: здоровье сберегающие технологии, повышение самооценки, акцент на  принятия и значимость ребенка в социуме и семье.

«Отвечаем у доски или с места, так что бы было слышно и понятно всем. Пишем на доске крупным разборчивым подчерком, что бы все одноклассники могли свериться с доской»

Рекомендую: что бы все дети, за исключением ребят которым по состоянию здоровья рекомендована первая и вторая парта в течении четверти менялись местами и  успевали занять своё рабочее место не только в начале класса, но и на последних рядах.

Дисциплина.

Цель:  формирование готовности к осознанному соблюдению требований поведения на уроке.

 После активной работы, дисциплина в классе может нарушиться, и здесь отслеживаем и купируем не свойственные для урока поведенческие реакции (дети, работая в группе, продолжают общение, перемещение по классу, эмоционально перевозбудились…). Можно жестом показать, как нужно сесть, с серьёзным лицом, сложили руки, представляя, что вы за партой. Это способствует переключение от одного вида деятельности к другому.

Каждый ученик, который знает ответ - поднимает руку. Но! Его в очередной раз не спрашивают. Ученик может выкрикнуть, регуляторная функция еще не сформирована в полной мере, начать заниматься своими «важными» делами, начать отвлекать соседом по парте, смотреть в окно или замкнуться в себе. Всё зависит от типа личностей и его характерологических  особенностей. В связи с этим очень важно, дать ответить на уроке максимально, большому количеству обучающихся. Как это возможно сделать?

Рекомендую: на уроках математике считая примеры, ответы все показывают на счетном материале, (маркерная, магнитная доска) при решении задачи, можно спросить, что входит в условие задачи, нескольких человек, каждый называет по одному условию.

Прочие предметы. Опрос по цепочки, в шахматном порядке из каждого ряда. Работа с интерактивной доской, где на каждый новый ответ выходит следующей ученик (возможно, что предыдущей ученик, вызывает следующего не повторяясь, и здесь мы можем посмотреть на социальный статус ребенка в классе).

Задания.

Цель: формирование ответственности за проделанную работу.

Приступая к выполнению проверочных работ (самостоятельная, контрольная) следует сообщить, что работа важная и по итогу будет оценка. Это стимулирует ученика на учебную деятельность.

При самостоятельном выполнении заданий, предлагать детям задания на выполнения разного уровня сложности, маркируя их цветом, цифрами: сложный, средний и легкий. Предлагая детям самим оценить выполненное задание  синий - уверен, зелёный - возможно, красный - сомневаюсь.

Поставьте на видное место часы с цифрами, покажите, когда прозвенит звонок и нужно будет сдать работу. Это ориентирует и  настраивает на работу.

Тем самым мы даём возможность каждому ребенку быть успешным, оценить его уровень тревожности, самоуверенности.

При работе всем классом, проговариваем номер задания, даем возможность прочесть его и предлагаем: «те, кто знает, как его выполнять, поставьте зеленый кружок на полях и приступайте к выполнению, те кто сомневается или не знает как, решаем все вместе».  

Ребята, которые выполнили самостоятельное задание, встают тихо со своим рабочим местом, показывают учителю, что они выполнили задание и готовы приступить к следующему.

Данная ситуация имеет соревновательный момент, ребята стараются быстро выполнять задания и встать, т.о. создаётся ситуация успеха, признания.  Здоровьесберегающие  технологии  так же реализуются.

Рекомендую: если ребятам не понятно задание, объясните его выполнение на жизненном опыте ребенка.

Иногда задание бывают сложными и ребята не сразу могут найти верное решение. Но всегда найдется ученик, который при помощи наводящих вопросов или тщательному анализу задания предлагает верное решение. Тогда можно всем ученикам повернуться к ответившему и назвав его по имени сказать и показать жестом класс.

Это повышает учебную мотивацию, социальный статус, самооценку ученика.

Окончание урока.

Цель: формирование у ребят позиции, что они полноправные участники урока.

«Ребята вы сегодня молодцы! Благодарю вас за урок! Кто желает похвалить себя или одноклассника за работу? Похвалите». Возможно некоторые ребята, не смогут найти, в чём себя похвалить, тогда можете подключиться вы.

Лучшая награда -  похвала.

Оценка взрослого (отметка, поведение, поступка…) становятся суждениями и оценки самих обучающихся.

Уважаемые коллеги, желаю вам творческих успехов, продуктивной деятельности в работе с классом!

Отдельно хочется  поблагодарить учителей начальной школы МАОУ СОШ№16 г.Томска, которые приглашают на свои уроки и делятся своим опытом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для учителей начальных классов по русскому языку "Тесты"

Данные тесты рекомендуются для использования учителями начальных классов на уроках русского языка для повторения изученного материала по темам "Имя прилагательное, имя существительное"...

Методическая разработка для учителей начальных классов «Конструктор современного урока»

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...

Методическая разработка по литературному чтению 2 класс "В. Даль "Кузовок" Учитель Волкова М.Г.

Методическая разработка по рассказу В. Даля "Кузовок" Учитель Волкова М.Г....

Методическая разработка для учителей начальных классов. Упражнения для развития фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов развивать навыки фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза. Упражнения легко доступны....

Методические разработки для учителей начальных классов

Методические разработки для учителей начальных классов...