Взаимосвязь психологических особенностей и успеваемости детей младшего школьного возраста
статья

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность психических процессов, социальную позицию и некоторые другие важнейшие качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь психологических особенностей и успеваемости

детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность психических процессов, социальную позицию и некоторые другие важнейшие качества личности. В системе обязательного среднего образования начальное обучение призвано давать детям не только общекультурные навыки чтения, письма и счета, а, прежде всего, готовить к сложной и длительной дальнейшей учебной работе. А это означает, что уже в младших классах дети должны получить необходимое психическое развитие и хорошее умение учиться.

На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки, создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.

Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе. В школе воплощены требования общества, существует система эталонов, одинаковых мер оценки. Успешность обучения и поведения в школе означает чаще всего и благополучие отношений ребенка с родителями и со сверстниками. В свою очередь, успешность обучения во многом определяется уровнем общего психологического и интеллектуального развития, характеризуемого в частности такими показателями как общая ориентация в окружающем мире, свойства внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы ребенка, темпераментом и характером.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Таким образом, психологические особенности ребенка взаимосвязаны с успеваемостью. Учитель, организуя учебно-воспитательную работу, обычно соотносит достигаемые детьми результаты преимущественно с их умственными способностями, не принимая в расчет представления о характере и темпераменте каждого ребенка, реальные возможности детей в различных учебных ситуациях. Между тем от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на процесс усвоения знаний и на успеваемость в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожность и ее особенности у детей младшего школьного возраста

Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеят...

Психологические стороны обучения детей младшего школьного возраста

Психологические стороны обучения детей младшего школьного возраста (Подборка психологических статей, статьи взяты из сети Internet, из печатных источников).Межличностные отношения (КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ...

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...

Психологические игры для детей младшего школьного возраста

Психологические игры дял детей начальных классов...

Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"

Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....