Рабочая программа «Учимся общаться и дружить» .
рабочая программа

Держанович Елена Петровна

Программа внеурочной деятельности «Учимся общаться и дружить» позволяет обучающимся 1-4 классов успешно   адаптироваться  к новым условиям и развивает умение адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_obshchatsya_i_druzhit_2018-19_1.docx149.49 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Samsung\Desktop\на сайт\титульники\Учимся общ..jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАОЗЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

№ 16 г. ТОМСКА

634009, г.Томск,

пер.Сухоозерный,6

тел./факс 402519,405974

zaozerom@mail.tomsknеt.ru

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ___ от _______2018г.

Рук.МО _________/________________

                                 Согласовано

                     Зам. директора по                       содержанию образования

         ________/Козловская О.И.

     _________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности

 «Учимся общаться и дружить»

Направление  «Социальное»

База реализации:

Обучающиеся с 1 по 4 класс

                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                       педагог – психолог

                                                                                                                   Держанович Е.П.

Томск – 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Учимся общаться и дружить» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования.  Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 года № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Программа внеурочной деятельности «Учимся общаться и дружить» позволяет обучающимся 1-4 классов успешно   адаптироваться  к новым условиям и развивает умение адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Программа рассчитана на 4 учебных года 135  учебных часов

 Режим занятий:

1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче.

2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

Цель программы -  развить коммуникативные умения, знания, способности, воспитать коммуникабельную личность.

Задачи программы:

- формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки

- снижение уровня школьной тревожности

- создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований

- формирование психологической готовности к обучению, работа над  личностными, регулятивными и коммуникативными  УУД

- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми

- формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний   о себе, своих личных и возрастных  особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современной парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в  особом культурно-образовательном пространстве, способствующему  психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает младше школьник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер. Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей (младше школьников) еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение.

В III-IV классе растет интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны обучающегося личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

Общение не только самостоятельная сфера жизнедеятельности обучающихся, оно пронизывает и все остальные сферы. Этим определяется та важнейшая роль, которую общение играет в процессе становления и жизнедеятельности личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

  1. овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и

 взрослыми

  1.  извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
  2. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
  3.  учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  4. строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  1. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
  2. учиться исследовать свои качества и свои особенности
  3.  учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
  4.  учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  1.  учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
  2. учиться работать в паре и в группе
  3.  выполнять различные роли
  4.  слушать и понимать речь других ребят
  5. осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

2 класс

Регулятивные УУД:

  1. учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников
  2. учиться прогнозировать последствия своих поступков
  3.  определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
  4. учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации
  5. строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  1. находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото)
  2. делать выводы в результате совместной работы в группе
  3. учиться графически оформлять изучаемый материал
  4. моделировать различные жизненные и учебные ситуации
  5. усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:

  1. учиться позитивно, проявлять себя в общении
  2. учиться договариваться и приходить к общему решению
  3. учиться понимать эмоции и поступки других людей
  4.  овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

  1.  осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  2.  извлекать необходимую информацию из текста
  3. определять и формулировать цель в совместной работе
  4.  учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  5. осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  6.  реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  7.  планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  8. соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  2. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  3.  обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  4.  учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  5. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  6. учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  7. находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  8.  адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  2. учиться контролировать свою речь и поступки
  3.  учиться толерантному отношению к другому мнению
  4.  учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  5.  осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  6. формулировать своё собственное мнение и позицию
  7. учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ

 ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы работы.

Тренинги

Беседы и дискуссии

Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

Релаксационные упражнения

Психигимностические этюды и элементы.

Работа с книгой

Работа с притчами

Просмотр видео фильмов

Планируемые результаты и формы контроля.

Основные результаты

  • Низкий  уровень тревожности
  • Высокая и адекватная самооценка
  • Позитивное отношение к себе и своей личности
  • Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
  • Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

 Формы контроля:

  • Тестирование (групповое или индивидуальное)
  • Применение проективных методик диагностики
  • Наблюдение 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый год обучения

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Цели и задачи

УУД

Содержание

Я в социуме

2

«Давайте познакомимся»

1

- Эмоционально-положительное отношение к школе.

- Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

- Принятие образца «хорошего» ученика как примера для подражания.

К. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимать речевое обращение другого человека.

- Слушать и понимать речь других.

Л.  Положительное отношение к школе.

П. Находить сходства и различия, способность обобщать и находить различия.

Р. Способность соблюдать правила и нормы поведения.

«Нетрадиционное приветствие» ,«Подарки», «Снежный ком» «Имя действие».

3

«Мы-первоклассники»

2

 «Имя ассоциация», «Путаница», «Ассоциации», «Руки», «Коллективная сказка»,

4

«Я и мои одноклассники»

2

«Ток»,  «Я рада тебя видеть», «Я в тебе уверен (а)», «Солнышко», «Паровозик», «Автобус», «Аплодисменты»,  «Рисунок животного».

5

«Все мы разные»

1

«Правда и ложь», «Комплимент», «Ассоциации», «Деревья», «Я умею лучше всех…».

6

«Чем мы похожи и чем отличаемся»

1

««Комплимент», «Пирамида», «Объединитесь те кто …», «Шары».

7

«Копилка добрых дел»

1

«Комплимент», «Солнышко», «Учись ходить как…», «Болото», «Я могу Вас научить…»

Мир моих чувств и эмоций

8

«Мое имя»

1

-Выражение посредством игры чувств и эмоций.

- Сплочение ученического коллектива.

- Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Выделять и формулировать познавательную  цель  с помощью учителя.

К. Задавать вопросы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л. Воспитывать заботливое отношение к окружающим.

«Ласковое имя»

9

  «Мое настроение»

1

  «Цветок моего настроения», «Какого я цвета?», «Угадай эмоцию друга», «Цветок дружбы».

10

«Мои чувства и эмоции»

1

«Какого я цвета?», Угадай эмоцию", «Пружина», «Пружина».

11

«Как выразить негативные эмоции: злость, обида»

1

«Два барана», «Ругаемся овощами», «Что мне мешает», «Заземление», «Уменьшение в росте человека, вызвавшего гнев».

12

«Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд».

1

 «Лучевая пушка», «Приемы снятия напряжения», «Мышь и мышеловка»,  «Сбрось усталость», «Гора с плеч», «Путешествие на голубую звезду».

13

«Моя семья»

1

«Ток», «Портрет», «Идеальный дом».

14

«Мимика и жесты»

1

«На улице», «Идя в школу», «На уроке», «Вы пришли домой», «Представьте себе», «Догадайся о чем я хотел сказать».

Поведение в общественных местах

15-18

«Правила поведения в общественных местах»

3

Л. Представление о нравственных нормах социума.

П. Ориентирование в услышанной, просмотренной информации и  умение соотнести полученные знания относительно поставленной задачи.

К. Слушать и понимать речь других.

Отвечать га поставленные вопросы.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Р. Оценка своего ответа (легко/сложно).

Презентация, видеоролики, дискуссия. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

- Усвоение навыков культурного поведения в общественных местах.

- Формирование уважительного и тактичного отношения к личности другого человека.

19-20

«Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей»

2

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

21

«Искусство делать, дарить и принимать подарки»

1

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

«Познаю себя»

22

«Я-неповторимый человек»

1

-Формирование позитивного отношения к себе и окружающим людям.

- Осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

- Стремление к само изменению.

К. Уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других

Л. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Р. Учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. Строить сообщения в устной форме

«Мои положительные черты», Пересказ сказки В.Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в речке»,  «Отражение в воде», «Похвали себя и других».

22

«Как стать прилежным и старательным»

1

Знакомство с понятиями прилежный и старательный. Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья».

23

«Мои достоинства»

1

 «Я могу», «Многие боятся», «Мне удаётся», «Лучшее о себе».

24

«Я горжусь»

1

Дискуссия «Мои достижения».

25

«7 моих Я»

1

Рисуем «Я животное, растение, птица, фрукт…..»

26

«Посеешь характер-пожнешь судьбу»

1

Просмотр мультфильмов. Дискуссия.

27

«Мои недостатки»

1

«Я не умею, НО…», «Научите меня», дискуссия.

28

«Как превратить недостатки в достоинства»

1

«Мои недостатки – достоинства», «Коллаж», «Дорисуй».

29

«Я глазами других людей»

1

«Чем мы похожи», «Ассоциации», «Комплименты», «Ладошки».

30

«Мой класс-мои друзья»

1

Пословицы, беседа о дружбе, «Печатаем портрет класса».

31

«Что мы узнали и чему научились»

1

 «Пожалуйста»,

«Мы с тобой похожи тем, что...»,

«Атомы и молекулы»,

 «Постройтесь по росту!»,

«Печатная машинка»,   

 «Переправа».

32

Диагностика

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема раздела,   занятия

Кол-во часов

Раздел 1.  Я в социуме

6

1.

1. «Давайте познакомимся»

2. «Мы-первоклассники»

3. «Я и мои одноклассники»

4. «Все мы разные»

5. «Чем мы похожи и чем отличаемся»

6. «Копилка добрых дел»

Раздел 2.  Мир моих чувств и эмоций

7

2.

1. «Мое имя»

2. «Мое настроение»

3. «Мои чувства и эмоции»

4. «Как выразить негативные эмоции: злость, обида»

5. «Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд».

6. «Моя семья»

7. «Мимика и жесты»

Раздел 3. Поведение в общественных местах

6

3.

1. «Правила поведения в общественных местах»

2. «Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей»

3. «Искусство делать, дарить и принимать подарки»

Раздел 4.  Познаю себя

12

4.

1. «Я-неповторимый человек»

2. «Как стать прилежным и старательным»

3. «Мои достоинства»

4. «Я горжусь»

5. «7 моих Я»

6. «Посеешь характер-пожнешь судьбу»

7. «Мои недостатки»

8. «Как превратить недостатки в достоинства»

9. «Я глазами других людей»

10. «Мой класс-мои друзья»

11. «Что мы узнали и чему научились»

12. Итоговое.

 Резервное время

2

Итого:

31

Второй год обучения

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Цели и задачи

УУД

Содержание

Секреты общения.

1

Секреты общения

1

Развитие навыков общения и взаимодействия.

Л. Формирование социального способа оценки своих знаний.

П. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

К. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать  в паре.

Р. Следовать режиму организации учебной деятельности.

«Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Подарок», «Как ты себя поведешь», «Приглашение в гости»

1-2

“Как и почему начинаются ссоры?”.

2

Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

«Ссора», «Взаимодействие», «Корабль», «Путаница», «Сад камней», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак»

3-4

Мы – единая команда

2

Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения.

«Доброе животное», «Дракон кусает свой хвост», «Узнай по голосу», «Путаница», «Молекулы и атомы», «Гром, землетрясение, ураган»

5

Волшебная поляна

1

Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.

«Угадай животное», «Волшебная поляна»

6-7

Учимся общаться

1

Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов.

«Знакомство», «У меня зазвонил телефон», «Детская радиопередача», «Достань мяч», Рефлексия

Толерантность

8

 “Свои и чужие”.

1

Развивать толерантное отношение к окружающим.

Л. Ученик может выделять морально-этическое содержание событий и действий.

 Формируется система нравственных ценностей.

П. Наблюдать и делать простые выводы по теме.

К. Высказывать свою точку зрения на события, поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Р.  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Сказка «Ежик»

9

Объединяемся играя

1

Сплочение, снятие напряжения, установление дружеских отношений

«Подари улыбку», «Здравствуйте», «Я знаю, что ты… «Мы похожи – мы отличаемся», «Путаница»

10

Хорошо ли мы знаем друг друга

1

Развитие наблюдательности, умение присоединяться и чувствовать, развитие умения работать в группе и парах

«Комплименты», «Мы тебя любим», «Распускающийся бутон»

Дружба

11-12

“Девчонки = мальчишки = …?”.

1

Способствовать формированию у мальчиков и девочек позитивных установок друг к другу в ходе принятия совместного решения.

Л. Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности        .

Р. Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны.

К. Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать.

П. Уметь самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.

«Башня», «Совместное рисование», «Ну-ка все вместе»

13

Лесной охотник

1

Сплочение, развитие чувства коллективизма, умение управлять своим поведением

По методике Т.А. Кириленко

14

В гостях у Робинзона

1

Развитие творческого нестандартного мышления, формирование умения работать в группе

«Незаконченный рисунок», «необычные звери», «Несчастное дерево», «И снова животные»,

15-17

Что такое дружба. “Друзья и недруги”.

Учимся дружить

2

Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развитие толерантного отношения к окружающим.

Беседа об уважении и принятии другого.

Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”.

Л.Н. Толстой «Два товарища»

«Паутина», работа в командах

«мой идеальный друг, «Что важно для дружбы»

Чем люди отличаются друг от друга.

18-19

Планета - это мы

2

Навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других

Л. Формирование собственной точки зрения.

Предпочтение социального способа оценки своих знаний.

Р. Адекватно принимать оценку своей деятельности со стороны.

П. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

К. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

        

Разминка, «Работа в группах», «Обучение хорошим манерам», «Хорошие слова и чувства»

20

Какие качества нам нравятся друг в друге.

1

« Мне нравиться в тебе…», «Обмен качествами», «Мне нравиться в тебе…, потому что…»

21-22

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

2

«Сходства и различия», «Все мы разные, все мы одинаковые», дискуссия , просмотр мультика.

23-24

Каждый человек уникален

2

Дискуссия. «Коллаж», «Поговорим о родителях, о друзьях о себе».

Какой Я — Какой Ты?

25

Какой Я?

1

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Л. Оценивает  деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли.

-  Может выделять морально-этическое содержание событий и действий.

Р. Корректировать выполнение задания.

К. Доброжелательно идти  на контакт, участвовать  в совместном решении проблемы (задачи).

П. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

«Кто я?», «Какой я – большой или маленький?»,

«Мои способности», «Мой выбор, мой путь», «Мой внутренний мир»

«Что значит верить?».

26-27

Какой Ты? Учимся договариваться.

2

«Какой Я? Какой Ты?», «Ладошки», «Круг»,   «Подари мне…»,  Сочиняем сказку.

28-29

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

2

Трудности второклассника в школе, дома, на улице. Домашние трудности.

30

Школьные трудности.

1

«Я и моя школа»,  Что такое лень?

Я и мой учитель. Как справляться с «немогучками».

31-32

Домашние трудности.

2

«Мне сложно, но …». Рисуем трудности и преображаем их», Чтение стихов, рассказов и их обсуждение.

33-34

Итоговое занятие.

2

« Я умею, Я могу», «Наш дружный класс», сочиняем сказку, «Дружба крепкая….».

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела,   занятия

Кол-во часов

Раздел   1.  Секреты общения

6

1.

1. Секреты общения

2. Как и почему начинаются ссоры?

3. Мы – единая команда.

4. Мы – единая команда.

5. Волшебная поляна.

6. Учимся общаться.

7. Учимся общаться.

Раздел   2. Толерантность

3

2.

1. Свои и чужие

2. Объединяемся играя.

3. Хорошо ли  мы знаем друг друга.

Раздел 3. Дружба

7

3.

1. Девочки = мальчики = …?

2. Девочки = мальчики = …?

3. Лесной охотник.

4. В гостях у Робинзона

5. Что такое дружба. «Друзья и недруги».

 Учимся дружить.

6. Что такое дружба. «Друзья и недруги». Учимся дружить

7. Что такое дружба. «Друзья и недруги». Учимся дружить

Раздел 4. Чем люди отличаются друг от друга

7

4

1. Планета - это мы.

2. Планета - это мы.

3. Какие качества нам нравятся друг в друге.

4. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

5. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

6. Каждый человек уникален.

7. Каждый человек уникален.

Раздел 5. Какой Я?  Какой Ты?

8

5.

1. Какой Я?

2. Какой Ты? Учимся договариваться.

3. Какой Ты? Учимся договариваться.

4. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

5. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

6. Школьные трудности.

7. Домашние трудности.

8. Итоговое занятие.

 Резервное время

1

Итого:

34

Третий год обучения

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Цели и задачи

УУД

Содержание

Я среди людей

1

И снова,  Здравствуйте!

1

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Способствовать самораскрытию личности.

Л. Относиться открыто к внешнему миру, чувствовать уверенность в своих силах в учебной деятельности, уметь адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности.

Р. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Формулировать  и удерживать учебную задачу.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.

«Расскажите историю», «Оркестр», «Ковчег», «Переправа», «Да, здравствует команда!».

2

Мои сильные и слабые стороны

1

 «Я рад общаться с тобой»,

«Восковая палочка»,

 «Что моя вещь знает обо мне»,  «Достойный

человек не тот у кого нет

недостатков, а тот, у кого

есть достоинства»,

 «Воздушные шарики»

3

Я среди людей

1

Ласковое имя»

 «Молекулы»

 «Групповой танец»

 «Радуга»

 «Слово на прощание»

4-5

Мои поступки

2

 «Встреча на мосту», «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение», Игра «Вопрос-ответ», «Восковая палочка»

      Проблемная ситуация «Вызов к директору» (демонстрация уверенного, неуверенного, грубого поведения), «Аукцион»(проблемные ситуации)

 «Слепец и поводырь»

6

Почему люди ссорятся

1

Определить особенности поведения в конфликте. Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов.

Познакомить со способами выхода из конфликтной ситуации.

Выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций.

 Л. Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на  предложение взрослого.

Р. Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат.

К. Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать        .

П. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.        

Тропинка»

 «Дерево ссор» (запись причин; коллаж)

 «Отдай предмет»

 «Толкалки без слов»

 «Красивая поляна» 

«Ладошки»

7

Конфликтны ли вы?

1

  «От улыбки станет всем светлей» (жест)

 «Выйти по числу

пальцев»

 «Настойчивость –

сопротивление»

Методика

«Конфликтный ли вы

человек?»  «Постройтес

ь по…» (росту, по цвету

волос, дням рождения

(январь…))

8-9

Способы выхода из конфликтной ситуации

2

 «От улыбки станет всем светлей» (жест)

 «Да и нет». Обсуждение .Проблемная ситуация «В классе»(новый ученик занял парту). Проигрывание.

 «Способы выхода из конфликтной ситуации»

Компромисс

10

Неконфликтная личность

1

«Парные толкалки»

 «Армреслинг»,  «Сила власти»,

 «Неконфликтная личность», Релаксация «На озере».

11

Умение слушать

1

«Пойми меня», Тест «Умеете ли вы слушать?», Беседа «Что мешает слушать других людей», «Испорченный телефон»

Релаксация «На реке» , «Слово на прощание»

12

Умей договориться

1

"Здравствуйте" с разными оттенками интонаций,  «Паутина»,  «Список»,

 «Близнецы»,  «Жест».

13

Нужна ли агрессия

1

 «Кричалки, шепталки, молчалки»

 «Агрессия. Понятия сердитость, злость, гнев. Нужна ли  агрессия?» Притча о змее.

 «Агрессивное существо», «Переманивания»

14-15

Что делать со злостью и агрессией

2

Проблемные

ситуации, «Продолжи

предложение «Когда я

зол…»,  «Рецепт

агрессивности»,

Бабочка-

ледышка»,  «Лист  и

гнева»

Беседа «Способы

снятия   агрессии»,  

«Договор о

поведении»,  «Спустить

пар»(дети говорят друг

другу, что им мешает

или  на что он  

сердится),  

«Стеклянная стена».

16-17

Освободись от негативных чувств 

2

 «Самый маленький

шарик» ,  «Мусорное

ведро»,  «Бумажный

дождь», «Постройтесь

по…» (росту, по цвету

волос, дням рождения

(январь…)), «Постройте

букву», «Обзывалки»,  

«Муравьиная тропа».

Толерантное отношение к окружающему

18

Путешествие в волшебную сказку.

1

Рефлексия нравственных качеств «Я».

Управление произвольностью внимания.

Изучение причинно-следственных связей.

Контроль своего поведения в сотрудничестве.

Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании через изучение культуры разных народов.

Ориентировка на ценности человеческой личности.

Р. -  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

П.-   Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, презентацию).

К. - Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- Задавать вопросы.

Сочиняем сказку с заданным началом и концом. Дискуссия.

19

Я могу быть волшебником.

1

«Цветик -  семицветик», «От улыбки», «Вежливые слова». Притча о добре.

20-21

Маленькое дело лучше большого

безделья

2

Дискуссия. Рисуем открытку бабушке/дедушке. Просмотр мультфильмов, прочтение и обсуждение рассказов и стихов.

22

Богатыри на Руси.

1

Дискуссия,  Современные богатыри и богатыри из сказок «Да-нет».

23-24

У каждого народа свой герой.

2

Прочтение и обсуждение сказок народов мира.

25-26

Культура разных народов.

2

Презентация учащимися культуры страны (наиболее понравившейся, на выбор).

Мы группа

27-34

Мы группа

6

Сплочение группы, способствовать развитию навыков совместной деятельности, а также правильному взаимодействию.

Л. Формированние социальных мотивов (чувство долга, ответственность).

П.

– Уметь анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения  различных задач.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Р. Осознавать способы  и приемы действий при решении учебных задач.

"Поздороваться без

слов", "Составление рас

сказа", "Дом инвалидов",

"Передача чувств",

"Испорченный видео магнитофон", "Защита проекта",

"Чемодан", "Портрет группы".

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела,   занятия

Кол-во часов

Раздел   1.  Я среди людей

9

1

1. И снова, здравствуйте!

2. Мои сильные и слабые стороны.

3. Я среди людей.

4. Мои поступки.

5. Мои поступки.

6. Почему люди ссорятся.

7. Конфликтны ли вы ?

8. Способы выхода из конфликтной ситуации.

9. Способы выхода из конфликтной ситуации.

Раздел 2. Компромисс

8

2

1.Неконфликтная личность.

2.Умение слушать.

3. Умей договорится.

4. Нужна ли агрессия.

5. Что делать со злостью и агрессией.

6. Что делать со злостью и агрессией.

7. Освободись от негативных чувств.

8. Освободись от негативных чувств.

Раздел 3. Толерантное отношение к окружающему

9

3

1. Путешествие в волшебную страну.

2. Я могу быть волшебником.

3. Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Маленькое дело лучше большого безделья.

5. Богатыри на Руси.

6. У каждого народа свой герой.

7. У каждого народа свой герой.

8. Культура  разных народов.

9. Культура  разных народов.

Раздел 4. Мы группа

6

4

Мы группа.

Мы группа.

Мы группа.

Мы группа.

Мы группа.

Мы группа.

Итоговое занятие.

 Резервное время

2

Итого:

34

Четвертый год обучения.

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Цели и задачи

УУД

Содержание

Мое настроение

1

Введение в мир психологии

 

1

- Сплочение классного коллектива.

- Научить осознавать свои эмоциональные состояния.

 -Развитие доброжелательного отношения к себе и к другим.

- Научить детей работать сплоченной, дружной командой.
- Умение высказывать свое мнение.

 

Л. Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве.

Р. Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

К. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

П. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

 «Правила работы на занятиях»;
«Ласковое имя»,
«Мое настроение»;
Игра «Атомы и молекулы»,

«Комплименты», Рис. «Это Я»

2-3

Мое настроение

 

2

«Что такое настроение»,
«Я дома, в школе, с друзьями», «На что похоже мое настроение», Рисуночный тест «Узнай о себе все», «Молекулы»,
«Мои эмоции», «Тренируем эмоции», «Рисуем настроение».

4

Кто Я? Какой Я?

1

 «Кто Я?», «Какой Я?»,
Рис. «Какой я сейчас», «Мороженое» , «Мое имя»,
Рис. «Я в виде растений»,
«Герб»,  «Чем я отличаюсь от остальных» - мини-сочинение.

5-6

Радость.
Удовольствие.
Интерес.
Счастье.

2

 «Радость – это…», «Моя ладошка»,  «Мои желания», «Мои счастливые моменты в жизни» , - Рис. «Счастье», Моя звезда»,
- Методика «Волшебная страна чувств».

7-8

Грусть.
Обида.

2

9-10

Страх.

 

 

 

 

 

2

-Тест «Страхи в домиках»,
-Рис. «Несуществующее животное»,
- Рис. «Мой страх»,
«Одиночество»,
«Способы преодоления страха»,
Коллективный рисунок «Я ничего не боюсь».

Я и мир вокруг меня

11

День психологии

 

 

1

Задания на внимание;
Упр. на память;
Упр. на воображение и фантазию;
Упр. на мышление;
Коллективные рисунки;
«Почта доверия»;
«Психологическая газета»;
-Рефлексия

12

Я и мир вокруг меня

 

 

1

-Развитие социально-коммуникативных навыков.
-Сплочение класса.
Развивать умение высказывать свое мнение.

-Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

Л. Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки.

Р. Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия.

К. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Уважение позиции других людей, отличную от собственной.

П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, сообщений.

 «Я и мой мир»,  «20 желаний», «Пожелание»,
«Сад цветов»,
Коллаж  «Формула успеха».

13-14

Я и мои друзья
Правила дружбы

2

«Групповая дискуссия», «Солнце, тучка, дождик»,
«Кто такой настоящий друг?», Игра «Мы - команда», Методика «Социометрия»
«Измерим друг друга»,
«Телеграмма», «Выбираем друзей»,
Рис. «Школа зверей».

15

Я и  моя школа

 

1

«Школа – это…», «Неоконченные  предложения»,  - Рис. «Школа на планете», «Наоборот», - Анкета «Психологический климат в классе»;

Я и моя семья

 

3

 Анкета «Мои взаимоотношения», Анкета «Близкие ребенку люди»;
- Рис. «Моя семья в виде растений»,
«Фруктовый салат»,
«Ласковые слова»,
Рис. «Выходной день в моей семье»;
Сочинение – размышление «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома» или «Мой дом – моя крепость?!»

Мои способности

2

М. «Корректурная проба»;
- М. Мюнстерберга; «Исключение понятий», - М. «Выделение существенных признаков»,
- Тест «Кольца», «Цветок, дерево, фрукт»,
М. «Исключение лишнего»;

21

Мой внутренний мир

1

«Мой рисунок- это чудо»,
«Если я камушек»,
«Скрепка», - Тест «Конструктивный человек из геометрических фигур»,
«Моя вселенная», «Точки»

16-18

Дружба девочек и мальчиков

 

 

 

1

-Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу;
- Умение находить в других положительные качества.

- Развитие навыков координации совместных действий.

- Научить детей в конфликтах идти на компромисс;

 

 Л. Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали.

Р. Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия.

К. Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. Рефлексии.

П. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

 

 

 

 

 

«Я – девочка», «Я – мальчик», Анкета «Я», «Мои проблемы»,  Почта доверия, «Письмо», Коллаж на тему «Дружба».

19-20

Я – уникальная и неповторимая личность

2

«Мое имя»,
«Мои пожелания» (психологу, учителю, одноклассникам, родителям),
«Солнышко»,
Методика «Дерево»,
Тест на самооценку (Дембо –Рубинштейн),
- Метод символических заданий.

25

Мы – дружный класс

1

«Цвет моего настроения»,
«Деление на команды»,
«Снежки», «Выстраивание»,
«Вавилонская башня», «Мое впечатление»,
«Покажи и объясни».

26-27

Познай самого себя и других

2

«Нарисуй свой характер»,
- Тест «Какие у тебя друзья?», «Лесенка»,
«Мои качества»,
- Рис. «Какой я сейчас», - Рис «Я и мой мир»,
«Я и ты».

28

Мои ценности

1

«Мои ценности», «Мои качества», «Я хочу, я могу,
я умею», «Волшебный магазин», Рис. «Самое главное».

29-31

Мое настоящее и будущее

3

Коллаж на тему «Мое будущее. Моя цель в жизни»
Игра «Я сейчас и я потом»,
Оформление психологической газеты,
Методика «ДДО»,
Анкета «Мои интересы».

32-34

Итоговое занятие «Всем спасибо»

3

«Мои пожелания классу»,
«Пожелания учителю»,
«Пожелания психологу»,
«Хотим сказать спасибо!»,
Рис. или мини – сочинение «Я и психология»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема раздела,   занятия

Кол-во часов

Раздел   1.  Моё настроение

10

1

1. Введение в мир психологии.

2. Моё настроение.

3. Моё настроение.

4. Кто Я? Какой Я?

5. Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье.

6. Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье.

7. Грусть. Обида.

8. Страх

Раздел   2. Я и мир вокруг меня

22

2

1. День психологии.

2. Я и мир вокруг меня.

3. Я и мои друзья. Правила дружбы.

4. Я и моя школа.

5. Я и моя семья.

6. Мои способности.

7. Мой внутренний мир.

8. Дружба девочек и мальчиков.

9. Я – уникальная и неповторимая личность.

10. Мы дружный класс.

11. Познай самого себя и других.

12. Мои ценности.

13. Моё настоящее и будущее.

14. Итоговое занятие «Всем спасибо»

Резервное время

2

Итого:

34 часа

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА

  1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2014. – С.224
  2. Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина,  И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
  3. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы).  – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
  4. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций (2010)- С-П: Речь, 2010, с 232
  5. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/
  6. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
  7. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru

Материально-технические средства обучения

  • Ковер
  • Бумага для рисования
  • Маски для перевоплощения и инсценировок
  • Краски, карандаши, фломастеры
  • Пластилин или глина (масса для лепки)
  • Компьютер
  • Проектор
  • Интерактивная доска
  • Колонки
  • Принтер
  • Стулья
  • Столы
  • Сухой бассейн
  • Световой душ (2 шт.)
  • Массажные коврики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Учимся общаться"

Программа для педагогов - психологов средней школы...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учись учиться"".

Рабочая программа "УЧись учиться"". Внеурочная деятельность.3 класс....

ПРОГРАММА кружка «Учимся общаться и дружить»

ПРОГРАММА кружка «Учимся общаться и дружить» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)   ...

ПРОГРАММА кружка «Учимся общаться и дружить»

Общая характеристика кружка. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучен...

Рабочая программа "Учись учиться"

Рабочая программа обще-интеллектуального направления, составленная на основе учебного пособия Языкановой Е.В. "Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения"....