Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь учиться", 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Закревская Светлана Анатольевна

Рабочая программа "Учусь учиться".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchus_uchitsya_4_kl.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Учусь учиться» разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, ООП НОО и  авторской программы Дзятковской Е.Н.

Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития  и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего образования.

Системообразующим стержнем программы является система учебных задач и модельные жизненные ситуации, рассматриваемые как экологические – то есть, с точки зрения экологических взаимосвязей «Я – моё поведение – окружающий меня мир».

Изучение курса «Учусь учиться»  направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся  стереотипов экологически безопасного поведения в повседневной жизни;
  • развитие экологического стиля мышления на примере типичных проблемных ситуаций;  
  • развитие  способности учащихся управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.

           

Задачи:

  • сформировать представления о связи здоровья человека и здоровья природы, их зависимости от экологической культуры;
  • развить у учащихся мотивацию повышения своей экологической культуры;
  • развить необходимые для систематического обучения и для экологически грамотного поведения в окружающей среде умения произвольной самоорганизации (действовать по образцу); пространственной и временной ориентации, выделения признаков предметов, их сравнения и нахождения различий; различения буквального и скрытого смысла поговорок и пословиц; составления вопросов и полных ответов.

Учебный курс «Учусь учиться» реализует экологическое и здоровьесберегающее воспитание в ролевых играх, творческих занятиях, обучающих тренингах, при моделировании узнаваемых учащимися жизненных ситуаций.

Реализуется содержание образования в области экологии человека по следующим направлениям:

-  обеспечение экологической безопасности школьника в окружающей его образовательной и внеобразовательной среде (информационной, социальной, предметной, природной);

- организация здорового и безопасного образа жизни с учётом учебной и внеучебной нагрузки; помощи и самопомощи по преодолению затруднений в учёбе и проблем в общении и поведении;

- научная организация учебного труда в разных ситуациях (в условиях ограничения времени, волнения, отвлекающих факторов и т.д.);

- подбор и применение индивидуальных приёмов рациональной организации учёбы и общения, которые обеспечивают каждому ребёнку успешность, раскрытие его способностей («каждый талантлив по-своему») и сохранение здоровья;

- создание экологически безопасной и здоровьесберегающей среды класса;

- развитие своей экологической культуры (ценностного отношения к живому, чувства меры и рачительности в потреблении материальных благ, желания быть «доктором» для природы и готовности соблюдать правила заботливого и предосторожного поведения по отношению к здоровью людей и природы, биологическому и культурному разнообразию окружающего мира).
Экология учебной деятельности - область экологии человека и социальной экологии, решающая задачи экологического образования на примере проблемных ситуаций в учебной деятельности и связанной с ней повседневной жизни.
Соответственно ведущему виду деятельности, в 1-4 классах рассматриваются реальные проблемные ситуации в учебной деятельности ребенка, в быту и пути решения возникающих в них экологических проблем, а именно вопросы:
- эффективной самоорганизации учебного труда; индивидуального стиля успешной учебы;
- безопасного взаимодействия человека с информацией;
- применения в повседневных экологических ситуациях общеучебных умений (логического мышления; работы с разными источниками информации; ее обработки и преобразования; самооценки и самоконтроля).

Программа выстроена таким образом, что ее системообразующим стержнем является система учебных задач, что соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. При изучении предусматривается последовательное, преемственное и взаимосвязанное развитие у учащихся предпосылок  формирования общеучебных умений,  способности ориентироваться в пространстве и во времени; различать речевые звуки; выполнять действия по порядку, по плану; понимать инструкцию на слух и выполнять ее и т.д.  Для этого используются учебные ситуации, относящиеся к области экологии человека.
Формируются представления о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесбережения, общения. Воспитывается мотивация к повышению уровня своей экологической культуры.

Приоритетной задачей всех направлений внеурочной работы является воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся, создание для этого творческой, здоровой и безопасной воспитывающей среды, уклада школьной жизни. Экологическое образование занимает особое место в организации такого уклада, поскольку предметом изучения экологии человека является система «человек - среда».

Сроки реализации программы – 4 года обучения;

1-4 год обучения – 1 час в неделю – 33 - 34  учебных часа в год.

В 4 классе - 34 часа, 1 час в неделю.

Формы занятий.

Ведущей формой организации обучения является   групповая.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов.

- самоконтроль; взаимоконтроль выполненных работ;

- проведение праздника и итогового занятия;

- анкетирование детей и родителей;

- наблюдение и анализ продвижения каждого обучающегося.

  1. Формы организации познавательной деятельности:
  • фронтальная работа – диалог, полилог;
  • работа в статистических и сменных парах;
  • индивидуальная работа;
  • нетрадиционная форма урока:
  • урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры )  
  • урок-экскурсия
  • урок-соревнование
  1.     Используемые методы обучения :
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемно-поисковый;
  • Метод стимулирования интереса к учению;
  • Метод самоконтроля;
  • Метод самостоятельной деятельности учащихся:

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный,  творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

  3.    Используемые технологии:

  • игровые технологии
  • технология создания ситуации успеха на уроке
  • личностно-ориентированные   (разноуровневые задания)
  • здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные  физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
  • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)

2.Основное содержание программы.  

4 класс

Введение – 1 час

Раздел 1. Учеба для здоровья – 8 ч

Какие нужны условия для успешного выполнения домашних заданий?

Как найти необходимую информацию?

Условия успешной учебы: запоминать или понимать?

Как оценить свою работу?  

Раздел 2. Учусь общаться – 6 ч

Как стать партнерами для решения экологических проблем?

Учимся диалогу.

Общение и экологическая безопасность.

Как узнать, друг он мне или нет?

Раздел 3. Учусь экологическому мышлению – 4 ч

Применение законов экологии в жизни. Школьный памятник природы. Экскурсия на пришкольный участок

Раздел 4. Я – особенный, или мои секреты успеха – 2 ч

Устойчивое развитие и мои задачи.

Раздел 5. Учусь быть взрослым – 6 ч

Воспитание экологической ответственности.

Моя экологическая безопасность в природе, в школе, дома, на улице.

Экологическая экспертиза жилища.

Раздел 6. Экологическое творчество, или основы экологического дизайна – 6 ч

Экологический дизайн на острове будущего.

Экологический дизайн-проект.

Итоговое занятие – 1 ч

Разделы

Количество часов

Примерные сроки (даты)

Введение

1

Учёба для здоровья

8

Учусь общаться

6

Учусь экологическому мышлению

4

Я-особенный,или мои секреты успеха

2

Учусь быть взрослым

6

Экологическое творчество

6

Итоговое занятие

1

Итого

34

                                                           

 

  1. Требования к планируемым результатам изучения программы

В результате изучения курса «Учусь учиться»  учащиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Учащиеся смогут научиться:

  • самопомощи в учебе, общении;
  • применять общеучебные умения описания, характеристики, выделения главного, планирования, произвольной самоорганизации, рефлексии и самооценки, предвидения экологических рисков, анализа, сравнения, нахождения ассоциаций в экологически безопасном поведении в окружающей среде;
  • высказываться о своих индивидуальных особенностях, эффективных и безопасных способах учебы, общения, жизнедеятельности, как составной части экологической культуры.

Изучив курс, учащиеся будут  называть:

- что такое «биологическое разнообразие»; «экология», «экономия», «объяснять», «наблюдать», «экологическая связь», «схема», «Хартия Земли»;

- закон экологии «Всё связано со всем»;

Описывать:

- свойства и качества природных объектов (характеризовать их);

Группировать:

Условия, необходимые для жизни, роль света, тепла, чистой пресной воды и воздуха, плодородия почвы для природы и человека;

Анализировать:

- свои чувства, мысли, действия, состояния, объекты природы;

Предвидеть последствия хозяйственной деятельности человека для здоровья природы: если…, то…

Объяснять:

Связи между здоровьем природы и здоровьем человека, здоровья природы и хозяйственной деятельностью человека, его потреблением;

Зачем и как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы (точное выполнение правил предосторожного поведения, экономия в быту, вежливость, контроль за настроением, помощь людям);

Приводить примеры цепочек экологических связей, экологически предосторожного поведения;

Самостоятельно ставить и достигать цель творческой учебной работы;

Делать выводы о результатах своей работы;

Наблюдать:

Составить план, провести наблюдение, зафиксировать результат, сделать вывод;

Проводить простейший опыт с помощью взрослых по самообследованию своих индивидуальных особенностей;

Находить информацию, проверять её, представлять в виде схемы, таблицы, образа, символа;

Пользоваться толковыми словарями, алфавитным каталогом,

Фиксировать результаты поиска информации, вести дневник наблюдения;

Организовать свою деятельность точно по плану;

Отвечать на вопросы: Что делать, чтобы достичь цели? Правильно ли я делаю?

Договариваться, распределять обязанности;

Вести диалог и оценивать его результат;

Оценивать:

- трудности в работе, способы самопомощи,

- свой вклад в общую работу;

- своё общение с гендерных позиций;

- себя (поведение, черты характера, умения), сравнивая с образцом;

- действия людей с точки зрения их последствий для здоровья природы и здоровья человека.

Учащиеся смогут научиться:

- рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, принципе предосторожности, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учёбы, общения, повседневной жизни;

- ставить задачи по повышению уровня своей экологической культуры;

- самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приёмов.

В результате изучения данного курса в  третьем классе обучающиеся получат возможность сформировать:

Личностные универсальные учебные действия

- принимать позицию учащегося;

- положительно относиться к школьным занятиям, к школьной дисциплине;

- стремиться к получению новых знаний;

- проявлять активность в совместной учебной деятельности;

- подчинять свои желания сознательно поставленным целям.

Регулятивные универсальные учебные действия

1. Целеполагание

- принимать практическую учебную задачу, сформулированную в совместной деятельности;

- удерживать  цель;

- анализировать степень выполнения учебной задачи;

- определить границы умения и неумения.

2. Контроль и оценка

- оценить свою работу по заданным критериям

3. Планирование и прогнозирование

- работать по плану

4. Коррекция

- исправлять ошибки в своей работе, в чужой работе, сравнивая с образцом.

Познавательные универсальные учебные действия

1. Постановка и решение проблем.

- уметь замечать проблему, формулировать её в совместной деятельности.

2. Логические.

- сравнивать объекты по критериям, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, классифицировать объекты;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1. Коммуникация как взаимодействие

- понимать и принимать различные позиции и точки зрения на какой- либо предмет или вопрос, ориентироваться на позиции других людей, отличать от своей собственной;

- слушать и слышать учителя и другого ученика, понимать инструкцию;

- взаимодействовать под руководством учителя;

2. Коммуникация как кооперация

- участвовать в коллективном создании замысла;

- договариваться, находить общее решение по поводу конкретной операции.

4. Календарно – тематическое планирование

4 класс (34 часа)

Номера уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Использование

УЛО                                   (учебно-лабораторное оборудование)

1

Введение 

Учиться оформлять свои мысли в устной  речи. Выполнять действия по плану.

Обсуждать вопросы о научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Оценивать результаты совместной работы, свой вклад в общий результат.

 

ПК,ИД,П

Учёба для здоровья - 8 ч

2

Входная диагностическая работа

Оценивать результаты своей работы.

ПК,ИД,П

3

Какие нужны условия для успешного выполнения домашних заданий?

Объяснять влияние условий на успешность учебы с точки зрения экологических законов. Отмечать существенные  признаки предмета изучения экологии – отношения, связи живого с окружающей средой, их законы.

ПК,ИД,П

4

Как найти необходимую информацию?

Находить информацию в библиотеке и справочной литературе, проверять информацию.

Находить книги по экологии по систематическому каталогу, с использованием справочного аппарата книги. Записывать библиографические данные книги.

ПК,ИД,П

5

Как найти необходимую информацию?

Находить информацию для выполнения задания и критично ее анализировать.

ПК,ИД,П

6

Условия успешной учёбы: запоминать или понимать?

Учиться понимать учебную информацию, постигать её смысл. Использовать просмотровое чтение. Пользоваться энциклопедиями. Называть отличия и сходство экологического эксперимента и экологического наблюдения.

ПК,ИД,П

7

Условия успешной учёбы: запоминать или понимать?

ПК,ИД,П

8

Как оценить свою работу?

Приводить примеры связей экологии и устойчивого развития. Согласовывать и координировать свою работу с членами группы. Ставить цель, определять признаки оценки результата; подбирать средства для ее реализации.

Оценивать результаты работы группы и свою работу в группе.

ПК,ИД,П,

ПКУ

9

Как оценить свою работу?

ПК,ИД,П

Учусь общаться - 6 ч

10

Как стать партнёрами для экологических проблем?

Анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил экологии общения.

Уметь договариваться  друг с другом, строить диалог с партнером, оценивать себя, своё общение.

ПК,ИД,П

11

Как стать партнёрами для решения экологических проблем?

Вести диалог на экологическую тему (выявляя экологические связи). Оценивать своё поведение, сравнивая его с требованиями экологической культуры.

ПК,ИД,П

12

Учимся диалогу.

Уметь применять  разные аспекты диалога.

ПК,ИД,П

13

Общение и экологическая безопасность.

Анализировать свои ценностные ориентации, формулировать их, заполнять таблицу.

ПК,ИД,П

14

Общение и экологическая безопасность.

ПК,ИД,П, ПКУ

15

Как узнать, друг он мне или нет?

Составлять аргументированное высказывание.

Выработать правила дружбы.

ПК,ИД,П

Учусь экологическому мышлению - 4 ч

16

Применение законов экологии в жизни.

Применять законы экологии для анализа состояния природного объекта.

Планировать и организовывать природоохранную деятельность. Составлять паспорт памятника природы.

ПК,ИД,П

17

Применение законов экологии в жизни.

ПК,ИД,П, ПКУ

18

Школьный памятник природы.

ПК,ИД,П

19

Экскурсия на пришкольный участок.

Я - особенный,  или мои секреты успеха – 2 ч

20

Устойчивое развитие

Высказывать предположения и приводить аргументацию о возможности личного участия в устойчивом развитии своего края.

ПК,ИД,П,ДК

21

Устойчивое развитие и мои задачи.

ПК,ИД,П

Учусь быть взрослым - 6 ч

 22

Экологическая ответственность

Учиться формировать экологическую ответственность у себя и других людей.

Объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Приводить примеры экологически безответственного поведения.

Оценивать поведение личности с точки зрения экологической ответственности.

ПК,ИД,П

23

ПК,ИД,П

24

Воспитание экологической ответственности

ПК,ИД,П

25

Моя экологическая безопасность в природе.

Приводить примеры правил экологической безопасности.

Оценивать экологическую ситуацию жилища.

ПК,ИД,П, ПКУ

26

Моя экологическая безопасность в школе, дома, на улице.

ПК,ИД,П

27

Экологическая экспертиза жилища.

ПК,ИД,П

Экологическое творчество, или основы экологического дизайна - 6 ч

28

Что такое экологический дизайн?

Составлять экологический дизайн-проект.

Проводить презентацию и защиту своего проекта.

Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда.

ПК,ИД,П

29

Экологический дизайн на острове будущего.

ПК,ИД,П

ПК,ИД,П

30

Экологический дизайн-проект.

ПК,ИД,П,ПКУ

31

Экологический дизайн-проект

ПК,ИД,П

32

Экологический дизайн-проект

ПК,ИД,П

33

Экологический проект-дизайн.

ПК,ИД,П

34

Итоговое занятие.

Проводить рефлексию своей работы.

Оценивать своё поведение, сравнивая его с требованиями экологической культуры.

ПК,ИД,П

  Итого – 34

5. Перечень учебно - методического  обеспечения курса «Учусь учиться»

1.Основная литература

1. Методические рекомендации, программа и планирование занятий для учителей. Изд-во: Центр «Образование и экология», Дзятковская Е.Н.                                                                                                          

2. Набор ЦОР по экологическому воспитанию.                                                                                      

3. Видеофильмы о жизни природы.
4. Раздаточный материал с цветными фотографиями.
5. Аудиозаписи звуков разного происхождения (природных, технических, музыки, голосов людей), с разной характеристикой (громкость, тембр, высота, ритм).                                                                                              

2. Специфическое сопровождение

- авторские презентации Power Point;

- авторские разработки для работы с интерактивной доской;

3.Материально- техническое обеспечение.

п/п

Наименование

Сокращение

Периодичность использования

1

Система тестирования качества знаний

СТКЗ

Итоговый контроль

2

Интерактивная доска Interwrite

ИД

Каждое занятие

3

Проектор Vivitek D791ST

П

Каждое занятие

4

МФУ KYOCERA

МФУ

5

Акустические колонки TopDevise

АК

Совместно с

ПК

6

Разветвитель Axiom

7

Документ камера Gaoke GK -9000A

ДК

1-2 занятия в месяц

8

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки

9

Компьютер мобильный (ноутбук) педагога

ПК

Каждое занятие

10

Фотоаппарат Canon

Ф

Внеклассная и внеурочная деятельность

11

Система организации беспроводной сети D-link DIR-320

12

Гарнитура компактная Senmai

Г

14

Мышь оптическая ARCTIC

17

Практические рекомендации

(пособие для учителя)

18

Компьютер мобильный (ноутбук) обучающихся

ПКУ

1-2 раза в месяц

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол №_____________

От   «______» ________________201___г.

Согласовано                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                     «_____»___________201       г.

Заместитель директора по УВР       ____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учись учиться"".

Рабочая программа "УЧись учиться"". Внеурочная деятельность.3 класс....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 2 класс "Здравствуй, праздник !"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. "Здравствуй, праздник !"Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созд...

Внеурочная деятельность Рабочая программа 4 класс

Рабочая программа. Спортивная страна. 4 класс...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 3 класс "Музейное дело"

Музейное дело 3 класс. Рабосая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....

Внеурочная деятельность.Рабочая программа 3 класс. Занимательный русский язык.

Радуга творчества 3 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа 4 класс "Мой проект".

Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентировать...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Учусь создавать проект"

Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образованияДа...