Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников
рабочая программа

Лучкова Татьяна Алексеевна

Цель программы: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний и нежелательных поведенческих реакций у учащихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников

Цель программы: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний и нежелательных поведенческих реакций у учащихся с ОВЗ.

Задачи программы можно выделить следующие:

  • Создать в рамках занятия безопасные условия для выражения ребенком своего актуального эмоционального состояния;
  • Создать условия для конструктивного снятия психического напряжения;
  •  Формировать навыки конструктивного поведения в процессе взаимодействия.

При реализации данной программы необходимо соблюдение следующих принципов:

  • принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  • принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленной на устранение или нивелирование самих причин, порождающих эти негативные явления в развитии ребенка;
  • деятельностный принцип;
  • принцип комплексности методов психологического воздействия;
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной работе.

Программа реализуется в три этапа:

  • I-й  этап. Диагностический.
  • П-й этап. Коррекционно-развивающий.
  • III-й этап. Контрольный.

Методические средства, используемые в программе

        В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В основном это либо авторские разработки О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной, М.И. Чистяковой, либо авторские модификации отдельных психологических приемов и полифункциональные упражнения, дающие возможность решать несколько задач. В их состав входят:

Психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная тренировка).

Игры и задания направленные на развитие произвольности.

Использование эмоционально - символических методов (рисование, аппликация, лепка)

Релаксационные методы.

Коммуникативные игры.

Ролевые игры.

Структура занятий

Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

  • Ритуал входа в занятие. Создание настроя на совместную работу.
  •  Релаксация -  мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
  • Упражнения и игры, носящие полифункциональный характер, направленные на решение актуальных проблем и доступные возможностям конкретной группы детей.
  • Ритуал выхода из занятия. Подведение итогов.

Календарно тематическое планирование коррекции поведения и эмоционального состояния

Тема

Формирование знаний, навыков и умений

Дата проведения

Игра «Ласковое солнышко»

Установление контакта

Игра «Цветик семицветик»

Психотехнические, коррекционные игры и упражнения, элементы психогимнастики. Игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя.

 Каждый привлекателен по-своему

Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей. Развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.

 Я+Ты=Мы

Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия.

Волшебные средства понимания

Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.

Настроение

Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.

Волшебная линия

Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.

 Я – хороший,   я – плохой.

Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

Любимые сказки

Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств.

 «Учимся внимательно слушать и точно выполнять инструкцию».

Овладение основами работы над заданиями на слушание и выполнение инструкции

Игра «Радуга настроений»

Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии для коррекции эмоционального состояния детей. Игры и упражнения на выражение эмоций с использованием цвета.

Игра «Волшебный светофор»

Снятие эмоционального напряжения в вербальной и невербальной форме, предметной и творческой деятельности. Игры и упражнения на выражение эмоций с помощью рисования и лепки.

Игра «Остров сокровищ»

Игры и упражнение на снижение тревоги, агрессии с использованием природных материалов. Создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Погода в доме»

Коррекции эмоционального состояния детей. Игры и упражнения на снижение тревоги, агрессии с помощью рисования, лепки.

Игра «Такие разные чувства –

что меня радует, что меня огорчает»

Организация условий для безопасного выражения детьми своих эмоций и переживаний.

Игра «В мире эмоций»

Психотехнические, коррекционные игры и упражнения, элементы психогимнастики. Игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя.

«Что делать когда грустно. Учимся творчески мыслить».

Развитие у детей способности к конструктивному самовыражению. Получение позитивного опыта принятия группой личности ребенка и результатов его творческой деятельности

Упражнения «Как я справляюсь со своей обидой?».

Предоставление детям возможности выразить свои чувства, отреагировать свои переживания.

Релаксационные упражнения направленные на создание положительного эмоционального настроя.

«Учимся выражать обиду. Учимся точно и быстро выполнять инструкции»

Развитие умения осознанно и конструктивно выражать обиду. Развитие навыков выполнения заданий по инструкции в группе

Упражнение «Кае я справляюсь со своей злостью».

Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии, психогимнастики для коррекции эмоционального состояния детей.

Упражнение «Как я справляюсь со своим гневом»

Сглаживание деструктивных поведенческих реакций (протесты, негативизм, агрессия).

«Учимся выражать гнев и доводить дело до конца».

Развитие умения осознанно и конструктивно выражать гнев. Формирование чувства умелости и компетентности. Развитие умения доводить дело до конца при выполнении заданий по инструкции

Упражнения «Как я справляюсь со своей тревогой».

Снятие эмоционального напряжения через вербальную и невербальную формы, предметную и творческую деятельность.

Упражнение «Как я справляюсь со своими страхами».

Коррекция страхов с помощью рисования, лепки, работы с различными материалами.

Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии, психогимнастики для коррекции эмоционального состояния детей.

«Учимся преодолевать страх».

Развитие умения осознавать и выражать тревогу и страх.

Развитие умения работать по инструкции

Игра с пластилином, рисование.

Снижение потребности в деструктивном выражении чувств.

Формирование внутреннего контроля

Задание «Я и мир вокруг меня»

Использование коррекционных игр и упражнений, элементов арт-терапии, психогимнастики для коррекции эмоционального состояния детей. Выражение своего эмоционального состояния через создание продукта свободного творчества.

Игра «Я и мои друзья».

Стимулирование мотивации к общению.

Формирование навыков общения.

 «Как поделиться радостью»

Развитие способности к осознанию и выражению эмоций в процессе творческой деятельности. Закрепление навыков выполнения задания по инструкции

 Вместе веселее

Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.

 Хорошо и плохо

Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.

Изготовление продукта свободного творчества

Выражение своего эмоционального состояния

Рекомендации педагогам по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников

1.   В коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях интерната, необходимо развивать у детей правильное отношение к результатам своей деятельности, умение оценить ее независимо от педагога, формирование навыка самоконтроля.

2.   Важно умение учителя давать ребенку максимально содержательную информацию о результатах его деятельности, не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом. Должно быть сформировано правильное отношение к неудачам и ошибкам детей. Должны быть выделены четкие требования к детям в учебной деятельности и поведении, данные требования должны быть разъяснены, и обеспечен самоконтроль детей за их выполнением. Педагогом должна осуществляться рефлексия причин трудностей во взаимоотношениях с некоторыми учениками и выработка способов преодоления этих трудностей.

3.   В целях снижения учебной тревожности у младших школьников, воспитывающихся в условиях интерната, целесообразно формирование у детей критериев и навыков самоконтроля, оценки собственной работы. Обучение пониманию способов собственной деятельности. Становление правильного отношения к успеху как к следствию собственных возможностей и усилий, развитие адекватного отношения к неудачам, позволяющего не бояться ошибок, формирование умения не смешивать результаты конкретной работы с отношением педагога к себе, развитие у ребенка коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также игровых навыков.

4.   При построении направленной работы, воспитателям и педагогам рекомендуется придерживаться следующих линий психологического воздействия в психокоррекции тревожности ребенка:

- от сказок и рассказов к рисункам, играм («звук-образ-действие»);

- от наглядных, образных представлений событий с другими героями – к внутренним представлениям;

- от коротких динамических упражнений – к длительным, требующим произвольности в поведении;

- от пассивности, созерцательности – к активности, общей и вербальной;

- от стереотипности – к творческому поиску.

5.  В коррекции физиологических проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста можно обращаться к поведенческому подходу, используя метод релаксации, чтобы научить детей развивать осознание и контроль над своими физиологическими и мышечными реакциями на тревогу. Релаксация может сочетаться с воображаемой экспозицией (визуализацией образов).

6.  Эффективной формой символического отреагирования в младшем школьном возрасте является сказка, на терапевтическое значение которой указывал ряд исследователей.

16. Приложение.

Описание психотехнических игр и упражнений.

Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции,

развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.

  1. « Нос, пол, потолок».По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду,  показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
  2. «Гномы – великаны». По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий. Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
  3. «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…».  Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
  4. «Запрещенное движение». Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
  5. «Зеркало». Ведущий показывает какое - либо движение или  образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
  6. «Веселый счет». Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

- назови «соседей» цифры…

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да»  – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)

  1. «Зоопарк». Каждый превращается в  любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

Упражнения, направленные на развитие памяти.

  1. «Мы собирались в поход…». Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
  2. «Что изменилось». Множество вариантов. Например.

- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

 - 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.

  1. «Повтори за мной». Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
  2. «Кто больше увидит и запомнит». Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

Упражнения, направленные на развитие мышления.

  1. «Закончи слово, предложение». Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
  2. «Назови одним словом». Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
  3. «Превращения слов». Предлагается ряд слов, их нужно :

-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),

- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)

- превратить  в «слова – наоборот» (белый- черный)

- «смягчить» (мол – моль) и т.д.

  1. «Бывает – не бывает». Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
  2. «Что можно сделать с …». Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
  3. «Животные – растения». Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»

Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...

Рабочая программа "Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер младших школьников"

Авторско-составительская программа. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у младших школьников. (2020-2021 учебный год)....