Методы и формы работы с детьми девиантного поведения
методическая разработка

Хлучина Юлия Евгеньевна

В докладе представлены основные формы и методы работы с детьми и подростками девиантного поведения. Приведены советы психолога при работе с разными категориями детей девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_raboty_s_deviantnogo_povedeniya.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Формы и методы работы с детьми девиантного поведения»

Для того чтобы определить направления, формы и методы профилактики, а также начать коррекционно-реабилитационную работу сначала нам нужно определить, что значит девиантное поведение и какие факторы влияют на становление девиантного поведения детей и подростков.

 Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio отклонение)  — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.


        Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. В социальной педагогике выделяют следующие факторы, обуславливающие девиантное поведение детей:

Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)

Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.

Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.

 Для успешной деятельности ребенка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций—внимания, памяти, мышления. По данным разных авторов, от 6 до 24 % детей, пришедших в школу, не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления, неуверенность, тревожность, агрессивность. Поэтому они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми.

     Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение  к учебе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность. Чередование небольших периодов (5-15 минут) работы и «отдыха—непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим—40-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников.

Признаки проявления девиантного поведения:

  • социальная апатия; 
  • агрессивность;
  • раздражительность; 
  • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; 
  • чрезмерная эмоциональность и раздражительность; 
  • конфликтность; 
  • отсутствие интереса к творчеству и обучению.

Приступая к работе с «девиантами», учитель зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные находятся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель, в их понимании, — это представитель противоположной стороны, противник в этом конфликте. Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса, автоматически педагогические изыски типа «дай дневник», «выйди из класса». Они остаются глухими к вашим громким замечаниям.

Я выделяю основные причины развития девиантного поведения детей и подростков:

  • дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
  • ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
  • акцентуация характера, темперамент;
  • проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
  • педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);

Как им помочь?

С этой целью целесообразно каждому педагогу овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:

  • 1-й этап - контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. В процессе беседы с учащимся педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты хотел бы в каникулы отдохнуть в лагере?). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.
  • 2-й этап - диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.
  • 3-й этап - коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.
  • 4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.

      Главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
  • помнить, что ребенок имеет право на ошибку;
  • ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;
  • использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток;
  • учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
  • необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
  • не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
  • не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
  • нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.

     Главное в работе с детьми девиантного  поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером
  2. Уменьшить рабочую нагрузку с ребенком
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10.  Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не6 откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

  1. Избегайте состязаний и каких - либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

В  настоящее время резко возросло число детей в дошкольных и школьных учреждениях с отклоняющимися формами поведения, т.е. склонных к девиантным формам поведения.

Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их, подчасподчас вызывают большие затруднения.

     Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Для всех специалистов уже давно очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие или искажающие процессы развития)  механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.

    Проблема девиантного поведения младших школьников и подростков – это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений.

     Чтобы предупредить разрастание девиаций в учебных учреждениях, особенно важно помочь учащимся в первые полгода после поступления в учебное заведение, то есть не упустить момент адаптации учащегося к новым условиям(помочь, заинтересовать, увлечь, направить в нужное русло). Если девиантное поведение уже имело место, то в этом случае главная задача -  переориентировать школьника на социально приемлемое поведение своего досуга. Именно «сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению ассоциального поведения». Девиантное поведение многие специалисты и исследователи в области психологии, отмечают, что его можно рассматривать как псевдоадаптационный стереотип, направленный на поддержание внутреннего психоэмоционального равновесия и приспособление к внешним условиям, со стремлением к легкому и быстрому достижению удовольствия, невысокой стрессоустойчивостью.

    К объективным факторам возникновения девиантного поведения, относятся условия микросоциальной среды, прежде всего три основные сферы жизнедеятельности:

-семья -  (20% семей страдают алкоголизмом, 60%  детей воспитываются в неполных семьях.,во многих семьях царит низкий уровень культуры, многие родители заняты работой, дети находятся без разумного  контроля);

школа – школьные затруднения (неуспеваемость), статусное отношение в классе,. взаимоотношения с педагогами, также может выступать фактором риска возникновения  девиантного поведения;

референтная группа -(контакт со сверстниками в структуре группы, дворовая компания),  она часто становится  «ведущим механизмом социализации» и именно она дает возможность удовлетворить характерную потребность школьников в общении и, главное, позволяет самоутвердиться;

   К субъективным факторам:

- нарушение адаптационного потенциала: несформированность коммуникативных навыков.непринятие моральных норм и правил, принятых в обществе, неумение регулировать свое поведение;

- несфрмированность самооценки( заниженная или завышенная),  высокий уровень тревожности;

- акцентуация характера;

  Для своевременного выявления девиаций в учебных заведениях важно определить основные направления и формы работы по оказанию помощи  учащимся склонным к девиантным формам поведения. Прежде всего это:

-диагностическое обследование;

-коррекционное развитие;

-профилактика;

-консультирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми девиантного поведения

Для педагогов-организаторов подросткового клуба...

Как работать с детьми девиантного поведения

В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

работа с детьми девиантного поведения

освещает работу девиантного поведения школьников...

Методы и формы работы с детьми девиантного поведения

Презентация к докладу "Методы и формы работы с детьми девиантного поведения"...