Психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
консультация

Кацевалова Наталья Александровна

Задержка психического развития — это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. У многих таких детей отставание носит временный характер и успешно преодолевается со временем под влиянием лечения и коррекционно-развивающего обучения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого–педагогическая характеристика детей

с задержкой психического развития

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, состав которой характеризуется неоднородностью и полиморфизмом  [1, С. 23].

Задержка психического развития — это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. У многих таких детей отставание носит временный характер и успешно преодолевается со временем под влиянием лечения и коррекционно-развивающего обучения [4].

Другими словами, при таком отклоняющемся развитии ребенок находится на онтогенетически более ранних этапах развития (например, эмоциональная сфера ребенка семи лет отражает особенности аффективного реагирования возраста пяти лет). Следовательно, все психические сферы формируются в целом в соответствии с этапами нормативного развития, но с отставанием по темпу от своего паспортного возраста [7, С. 59].

Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности [5, С. 45].

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в области дефектологии в 60-е гг. ХХ века и связано с именами таких ученых, как В.М. Астапов, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.М. Лубовский, А.Р. Лурия, Н.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, У.В. Ульенкова  и продолжается до сих пор.

Термины «задержка психического развития» (ЗПР) и «задержки темпа психического развития» в отечественной науке предложила использовать Г.Е. Сухарева в конце 60-х годов XX века.

В качестве основных этиопатогенетических факторов возникновения и развития ЗПР можно выделить четыре группы вредоностных воздействий:

1) церебральная недостаточность (причина – внешние и внутренние неблагоприятные биологические факторы риска);

2) общая сомато-психическая конституция;

3) первичная соматическая недостаточность (хронические и соматические заболевания);

4) социальные негативные влияния (неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация) [7, С. 59].

Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости [1, С. 23].

Особенности детей разного возраста с задержкой психического развития описаны в трудах Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Г.И. Жаренковой, У. В. Ульенковой, С.Г. Шевченко [3].

Прежде чем описать общие особенности детей с задержкой психического развития, отметим, что состояние (уровень развития) характеризуется гетерогенностью и гетерохронностью. Это означает, что неравномерность проявления отставания в развитии прослеживается как в том, что у одного ребенка может быть более выражено отставание в формировании одних функций или процессов, а у другого – других, так и в том, что одни функции формируются с большим опозданием, а другие – с меньшим, приближаясь к срокам формирования, наблюдаемым у нормально развивающегося ребенка, или совпадая с ними. Даже у нормально развивающихся детей не наблюдается полного единообразия и сходства по всем качественным и количественным параметрам [6, С.78].

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходите школу.

У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития [2, С. 5].

В результате многолетних клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура данного нарушения, его симптоматика, этиология. Состояние ЗПР дифференцируется и по степени, и по характеру отклонений.


Использованная литература

  1. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной  интеграции. Текст  / Н.В. Бабкина // Воспитание  и  обучение  детей  с нарушениями в развитии. –2012. –№ 1. –С. 23-31.
  2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007. – 136 с.
  3. Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалева Г.А. Психологическая помощь в специальном образовании. - М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2016. – 314 с.
  4. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для ВУЗов/— СПб.:  Питер, 2016. — 583 с.: ил. — (Серия «Учебник для ВУЗов»).
  5. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
  6. Правило Е.С. Психология отклоняющегося развития: учебное пособие / Е.С. Правило. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 252 с.  [Электронный ресурс]/Режим доступа:https://lib.susu.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000555198&dtype=F&etype=.pdf - (дата обращения 20.04.2020 г.)
  7. Специальная психология: учебник для студ. высш.  учеб. заведений /[В. И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т. В. Розанова и др.]; Под ред. В.И. Лубовского. — 6-е изд., испр. доп. — М.: Академия, 2009. — 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей с задержкой  психического развития...

Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"

     Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...

Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы

Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

методический материл с описанием психологических особенностей детей с ЗПР, направлениям коррекционной работы и  рекомендациями по обучению и воспитанию данной категории детей...