Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Боровик Мария Анатольевна

Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организации процесса обучения "особенных" детей и возможные пути их решения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия № 7» Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) Презентацию подготовила: Боровик Мария Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Слайд 2

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Слайд 3

Таким образом, приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Но организовать полноценное обучение возможно только после прохождения ребёнком с ОВЗ психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК). Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения современного качества общего образования.

Слайд 4

Из письма Минобрнауки РФ от 23.05.2016:

Слайд 5

Приоритетные цели и задачи работы ПМПК: обследование детей, поступивших с МСЭ (медико – социальная экспертиза), с целью подтверждения неспособности к полноценному обучению, в т.ч. установления статуса «инвалидность» и получения ими мер социальной поддержки; комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей детей от 0 до 18 лет и нарушений в их развитии; при необходимости: установление данной категории детей статуса «ребёнок с ОВЗ» и определение специальных условий для их обучения, а также форм медицинской и социальной поддержки (на данном этапе ПМПК руководствуется федеральными и краевыми рекомендациями: по набору отклонений от «нормы» определяется образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ ).

Слайд 6

С момента установления ребёнку данного статуса и предъявления* заключения ПМПК в образовательное учреждение включается механизм, разработанный Минобрнауки РФ. Он запускает деятельность педагогического консилиума ОУ по организации образовательного пространства для данного ребёнка и отслеживания динамики в его обучении (работа осуществляется с согласия и совместно с родителями). Основным направлением здесь является разработка АОП для ребёнка с ОВЗ.

Слайд 7

При написании АОП необходимо опираться на новый ФГОС НОО ОВЗ.

Слайд 8

Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) осуществляется на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ – 7.1 и 7.2. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья , в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.

Слайд 9

Помимо образовательного блока программа для ребёнка с ЗПР содержит программу духовно – нравственного воспитания, программу формирования УУД, программу внеурочной деятельности и коррекционный блок, предполагающий организацию помощи данному ребёнку таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог и др..

Слайд 10

Как осуществляется педагогическое сопровождение педагогом ребёнка с ЗПР при реализации образовательного блока АОП? Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ. При подборе содержания занятий для учащихся с ЗПР необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям .

Слайд 11

Следующим важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися с ЗПР, считается объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). 2. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Слайд 12

3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. 4 . Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Слайд 13

5.Активные методы рефлексии: на занятиях при работе с детьми с ЗПР наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния (цветовые карточки - сигнал настроения, «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению . Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку. 6 . Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Слайд 14

Учителю необходимо: - следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; - посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; - поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; - организовать обучение ребёнка с ЗПР с сохранением рекомендованного количества часов в АОП на изучение того или иного раздела; - разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

Слайд 15

- периодически во время урока выделять короткие промежутки времени для работы с ребёнком с ЗПР на: разъяснение заданий, на составление плана работы, комментирование домашнего задания, оказание помощи при создании чертежей, геометрических построений в тетрадях, на дополнительное повторение предложений при написании диктантов, проговаривании отдельных звуков, трудно поддающихся ребёнку при переводе в буквы; - отслеживать динамику освоения ребёнком с ЗПР учебного материала; - совместно с консилиумом организовывать специальные условия прохождения мониторингов, тестирований различного уровня; - доводить до сведения и согласовывать с родителями ребёнка все изменения в АОП; - правильно организовывать специальные условия обучения таких детей, в т. ч. придерживаться разработанной для них системы оценки достижения планируемых результатов*.

Слайд 16

ИСТОЧНИКИ: www.uo-gub.ru/files/documents/dokumenty/info/2016/04.2016/08.04.../ovz.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В данной презентации раскрывается клиническая классификация детей с ЗПР на основе этиологического (причины возникновения) принципа (К.С.Лебединская)...

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"

В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В  материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательной организации

   В 2011-2012 учебном году  образовательные учреждения Истринского района посещало 199 детей с различными диагнозами и степенью инвалидности из них: 113 детей в общеобразователь...

Психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития — это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. У многих таких детей отставание но...

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

методический материл с описанием психологических особенностей детей с ЗПР, направлениям коррекционной работы и  рекомендациями по обучению и воспитанию данной категории детей...

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательнойшколы, автором представлен алгоритм работы с...