Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательной организации
материал

Галузина  Валентина Анатольевна

     В 2011-2012 учебном году  образовательные учреждения Истринского района посещало 199 детей с различными диагнозами и степенью инвалидности из них: 113 детей в общеобразовательных учреждениях, 54 в специальных коррекционных школах, 51 из них  находятся на домашнем обучении, 32 ребенка посещало дошкольные образовательные учреждения. Наблюдается рост числа   детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В образовательных учреждениях района созданы все условия для поддержки доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность и учеба приносила ребенку-инвалиду радость. Все дети обеспечены бесплатными учебниками. Педагоги постоянно осуществляют индивидуальный подход, не допускают учебной перегрузки учащихся, следят за состоянием здоровья. В лицеях района психологи регулярно проводят беседы с учителями о приемах и методах создания ситуации успеха детей-инвалидов на уроке и перемене для правильного формирования психики и сохранения здоровья.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam.rabotu_no_3.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дедовская средняя общеобразовательная школа № 4»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО

учителей начальных классов

Тема «Психолого-педагогическое сопровождение

обучающихся  с задержкой психического развития

в общеобразовательной организации»

Выполнила:

Яблочкина В.А.

учитель начальных классов

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...3-4

1.        Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

с задержкой психического развития

в общеобразовательной организации……………………………………….………5-9

Список литературы……………………………………………………………………………...10

ВВЕДЕНИЕ

     В 2011-2012 учебном году  образовательные учреждения Истринского района посещало 199 детей с различными диагнозами и степенью инвалидности из них: 113 детей в общеобразовательных учреждениях, 54 в специальных коррекционных школах, 51 из них  находятся на домашнем обучении, 32 ребенка посещало дошкольные образовательные учреждения. Наблюдается рост числа   детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В образовательных учреждениях района созданы все условия для поддержки доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность и учеба приносила ребенку-инвалиду радость. Все дети обеспечены бесплатными учебниками. Педагоги постоянно осуществляют индивидуальный подход, не допускают учебной перегрузки учащихся, следят за состоянием здоровья. В лицеях района психологи регулярно проводят беседы с учителями о приемах и методах создания ситуации успеха детей-инвалидов на уроке и перемене для правильного формирования психики и сохранения здоровья.  

     Классные руководители и учителя предметники хорошо знают особенности этих детей и учитывают их в своей работе, постоянно осуществляют  индивидуальный подход, не допускают учебной перегрузки, предоставляются этим детям дополнительные динамические паузы и отдых, облегченный вариант домашних заданий. Педагоги  находятся в постоянном контакте с родителями, дают им консультации по выполнению заданий. Дети, посещающие группы продленного дня,  обеспечены бесплатным горячим питанием.  Все обучающиеся вовлечены во внеклассную и внеурочную деятельность, принимают активное участие в школьных творческих конкурсах

     Детям – инвалидам, по состоянию здоровья  временно или постоянно не имеющим возможность посещать образовательное учреждение, создаются необходимые условия для получения образования по индивидуальной программе на дому. Проводятся уроки согласно индивидуальному расписанию и допустимыми  нормами нагрузки. Они имеют возможность посещать классные часы и внеклассные мероприятия. Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, получают компенсацию за питание.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

с задержкой психического развития в общеобразовательной организации.

     Педагогическая интеграция предполагает совместную деятельность детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в условиях общеобразовательного учреждения.

    Выбор этой темы  мною не случаен. Начиная с 2010 года в нашей школе ведётся обучение детей с ЗПР. В связи с тем, что количество детей с ЗПР не позволяет открыть для их обучения специальный класс, эти дети обучаются интегрировано в условиях массовых классов по специальным программам.

     В настоящее время в начальных классах школы обучаются 5 детей с ЗПР;

3 — с лёгкой умственной отсталостью. Обучение этой категории детей осуществляется в соответствии с рекомендациями районной ПМПК.
     Одним из наиболее распространённых нарушений является ЗПР. Такие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, ориентированных на учёт особенностей их развития, их познавательных возможностей.

     В городских школах дети указанной категории могут получить помощь дефектолога, логопеда и т.д. При этом педагог-психолог выступает центральной фигурой в организации психолого-педагогического сопровождения, обеспечивая консультативную помощь по индивидуальному и дифференцированному подходу к ребёнку.
     В своей работе опираюсь на научно-методологические исследования отечественных педагогов и психологов Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Л. М. Шипициной, Н. Д. Шматко, А. В. Семенович. За теоретическую основу своей деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с интеллектуальными нарушениями беру следующие положения:
— ранняя диагностика проблем ребёнка способствует более полноценной их коррекции;
— коррекция проблем наиболее эффективна на фоне успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности;
— коррекция проблем ребёнка предполагает одновременную коррекцию поведения семьи и педагогов, взаимодействие семьи и школы.
     Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
     Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка — сохранение психического и социального благополучия учащихся во время учебно-воспитательного процесса; оказание различного вида психологической помощи детям, родителям, педагогическому коллективу школы (коррекционно-развивающей, консультативной).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.
Опыт моей работы по оказанию психолого-педагогической помощи формировался в процессе реализации следующих этапов:
1) Диагностический, который предполагает определение особенностей психофизического развития учащихся, уровня познавательных способностей и потенциальных возможностей (ПМПК). Диагностируя личностное развитие ребёнка, я провожу целостное изучение личности, при этом, обращаю внимание на такие критерии, как степень депрессивности, уровень агрессивности и тревожности, акцентуации характера, что очень важно учитывать при планировании профилактической и психокоррекционной работы.

     Психологические особенности личности отслеживаются в динамике, поэтому на каждого ребёнка создаётся карта психологического развития. 
     Результаты психологической диагностики обсуждаются на заседаниях ШПМПк, дополняют результаты педагогической и медицинской диагностики, что позволяет составить наиболее целостное представление о познавательных способностях, личностных особенностях каждого ребёнка с нарушениями интеллектуального развития. И на этой основе определяются его особые образовательные потребности. 
Это дает возможность составлять индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка, выделив его сильные стороны, на которые можно опереться, а также подвести итоги мониторинга, определив эффективность проделанной работы. 
2) Коррекционно-развивающий, который дифференцируется по направлениям: психокоррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление) и девиантного поведения учащихся.
Психологическая помощь учащимся с интеллектуальными нарушениями осуществляется мною на индивидуальных и групповых занятиях, которые направлены на включение ребёнка в систему социальных отношений, приобретение им навыков межличностного общения, формирования чувства адекватного восприятия окружающего мира. Содержание занятий позволяет мне активно использовать различные виды помощи (стимулирующую, организующую, обучающую). Организовывается и стимулируется деятельность ребёнка побуждающими вопросами, привлечением внимания к образцу, совместным формулированием правил, поощрением правильных действий. На детей с интеллектуальными нарушениями благоприятное влияние оказывает работа в группе. Прежде всего повышается мотивация.
Занятия строю таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.    Основное содержание таких коррекционно-развивающих занятий составляют игры и упражнения, направленные на оптимизацию общения, способствующие целостному развитию и решению конкретных проблем каждого ребёнка в соответствии с индивидуальными программами развития. 
   
На занятиях с детьми создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего занятия, стараюсь создавать искреннее обучение и желание в деловом контакте. Все это повышает интерес, внимание, активность учащихся. 
Важный момент в групповой форме работы — психопрофилактический, развитие адекватного отношения нормально-развивающихся ребят к проблемам учащегося с интеллектуальными нарушениями в развитии.
3) Считаю очень важной мою работу с педагогами, включёнными в психолого-педагогическое сопровождение, с целью обеспечения психологически грамотной организованной деятельности. С одной стороны, чтобы коллеги понимали образовательные потребности учащихся с интеллектуальными нарушениями в развитии. С другой стороны, компетентно строить взаимоотношения между учащимися в классе.
4) Значительным элементом психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ЗПР является работа с родителями в форме индивидуальных консультаций, в ходе которых решаю следующие задачи:
— информирование родителей о динамике коррекционно-развивающей работы, достижениях и успехах ребёнка;
— получение от родителей информации об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями;
— выработка в процессе совместного обсуждения с родителями оптимальной тактики взаимодействия и общения с ребёнком в семье.
Считаю достаточно эффективной формой повышения психолого-педагогической грамотности родителей. Опыт моей работы в этом направлении свидетельствует о том, что просветительские материалы побуждают родителей чаще обращаться к психологу, видеть больше проблем и лучше их формулировать.

     В ходе деятельности мы столкнулись со стойкими трудностями, связанными с речевым недоразвитием, характерным для детей с ЗПР. У большинства детей этой категории имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность речи. Данные трудности затрудняют формирование универсальных учебных достижений (УУД).

     В период с сентября 2010 г. психолого-педагогическим сопровождением было охвачено 12 учащихся с диагнозами различной сложности, такими как: умственная отсталость лёгкой степени, задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания.

     В результате диагностики у 70% учащихся зафиксированы стабильные показатели уровня развития основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-волевых особенностей.

Положительная динамика отмечается у 30% детей. Это те учащиеся, которые на протяжении всего указанного периода находятся на психолого-педагогическом сопровождении.

Список литературы

  1. Красулина Я. Д. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии : комплексный подход : материалы II междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2015. – С. 86-88.
  2. Лещева Я.Е. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения // Науч. дискуссия: вопр. педагогики и психологии. - 2016. - № 3-2 (48), ч. 2. - С. 140-143 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.internauka.org/authors/leshcheva-yana-evgenevna 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматривается характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы

Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...

Психолого–педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития — это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. У многих таких детей отставание но...

Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Психолого–педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития....