Сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР)
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Беспалова Александра Евгеньевна

В данной презентации раскрывается клиническая классификация детей с ЗПР на основе этиологического (причины возникновения) принципа (К.С.Лебединская)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) Беспалова А.Е.

Слайд 2

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Слайд 3

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка" в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.

Слайд 4

Клиническая классификация детей с ЗПР на основе этиологического (причины возникновения) принципа ( К.С.Лебединская )

Слайд 5

ЗПР конституционального происхождения Эмо­ционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведе­ния, поверхностность представлений, легкая внушае­мость. У таких детей даже при обучении в общеобразо­вательной школе сохраняется приоритет игровых инте­ресов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм ( это небольшое запаздывание темпа психического и физического развития личности ) можно считать главной формой психического инфанти­лизма, при которой наиболее ярко выражено недоразви­тие в эмоционально-волевой сфере. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специаль­ной коррекционной школе.

Слайд 6

ЗПР соматогенного происхождения Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболева­ния, инфекции, детские неврозы, врожденные и приоб­ретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, ко­торые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог меж­личностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в спе­циальных санаториях. Дальнейшее становление и обу­чение этих детей зависит от их состояния здоровья.

Слайд 7

ЗПР психогенного характера Центральным ядром данной формы задержки психи­ческого развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на пси­хику ребенка оказывалось травмирующее влияние не­благоприятных социальных условий, то это может при­вести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических . В этом слу­чае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности (устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей в результате ошибок в воспитании), которая патологичес­ким состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недо­развития .

Слайд 8

ЗПР церебрально-органического происхождения Этот тип задержки психического развития встреча­ется чаще других. Часто обладает яркостью и стойкос­тью нарушений в эмоционально-волевой сфере и позна­вательной деятельности ребенка. У этой категории де­тей преобладает наличие негрубой органической недо­статочности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беремен­ных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конф­ликт и т. п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью . Детям присуща астенизация всех психических реакций , которая способствует формированию неврастенических и психастенических черт характера.

Слайд 9

Общие проявления ЗПР у детей с педагогической точки зрения замедленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной информации недостаточная сформированность умственных операций и действий низкая познавательная активность и слабости познавательных интересов о граниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем

Слайд 10

Количество дошкольников с ЗПР

Слайд 11

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения Концепция коррекционно-развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательной школы. Приказ Минобразования РФ № 103 от 03.07.1981 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР » Приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992 «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях»

Слайд 12

Система комплексной помощи детям с ЗПР Создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории; Раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их особых образовательных потребностей; С овершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования с целью определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей; Создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений;

Слайд 13

Нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР; Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников; Создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса; Разработку моделей служб консультативной помощи семье; подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике для системы дошкольного и школьного образования.

Слайд 14

ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка" в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение. В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"

     Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...

Фрагмент программы индивидуального сопровождения учащегося с задержкой психического развития

Соглассно последним исследованиям, количество детей с особыми образовательными потребностями неуклонно растет. Данная программа психологического сопровождения рассчитана на ребенка с задержкой психиче...

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы

Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...

Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с задержкой психического развития

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса  с задержкой психического развития  (вариант 7.1) с учетом рекомендаций Ц...

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...