Взаимодействие с гиперактивными детьми
материал

Шатунова Светлана Викторовна

Семинар-практикум

Взаимодействие с гиперактивными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Взаимодействие с гиперактивными детьми

Норовистые дети похожи на розы - им нужен особый уход.                                                                                                         Иногда  нужно пораниться о шипы, чтобы увидеть их красоту.                                                                                                      
              Мэри Ш. Курчинка.

Цели:

  • Познакомить педагогов с особенностями проявления гиперактивности у детей;
  • Разработать совместно практические рекомендации по работе с такими учащимися

Форма работы: тренинг

Оборудование: мягкий мяч, колокольчик, фломастеры, бумага (А4)

План проведения семинара:

  1.  Введение в семинар

Упражнение «Инструкция»

  1. Сообщение темы семинара (продолжительность,  озвучить цели)
  2. Мозговой штурм

Гиперактивность – это…

  1. Мини-лекция

«Что такое гиперактивность?

  1. Работа в малых группах

Составить портрет гиперактивного ребёнка

  1. Мини-лекция

«Как выявить гиперактивного ребёнка?»

  1. Упражнение «Колпак мой треугольный…»
  2. Мини-лекция

«Как работать с родителями гиперактивного ребёнка?»

  1. Работа в парах

Упражнение «Скорая помощь»

  1. Разработка практических рекомендаций по работе с гиперактивными учащимися.
  2. Подведение итогов работы в группах
  3. Рефлексия

  • Полезна ли для Вас была эта встреча?
  • Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе?

  1. Упражнение «Инструкция»

Цель: формировать умение слушать друг друга, развитие концентрации внимания

Содержание упражнения:

Инструкция: возьмите лист бумаги в руки и закройте глаза. Сейчас вы будете выполнять определенные действия с данным листом бумаги. Вы должны точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.

  • Согните лист пополам
  • Еще раз пополам
  • Оторвите верхний правый угол
  • Оторвите нижний правый угол
  • Что у вас получилось? (участники разворачивают свои листы)

Вывод таков: в процессе общения одинаковая информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, к появлению  некого напряжения, а значит возникает опасность конфликта между учителем и ребёнком, между родителем и учителем, между родителем и ребёнком.

  1. Сообщение темы семинара

Тема нашего семинара «Взаимодействие с гиперактивными детьми». На нашей встрече мы попробуем  познакомиться с особенностями проявления гиперактивности у детей и разработаем совместно практические рекомендации по работе с такими учащимися. Приблизительно семинар будет длиться от 1 до 1,5 часов.

  1. Мозговой штурм

Психолог: Уважаемые учителя, подумайте 1 минуту и закончите фразу - ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – это…

  1. Мини-лекция «Что такое гиперактивность?»

Слово «Гипер…» - от греческого Hyper–над, сверху. Слово «Активный» - пришло в русский язык из латинского «actives» и означает – деятельный, действенный. Гиперактивность- это  беспокойная физическая и умственная активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активности. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Первые проявления синдрома гиперактивности таковы: повышенный мышечный тонус, чрезмерная чувствительность ко всему раздражительность(к свету, к шуму), нарушения сна, подвижность и возбуждённость во время бодрствования. В 3-4 года заметной становится неспособностьребёнка сосредоточенно заниматься чем-либо (спокойно слушать сказку, играть в игры, требующие концентрации внимания), деятельность носит преимущественно хаотический характер.

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5 %; среди мальчиков – 22 %, среди девочек – около 10 %.        

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек? Причиной такой статистики, может быть такой: вероятность большой ранимости мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, патология беременности, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни.

        В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач – невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным при участии многих специалистов: невролога, педагога, психолога… Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.Родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам. Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решать волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

 

  1. Работа в  малых группах

Психолог: делимся на 4 подгруппы 3-4 учителя. Распределяемся по цветам

Каждой подгруппе выдается карточка “Портрет “особого” ребенка”, на которой перечислены индивидуальные особенности агрессивных, гиперактивных, тревожных, аутичных  детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивному ребенку. Затем каждая подгруппа зачитывает свою характеристику, после чего проводится общее обсуждение.(Некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления нельзя четко отнести к какой – либо категории. Поэтому здесь возможно обсуждение).После того, как портрет составлен, основные характеристики гиперактивному ребенка записываются на доске. К ним можно обращаться во время всего занятия.

Психолог подводит итог работы в группах:известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей:

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.
Вероятно, каждому учителю знаком этот портрет.

  1. Мини-лекция «Как выявить гиперактивного ребёнка?»

Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и непосредственно с классными руководителями. Как уже отмечалось выше, основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

  • Дефицит активного внимания;
  • Двигательная расторможенность;
  • Импульсивность

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка:

Схема наблюдений за ребёнком:

Дефицит активного внимания

Двигательная расторможенность

Импульсивность

1

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание

Постоянно ёрзает

Начинает отвечать, не дослушав вопроса

2

Не слушает, когда к нему обращаются

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, на стуле, бегает, забирается куда-либо)

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает

3

С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его

Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве

Плохо сосредотачивает внимание

4

Испытывает трудности в организации

Очень говорлив

Не может дожидаться вознаграждения

5

Часто теряет вещи

Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами

6

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий

При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет)

7

Часто бывает забывчив

Если в младшем школьном возрасте проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок – гиперактивен.

        Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт» . В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или неврологу. Важно убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста.

  1. Упражнение «Колпак мой треугольный…»

Цель: развитие концентрации внимания, осознание своего тела, умение управлять движениями и контролировать своё поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но педагоги, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, её можно сократить.

  1. Мини-лекция  «Как работать с родителями гиперактивного ребёнка?»

 Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов.  Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой,  стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых.

    Некоторые родители начинают винить себя в том, то он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которые в свою очередь негативно влияют на чувствительного ребенка).

    Многие из проблем гиперактивного ребенка происходят из-за неосведомленности родителей.

  1. Работа в парах Упражнение «Скорая помощь» (5 минут)

Психолог: существует проверенный метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками – переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребёнке на заранее подготовленной картонной карточке о его успехах. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подаётся только в позитивной форме. Родители дома вечером тоже прописывают то, что у ребёнка получилось лучше всего.

Сейчас я предлагаю распределиться по парам, где один из вас будет в роли «родителя», другой в роли «учителя».

11.Разработка практических рекомендаций по работе с  гиперактивными учащимися (работа в группе) (10 минут)

Психолог: давайте распределимся снова на группы по признаку цветовой гамме

Каждая группа получает своё индивидуальное задание:

1-я группа: разработать практические рекомендации для родителей «Как правильно вести себя со своими детьми в процессе воспитания в семье?».

2-я группа:разработать практические рекомендации для педагогов «Как правильно помочь таким «особым»  детям в учебном  процессе?».

Обсуждение рабочих групп

12.Рефлексия

  • Полезна ли для Вас сегодня была эта встреча?

  • Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе?

Карточка « Портрет особого» ребёнка

Ребёнок:

  1. Не может долго работать, не уставая
  2. Часто теряет контроль над собой
  3. Не слушает, когда к нему обращаются
  4. Испытывает трудности в организации
  5. Ему трудно сосредоточиться на чём-то
  6. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
  7. Часто спорит, ругается со взрослыми
  8. Часто теряет вещи
  9. Часто отказывается выполнять правила
  10. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован
  11. Смущается, чаще других
  12. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий
  13. Часто бывает забывчив
  14. Часто специально раздражает людей
  15. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
  16. Жалуется, что ему снятся страшные сны
  17. Часто винит других в своих ошибках
  18. Постоянно ёрзает
  19. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо)
  20. Руки у него обычно холодные и влажные
  21. Пуглив, многое вызывает у него страх
  22. Часто не может сдержать слёзы
  23. Часто сердится и отказывается сделать что-либо
  24. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве
  25. Очень говорлив
  26. Плохо переносит ожидание
  27. Не любит браться за новое дело
  28. Часто завистлив, мстителен
  29. Кажется отрешённым, безразличным к окружающему
  30. Не способен дождаться своей очереди, прерывает
  31. Имеет отсутствующий взгляд
  32. Не уверен в себе , в своих силах
  33. Плохо сосредотачивает внимание
  34. Робко здоровается
  35. Не может контролировать и регулировать свои действия
  36. Годами играет в одну и ту же игру
  37. Имеет плохую координацию движений
  38. Вертится на месте
  39. Опасается вступать в новую деятельность
  40. Часто теряет контроль над собой

Приложение№2

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

1.  Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  • не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2.  Изменение психологического микроклимата в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.  Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4.  Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольг ких звеньев;
  • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

         Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
         Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  • прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  • чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
  • холдинг, или простое удержание в "железныхобъ-ятиях";
  • внеочередное дежурство по кухне и т.д.

 Приложение№3

Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.

    Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

  • изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
  • оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
  • измените режим урока с включением физкультминуток;
  • разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
  • предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
  • направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

  • введите знаковую систему оценивания;
  • чаще хвалите ребенка;
  • расписание уроков должно быть постоянным;
  • избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
  • вводите проблемное обучение;
  • используйте на уроке элементы игры и соревнования:
  • давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
  • большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
  • научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте по-зитивные;
  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

  • способствуйте элиминации агрессии;
  • обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

  • объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

         Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: "Я одобряю тебя". Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
         
Помните, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Приложение №4

ОБРАЗЕЦ КАРТОЧКИ ПО ПЕРЕПИСКЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Сегодня...........…….в классе:
Саша в течение 20 минут работал на уроке математике и не отвлекался;
в столовой Саша сидел вместе с детьми за столом и молча ел, не мешая при этом никому;
на группе продлённого дня Саша выполнил самостоятельно д/з по русскому языку

Сегодня............. дома: 
Саша  прочитал от начала до конца текст, который был задан на дом;
вместе с мамой нарисовал рисунок к прочитанному произведению и во время рисования пересказал его;
вечером Саша играл вместе с братом: в течение трех минут строил башню из кубиков.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».

Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...

Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго силеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. так же трудно и их родителям, учителям....

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Специалисты А. Л. Сиротюк, Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваденко, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко и др., работающие с детьми с СДВГ, приводят  рекомендации...

Взаимодействие с гиперактивным ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ, педагогов и воспитателей коррекционных классов, работающих с данной категорией детей.В материале представлены:  краткая характеристика психологич...

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и...