Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе
консультация (1 класс)

Дубодел Диана Алексеевна

Введение

  1. Сущность адаптации младших школьников к обучению и ее основные критерии
  2. Уровни адаптации первоклассников к школе
  3. Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации первоклассников к обучению

Заключение

Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе

Дубодел Диана Алексеевна

Введение

  1. Сущность адаптации младших школьников к обучению и ее основные критерии
  2. Уровни адаптации первоклассников к школе
  3. Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации первоклассников к обучению

Заключение

Список литературы


Введение

При поступлении ребенка в первый класс кардинально меняется его привычный образ жизни. В этот период в его жизни появляется новый вид деятельности, являющийся обязательным, требующим систематического организованного труда – учение. C поступлением в школу ребенок получает новый социальный статус. Вместе с этим, ребенку предъявляют новую систему требований, связанных с его новыми обязанностями, которые важны как для него самого, так и для семьи и социума.

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад жизни ребенка. У шестилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Но по существу он еще дошкольник, становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе. Задача учителя заключается в создании благоприятной атмосферы для более быстрого и безболезненного вхождения в школьную жизнь.

Учителя и родители играют значительную роль в обеспечении успешности адаптации. Личностные качества педагога, сохранение эмоционального контакта детей с родителями, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителей и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сократить продолжительность периода адаптации первоклассников.

В случае успешной адаптации к школе ведущей деятельностью младшего школьника постепенно становится учебная, пришедшая на смену игровой.


1. Сущность адаптации младших школьников к обучению и ее основные критерии

Под школьной адаптацией в психологии и педагогике понимают процесс и результат активного привыкания ребенка к новой среде, смене ведущей деятельности и окружению.

Адаптация ребенка к школе – длительный процесс, который связан с большим напряжением всех систем организма.

Вопрос школьной адаптации неразрывно связан с психологической готовностью ребенка к школьному обучению. Можно сказать, что сформированность психологической готовности является важной предпосылкой к успешной адаптации и определяет этапы и содержание коррекционной работы на начальном этапе обучения.

Основные показатели социально-психологической готовности:

1) Формирование «внутренней позиции школьника»;

Ребенок стремится занять новый социальный статус, в результате чего формируется его внутренняя позиция. Желание учиться – один из признаков готовности к школе. В результате слияния двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, появляется новое отношение ребенка к окружающей среде, Л.И. Божович назвал его «внутренней позицией школьника».

2) Формирование адекватного поведения.

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результату работы, поведению, т.е. определенный уровень сформированности самосознания.

3) Овладение навыками учебной деятельности.

Для успешного овладения навыками учебной деятельности ребенок должен обладать широким кругозором, запасом определенных знаний. Под интеллектуальной готовностью также понимают начало формирования у ребенка умений в области учебной деятельности, например, умение выделить учебную задачу и сделать ее самостоятельной целью деятельности.

4) Установление адекватных форм межличностных взаимоотношений в системах «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель».

Проблема сформированности у детей таких качеств, которые помогли бы общаться с одноклассниками и педагогом является важной для определения социально-психологической готовности ребенка. Ребенок приходит коллектив, члены которого заняты общим делом и ему нужно иметь гибкие способы установления взаимосвязей с другими детьми, требуется способность войти в детское общество, действовать сообща с другими, умение уступать и отстаивать себя.

Критерии адаптации:

Признаками успешной адаптации ребенка прошел к школе, являются:

  • Удовлетворенность процессом обучения. Ребенок уверен в себе, у него нет страха, ему нравится в школе.
  • Ребенок успешно осваивает учебную программу.
  • Ребенок может сам выполнить учебные задания, а при возникновении затруднений обращается за помощью взрослых только после попыток справиться самостоятельно.
  • Ребенок удовлетворен ребенка сложившимися отношениями с одноклассниками и педагогами.

2. Уровни адаптации первоклассников к школе

По тому, как быстро первоклассники проходят период адаптации, их можно условно поделить на три группы.

  1. Дети адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. У таких детей довольно быстро происходит вливание в коллектив, они легко осваиваются в школе, заводят новых друзей. Как правило, они всегда в хорошем настроении, они уравновешены, доброжелательны, добросовестны и легко выполняют требования учителя. У них все же могут быть трудности в контактах с одноклассниками, либо в отношениях с педагогом, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу второго месяца проблемы таких детей, чаще всего, преодолеваются, они окончательно принимают свой новый статус, новые требования, и изменившийся режим.
  2. У детей второй группы период адаптации более длительный, период, когда их поведение не соответствует требованиям школы растягивается. Они не принимают новый вид деятельности, испытывают трудности в общении с учителем и одноклассниками. На уроках эти ученики могут быть заняты игрой, вступать в выяснение отношений с товарищем, на замечания учителя они не реагируют или реагируют слезами, обидами. Чаще всего, у таких учеников возникают затруднения в усвоении учебной программы. Адаптация этих детей заканчивается только к концу первого полугодия.
  3. Дети, которые испытывают большие трудности в адаптации. Дети из этой группы затрудняются в ответах на вопросы учителя, перемены предпочитают проводит в уединении, они с большим трудом идут на контакт с другими детьми. Познавательная активность низкая, усвоение учебного материала дается с большим трудом. Не принимают требования учителя, может отмечаться нарушение дисциплины.

По уровню сформированности социально-психологической адаптации выделяют три группы:

  1. Высокий уровень адаптации
  • ученик позитивно относится к школе, адекватно реагирует на требования;
  • успешно осваивает учебную программу;
  • справляется с заданиями повышенной сложности;
  • соблюдает дисциплину, не отвлекается во время урока;
  • не нуждается в дополнительном контроле при выполнении поручений;

Дети, приспособившиеся к школе, более или менее успешны в учёбе, общении. Кроме того, их интересы разнообразны и выходят за пределы школы: они занимаются спортом, ходят в кружки и студии.

  1. Средний уровень адаптации
  • школа не вызывает у ребенка негативных эмоций;
  • для успешного усвоения учебного материала требуется подробное объяснение учителя и наглядная иллюстрация;
  • может сам решить типовые задачи;
  • бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
  • добросовестно выполняет общественные поручения;
  • не испытывает трудностей при общении с одноклассниками.

В эту группу входят дети, которые в основном смогли приспособиться к требованиям школьной жизни. Но, как правило, эти дети часто болеют, легко утомляются. У них выражена психосоматика. Чаще всего они не имеют интересов вне школы, дополнительных секций и кружков не посещают.

  1. Низкий уровень адаптации
  • школа вызывает отрицательные эмоции;
  • часто жалуется на плохое самочувствие;
  • как правило пребывает в подавленном настроении;
  • не соблюдает дисциплину;
  • с большим трудом усваивает учебный материал, не может самостоятельно работать с учебником;
  • при подготовке к урокам требуется постоянный контроль и регулярные напоминания со стороны родителей и учителя;
  • в классе нет близких друзей, по именам и фамилиям знает не всех одноклассников.

Дети этой группы не смогли приспособиться к условиям школьной жизни. Они неуспешны, характеризуются повышенной тревожностью, не верят в себя, нет интереса к познанию.

Обратной стороной адаптации ребенка в школе является проблема дезадаптации.

В психологической литературе встречаются разные объяснения понятия «школьная дезадаптация»:

  • нарушение приспособления личности школьника к сложным меняющимся условиям обучения в школе; нарушение приспособления к обучению;
  • новые требования превосходящие возможности ребенка, изменяющие состояние эмоциональной сферы;

В педагогических исследованиях выделяются такие ведущие причины школьной дезадаптации, как не сформированность навыков учебной деятельности и учебной мотивации у младших школьников.

Одной из причин школьной дезадаптации наывают неспособность подстроиться под темп школьной жизни.

Причина может заключаться в особенностях семейного воспитания: это может быть вседозволенность, отсутствие границ и норм, либо полный контроль действий ребенка родителями.

Другой причиной появления дезадаптивного поведения может быть сильное переутомление.

Ярким примером школьной дезадаптации является социально-педагогическая запущенность детей.

Ефимова С.Л. и Безруких М.М. выделили группы детей, испытывающих проблемы в процессе адаптации.

Дети группы риска:

дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). Для таких детей характерны: чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.

леворукий ребенок. Эти дети характеризуются сниженной способностью зрительно-двигательных координации. Они испытывают затруднения при срисовывании изображений, с трудом держат строчку. Допускают пропуск и перестановку букв при письме. Эмоциональная неустойчивы, обидчивы, тревожны. Для успешной адаптации необходимо создать особые условия: наклон тетради вправо, не требовать письма без отрыва, удобнее сажать слева за партой.

Эмоциональное нарушение в младшем школьном возрасте

  • агрессивные дети
  • эмоционально-расторможенные дети
  • слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети.

Особенность эмоционально-расторможенных детей заключается в том, что они слишком бурно реагируют на все.

Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети стесняются бурно и ярко выражать эмоции, они тихо переживают свои проблемы, боятся обратить на себя внимание.

Не смотря на то что, у различных типов детей с эмоциональными нарушениями их неадекватные реакции проявляются по-разному, общим для них является то, что у каждого ребенка они носят защитный характер.

Дети с временной задержкой психического развития

Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключаться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, письмо, математику. Бывает и так, что не дается только чтение, только письмо, или только математика. Каждый случай «задержки» индивидуален и имеет особые проявления.

К моменту поступления в школу у этих детей, по сравнению со сверстниками, отмечается скудный запас знаний, сведений об окружающем мире, их речь очень бедна. Эти дети не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. На уроках они вялы, пассивны, или наоборот, слишком беспокойны, абсолютно не могут сосредоточиться на задании.

3. Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации первоклассников к обучению

На этапе вхождения детей в школьную жизнь процесс обучения необходимо планировать так, чтобы адаптация к новым условиям прошла хорошо. При этом стоит помнить, что в школу приходят дети с разным уровнем готовности, а также с разным уровнем здоровья, как физического, так и психологического. Помощь в преодолении трудностей, возникающих перед детьми – задача взрослых: учителей и родителей.

Педагог в своей работе должен четко представлять и учитывать все факторы, которые помогают ребенку адаптироваться в школе и, наоборот, мешают успешно приспособиться, а также несет ответственность за здоровье каждого ребенка.

Большинство детей, как правило, готовы к обучению в школе. Они принимают требования учителя, которые касаются поведения в школе, взаимоотношений с одноклассниками, могут подчиняться новому распорядку дня. Одна из важных задач учителя с первых дней объяснить ученикам, что от них требуется, продемонстрировать отличие новых требований от тех, которые были раньше, до школы.

Процесс обучения в школе является коллективным, поэтому ребенку необходимо овладеть определенными навыками общения со сверстниками, умением работать сообща. В формировании отношений между детьми важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть рассказать что-то о каждом, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания.

На сегодняшний день в школьном обучении на начальном этапе (в процессе адаптации) не должны использоваться отметки для оценки успехов ученика, так как отметка может быть психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию в школе. Тем не менее, учитель должен оценивать успехи своих учеников. Более того, успех каждого должен быть замечен, пусть даже небольшой, много меньший, чем у других. Но обязательно он должен быть отмечен всеми, а вот неудачи, неуспехи и недостатки совсем не нужно делать достоянием гласности - лучше поговорить с ребенком о них наедине.

Заключение

Процесс обучения в школе предъявляет к ребенку определенные требования, объединенные в понятии «готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считают адаптацию. Это очень важный этап в жизни первоклассника. Изменения претерпевает практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми — все подчиняется укладу школьной жизни.

Каждый ребенок к моменту поступления в школу имеет индивидуальные особенности развития, это нормально. Но стоит признать, что школьное обучение, предъявляет к первокласснику требования, не учитывая его индивидуальных особенностей. Практика показывает, что большинство проблем можно предусмотреть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе.


Список литературы

  1. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. — М.: Генезис, 2008. — 157 с.
  2. Безруких М. и др. Почему учиться трудно? — М., 2008. — 132 с.
  3. Дмитриев А.С.Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении //Начальная школа + до и после. — 2006. — № 8. — С.48−51
  4. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов — М.: Просвещение, 2004. — 222 с.
  5. Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. — М.: Педагогика, 2009. — 303 с.
  6. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина. — М.: «Питер.ком», 2008 — 160с.
  7. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. — М.: АРГТИ, 2004. — 188 с.
  8. Фридман Л.М. Психология воспитания [текст] / Л.М. Фридман. — М.: ТЦ «Сфера», 2008 — 208с.
  9. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. — Рига, 2009. — 214 с.
  10. Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником // Начальная школа до и после. — 2010. — № 8.- С.62−64

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»

Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Рекомендации для родителей и учителей...

адаптация первоклассника к обучению в школе

Приспособление к новому образу жизни...

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Советы родителям будущих первоклассников....

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Презентация для родительского собрания, раскрывающая особенности организации учебного процесса первоклассников...

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе....

Проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников прих...