Эмоциональный интеллект учителя
консультация
Зачем учителю эмоциональный интеллект и как его развивать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 193.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный интеллект — способность человека понимать эмоции, намерения и желания других людей и свои собственные. Сюда же входит способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач .
Если разбить EI до определенных навыков, то получится такой набор:
- самосознание — понимание своих эмоций
- самоконтроль
- социальная чуткость или эмпатия
- управление отношениями и умение работать в команде
Зачем учителю развивать эмоциональный интеллект:
Чтобы контролировать свои чувства
Учителя — не роботы. Они тоже чувствуют гнев, раздражение, могут принимать многое близко к сердцу и руководствоваться чувствами в принятии решений. Все это может быть незаметно для коллег и учащихся, но для самого учителя это не проходит незамеченным. Негативные эмоции накапливаются и стрессовый порог становится все ниже и ниже.
В таком случае высокий эмоциональный интеллект помогает “рационализировать” чувства, понять причины эмоционального потрясения и сделать более объективные выводы.
Вы не будете рассматривать негативные эмоции (свои и чужие), как что-то, что “накопилось”, “появилось непонятно откуда” и “нужно отдохнуть — само пройдет”. Развитый эмоциональный интеллект поможет вам видеть причинно-следственную связь и бороться не с негативными эмоциями, а с тем, что их вызывает.
Чтобы понимать учеников
Да и вообще всех людей, которые входят в круг вашего общения. И дело даже не в том, чтобы проявлять эмпатию, глубоко копаться в жизни каждого ученика (делать это, конечно, не нужно) и идти на уступки по любому вопросу.
В данном случае учителю важно считывать реакции ребенка на то, что ему говорят и что происходит в классе, оценивать его мотивацию и невербальные знаки.
Чтобы решать конфликты
А учителям приходится их решать. Конфликты могут возникать в общении с руководством, родителями, учениками. Худшее, что можно сделать, это податься во взаимные обвинения и компромиссы, которые, в итоге, не устраивают никого.
В конфликтных ситуациях EI работает на основе анализа эмоций. Для этого нужно:
- успокоиться
- оценить, почему недоволен собеседник (не старайтесь оценить объективность претензий; главное — понять эмоцию и ее причину)
- проговорить все это вслух (“Я понимаю, вас расстраивает, что…», «Я бы чувствовала то же самое, если…»)
- предложить решение (оно должно удовлетворять и вас, и собеседника хотя бы частично)
В любом случае, научиться справиться с раздражением — уже бесценный навык, особенно если вы работаете с людьми. Плюс люди с высоким EI не только успешно решают свои конфликты, но и помогают это сделать другим, и это принципиально важно для учителя.
Чтобы повысить эффективность общения
Люди с высоким EI лучше очерчивают свои приоритеты в общении, сами объясняют свои эмоции, не склонны к предвзятому отношению к другим и не имеют к людям завышенных ожиданий.
Что это значит? Что вам легче будет стать лидером в коллективе (в классе или среди коллег), инициировать изменения без негатива (например, спокойно убедить директора вашей школы, что в учительской вам просто необходим диван), делиться опытом и помочь другим людям совладать с эмоциями.
Как это сделать?
На самом деле, как повысить эмоциональный интеллект — тема для целой книги. Мы же приведем краткий перечень рекомендаций, которые помогут вам сделать шаг к лучшей версии себя:
1. Обращайте внимание на свои эмоции — для этого четко сформулируйте эмоцию, назовите ее и подумайте, что ее вызвало.
2. Чаще напоминайте себе, что эмоции быстротечны и могут быть не лучше базой для серьезный решений. После эмоциональной встряски делайте паузу перед принятием решений.
3. Не занимайте ничью сторону в конфликтах других людей в рабочей среде.
4. Принимайте негативные эмоции как вариант нормы.
5. Развивайте активное слушание.
5. Признавайте эмоции и страхи других людей. Никогда не нивелируйте чужие чувства.
6. Если хотите сказать что-то в негативном ключе, остановите себя и замените все отрицательные слова на положительные.
7. Начните хвалить других людей, если еще не делаете этого.
Непрерывное развитие эмоционального интеллекта преподавателем не только облегчает коммуникацию и повышает ее эффективность, но и улучшает эмоциональное состояние в целом — предупреждает появление гнева, раздражительности, стресса и профессионального выгорания.
Знаем, сейчас вся эта информация кажется каким-то наваждением — нужно следить за собой, за другими, пытаться понять всех и анализировать каждую ситуацию. Это сложно только на первых порах. Как только вы введете все это в привычку, вы начнете получать удовольствие от того, что предотвратили ссору, смогли не поругаться с очень конфликтным человеком или добились своего в общении с администрацией и все остались довольны.
МАОУ СОШ № 7
Эмоциональный интеллект учителя
Составитель: Волкова Л.В.
Когалым
2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений
Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...

Мастер-класс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Конкурсное задание в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2015"...

Приёмы развития эмоционального интеллекта ребёнка, которые могут использовать родители
Данная статья помогает лучше понять и развить своего ребёнка....
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций....

Веб адрес, отчёт, статья в газету, эмоциональный интеллект.
Веб адрес, отчёт, статья в газету, эмоциональный интеллект....