Диагностика детей
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Быкова Екатерина Сергеевна

Диагностика детей ля выявления интересов и способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА

по выявлению склонностей и интересов у детей и подростков

1. Я отдаю предпочтение таким увлечениям, как… ________________

2. Меня интересует техника, если это… __________________________

3. Уход за животными и растениями мне доставляет… _____________

4. Мне нравится делать своими руками… ________________________

5. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:

* да               * нет                        * не уверен

6. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это… _______

7. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

* да               * нет                        * не уверен

8. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

* да               * нет                        * не уверен

9. Мне нравятся люди, которые… _______________________________

10. В детском объединении мне было бы интереснее всего заниматься… ________________________________________________

11. Худшее наказание для меня… _____________________________

12. Мне нравилась работа, которая…  __________________________

13. Я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи потому, что… ______

14. Мне нравится музыка… ___________________________________

15. В большинстве дел я предпочитаю… ________________________

16. Я принимаю решения… ___________________________________

17. На меня большое впечатление производят… _________________

18. Я считаю себя человеком, склонным к… _____________________

19. Я предпочитаю решать вопросы… __________________________

20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:    * да                   * нет                        * иногда

21. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и другие  –  без определенной причины:

* да               * нет                        * иногда

22. Я высказываю свое мнение только тогда, когда… _____________

23. Мне бывает скучно в том случаи, когда… ____________________

24. Мне нравится всё делать своим оригинальным способом:

* да               * нет                        * иногда

25. Дома в свободное время я… _______________________________

26. Для меня является авторитетом… __________________________

Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Диагностика творческих способностей детей

1. Дж. Рензулли, Р.Хартман).

Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим

параметрам:

▪ проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

▪ предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

▪ свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично

отстаивает его;

▪ склонен к рискованным действиям;

▪ обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

▪ обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях,

которые другим не кажутся смешными;

▪ чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические

характеристики вещей, предметов;

▪ не боится отличаться от других;

▪ не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих

параметров, а попытаться различить степень их выраженности: очень слабая,

слабая, средняя, сильная, очень сильная. Так можно составить общее

представление о творческом потенциале ребёнка.

2. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкая)

Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;

3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены

деталями;

4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;

5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.

3. Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1). Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

2). Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных

незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных

изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3). Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основные показатели креативности:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи,

переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых

необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует

способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

4) Творческое задание «Покажи: как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Например: изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д. Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система:

высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;

средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный;

низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.

5) Творческое задание «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников,

подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, об образном мышлении и художественном восприятии.

6) Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно, какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

7) Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

4.Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер).

В опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.

ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку.

Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда;

2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

№ Особенности ребёнка 1 2 3 4 5

  1. Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»
  2. Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует.
  3. Точно, правильно использует много слов в своей речи.
  4. Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов.
  5. Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми.
  6. Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)
  7. Легко справляется с загадками и может их придумывать.
  8. Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление.
  9. Легко справляется со счётом, простыми арифметическими действиями
  10. Понимает значение чисел от 1 до 10.
  11. Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем

его ровесники.

12)Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их функции.

13) Проявляет большое желание учиться, приобретать новые знания, навыки.

14) Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания втечении большого периода времени, чем его сверстники.

15) Легко схватывает и удерживает большое количество информации.

Запоминает больше подробностей, чем другие дети.

16) Проявляет острую наблюдательность.

17) Проявляет одарённость в области музыки, рисования идругих областях искусства.

5. Диагностика мотивации

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и отметьте свое мнение об одной из 4-х градаций.

1 Балл - Нет

2 Балла - Скорее «нет», чем «да»

3 Балла - Скорее «да», чем «нет»

4 Балла - Да

1. В свободное время характерно ли для вас стремление быть больше с людьми?

2. Часто ли у вас возникает желание прийти в кружок и пообщаться с друзьями?

3. Возникает ли у вас неудовлетворенность от того, что ваши знания меньше, чем могли бы быть?

4. Получаешь ли ты удовольствие от приобретения новых знаний и умений?

5. Нравится ли вам испытывать радость от успеха на занятиях?

6. Возникает ли у вас неудовлетворенность от того, что ваши успехи меньше, чем могли бы быть?

7. Считаешь ли ты занятие в кружке хорошим средством для отдыха?

8. После занятий я чувствую себя в хорошем настроении и полным сил.

Обработка результатов (6-8 баллов)

1, 2 вопрос -мотив общения

3,4 -деятельность познания

5,6 -достижение успеха

7,8 -отдых

При наличии средних и низких баллах ведущий мотив посещения кружка не сформирован.

Пояснение: применяются для воспитанников кружков, секций

6. Анкета участников мероприятия или занятия:

Самый распространенный вид диагностики. Используется при большом скоплении участников мероприятия. Не требует больших затрат. Необходимы только ручка и небольшой листок бумаги для каждого ребенка.

Вопросы:

1. Во время занятий я понял, что…

2. Самым полезным для меня было…

3. Я был бы более откровенным, если бы…

4. Своими основными ошибками я считаю…

5. Мне не понравилось…

6. Больше всего мне понравилось, как работал…

7. На следующем занятии я хотел бы…

8. На месте ведущего я …

7. Творческий потенциал

Воспитанникам дается 3 слова, для которых они должны придумать оригинальное применение. (например, туфля, зонтик, очки, заколка, гвоздь, нитки) Можно предложить другие слова.

Обработка результатов.

1. Низкий уровень

- Нет оригинального применения

2. Ниже среднего

- Для одного несколько оригинальных применений

3. Средний

- Для одного предмета найдено оригинальное применение.

4. Выше среднего

- Для 2-х предметов найдены оригинальные применения.

5. Высокий

-Для каждого предмета найдено несколько уникальных применений

8. Диагностика интереса

Инструкция: Прочитайте вопрос и выберете один, наиболее подходящий ответ.

1. Занятия в кружке посещаю

а) Систематически

б) Довольно часто

в) От случая к случаю

2. Если твои друзья решают уйти из кружка, то...

а) Останусь

б) Подумаю остаться или уйти

в) Уйду не раздумывая

3. Дома в свободное время делаю го, чем занимаюсь в кружке

а) Да, всегда

б) Иногда

в) Никогда

4. Как ты думаешь, пригодятся ли тебе в жизни знания, умения, навыки, полу ченные в кружке

а) Да

б) Может быть

в) Нет

5. При возникновении трудностей доводишь ли ты начатое дело до конца?

а) Всегда добиваюсь намеченной цели

б) Иногда трудности меня пугают

в) Без посторонней помощи бросаю начатое дело

6. Совершенствуешь ли ты свои знания, умения, полученные в кружке само стоятельно

а) Постоянно ищу и предлагаю новые идеи

б) Иногда возникает желание попробовать что-то новое, но не всегда это удается

в) Ограничиваюсь тем, что изучаю в кружке

Обработка результатов

  • Преобладание ответов под буквой «а» (4-6 ответов) свидетельствует об устойчивом интересе к занятиям.
  • Преобладание ответов под буквой «б» предполагает формирующийся интерес воспитанника к занятиям.
  • Преобладание ответов под буквой «в» показывает неустойчивый интерес к занятиям.

Пояснение: применяется для воспитанников кружков, секций.

9. Методика «Цветопись» (А. Лутошкин)

Инструкция: «Вы видите «Цветик - семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.

  • желтый - очень хорошо
  • красный - радостно
  • оранжевый - спокойно, хорошо.
  • зеленый - тепло
  • синий - нормально
  • фиолетовый - скверно,скучно
  • черный - плохо

10.Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с

различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например,

изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки,

телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот

объект, как разговаривает.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система:

высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;

средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ

достаточно выразительный;

низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологическая диагностика детей от 5 до 8 лет

НЕЗАВИСИМАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТСКАЯ ДИАГНОСТИКА.Нейропсихологическая диагностикаНи для кого не секрет, что чем раньше начать подготовку к школе, тем  лучший результат будет получен. Поэтому ...

Психолого – педагогическая диагностика детей

Общие сведения о ребенке. Ф.И. ребенка:Возраст:Дата рождения:Диагноз: ОНР 3 уровняАдрес:Мать:Бытовые условия: однокомнатная квартираМатериальные условия: средниеД/с:Анамнез. Сведения о прена...

Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ, ее задачи

В статье дано описание дифференциальной диагностики, задачи, теоретико-методологияческие основы. Раскрыты и рекомендованы методы психолого- педагогической диагностики нарушений развития у детей. Говор...

Учебная диагностика детей с ОВЗ

Учебная диагностика и качество образования в коррекционной школе VIII вида. ...

Система комплексной речевой диагностики детей с ОВЗ(7.2) с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

Теоретический семинар для  руководителей и специалистов образовательных учреждений Центрального района Санкт-Петербурга. «Система комплексной речевой диагностики детей с ОВЗ(7.2) с учетом но...

Методики для диагностики детей 4-7 лет:

В  разделе описана проблемная ситуация и методики, которыми рекомендуется воспользоваться....

Методики для диагностики детей 7-11 лет

В  разделе описана проблемная ситуация и методики, которыми рекомендуется воспользоваться....