ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только не только он сам, но и его окружение: родители и педагоги. Программа тренинговых занятий помогает гиперактивному ребёнку младшего школьного возраста в решении проблем познавательно-речевого и эмоционально-личностного развития.

По данным учёных чаще всего гиперактивное поведение наблюдается у мальчиков. Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. В качестве разрядки девочка может просто поплакать, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sdvg_17.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Актуальность, цель программы.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одной из основных причин нарушений социальной адаптации, прежде всего школьной дезадаптации:

1. быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность;

2. резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности;

3. выраженные нарушения в деятельности ребёнка (в том числе и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной);

4. значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности;

5. снижение объёма оперативных памяти, внимания, мышления (ребёнок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объёмом информации);

6. трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей);

7. неполная сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении);

8. изменение временной протяжённости рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга.

Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только не только он сам, но и его окружение: родители и педагоги. Программа тренинговых занятий помогает гиперактивному ребёнку младшего школьного возраста в решении проблем познавательно-речевого и эмоционально-личностного развития.

По данным учёных чаще всего гиперактивное поведение наблюдается у мальчиков. Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. В качестве разрядки девочка может просто поплакать, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определённого результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Как правило, эмоциональное развитие гиперактивного ребёнка запаздывает. Он становится вспыльчивым, неуравновешенным, не верит в себя и в свои силы. Иногда все эти проблемы проявляютсятиками, страхами, головными болями.

Программа занятий составлена с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста и решает проблемы, связанные с гиперактивностью мальчиков и девочек: дефицита внимания, импульсивности, очень высокой активности, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции. Игры и упражнения тренинга направлены на тренировку у детей внимания и контроля импульсивности, а также контроля двигательной активности. Программа также решает задачи эмоционально-личностного развития детей младшего школьного возраста.

   

Цели и задачи:  

  1. помощь ребёнку в осознании собственных особенностей и адаптация к реальным условиям жизни;
  2. обучение ребёнка способам управления своим телом, эмоциональным состоянием, снятие мышечных зажимов;
  3.  развитие самоконтроля и саморегуляции поведения, стремления к конструктивному взаимодействию с окружающими;
  4. тревожности как фактора, влияющего на общую успешность.

Программа базируется на следующих общедидактических принципах:

  • взаимосвязь и внутреннее единство диагностических, коррекционных и развивающих дидактических задач как главная стратегия деятельности психолога;
  • деятельностный подход как основа стимуляции активности ребёнка с СДВГ;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка с СДВГ при условии активной самостоятельной познавательно-поисковой работы.

Основными позициями по отношению к разработке программы были следующие:

  1. ориентация детей с СДВГ на поиск собственного индивидуального стиля деятельности;
  2. поиск психологом методов и технологий, способствующих развитию у детей способности к саморегуляции и самоконтролю своей деятельности на основе стимуляции самоутверждения и самореализации, к мотивации достижения успеха на основе учёта индивидуальных особенностей ребёнка;
  3. проектирование психологом дополнительных способов организации совместной работы при взаимодействии с детьми, требующими особого подхода (важную роль приобретает работа психолога с родителями, особенно на начальных этапах коррекционно- развивающей работы).

Структура занятий.

  1. Приветствие

Психолог выбирает любую форму приветствия. Это может быть обычное «здравствуйте», а может быть игра, которая становится сигналом начала занятия. Дети с удовольствием играют в предложенную им взрослым игру. Но через несколько занятий им можно предложить самим придумать игру-приветствие. В качестве примеров таких игр можно предложить игры «Локотки», «Я сегодня вот такая, я сегодня вот такой…», «Двумя руками» и др.

2. Игры и упражнения на снятие эмоциональных и мышечных зажимов.

Этот этап желательно проводить с целью научения ребёнка способам управления своим телом, эмоциональным состоянием. В этом блоке используются дыхательные упражнения, массаж, упражнения на релаксацию. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, психолог рассказывает детям цель их выполнения, объясняя, почему мышцы человека не должны быть напряжены, особенно в период выполнения какого-либо задания.

3. Рисование.

В данной программе рисование рассматривается нами не как развитие художественных способностей, а как средство выражения эмоционального состояния ребёнка, как источник получения информации о его достижениях и актуальных и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребёнка в процессе рисования помогают психологу лучше понять ребёнка и помочь ему.       

4.  Игры на отработку дефицитарной функции.

В зависимости от симптоматики и основного запроса педагогов или родителей, обратившихся за помощью, психолог, следуя принципу поэтапности в работе с ребёнком с СДВГ, отрабатывает в игровой форме ту или иную дефицитарную функцию.

После этого можно начинать тренировку навыков саморегуляции. Отработав данную задачу, психолог переходит к работе над тренировкой внимания и т.д. Желательно использовать определённые, заранее оговорённые поощрения за маленькие достижения ребёнка. Приведённые в программе названия игр, упражнений могут быть заменены педагогом группы и носят примерный характер. Кроме того, дети, как правило, любят играть несколько раз в одну и ту же игру, и педагог группы может идти им навстречу. После каждой игры желательно проводить хотя бы краткое обсуждение того, чему она научила. Упражнение по определению и вербализации своего эмоционального состояния может стать определённым ритуалом начала и завершения занятия.     

5.  Игры на взаимодействие взрослого и ребёнка.

Эти игры могут быть подобраны психологом специально, чтобы ребёнок, играя в них, приобретал навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и со взрослыми («Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь», и др.). Однако чтобы не перегружать занятие можно после проведения любой игры или упражнения обсудить с детьми удачные приемы общения, использованные ими.   

6. Заключительный этап.  

Этот этап представляет собой обсуждение с детьми занятия, того, что, по их мнению, им особенно хорошо удалось сделать (нарисовать, написать, выполнить инструкцию игры и др.). Чему они научились, что нового узнали друг о друге, какие стратегии выполнения тех или иных заданий они использовали и насколько это было эффективно. После обсуждения можно спросить ребят, что, на их взгляд, на следующем занятии можно сделать ещё лучше.

Используя в коррекционной работе жетонную систему, на заключительном этапе занятия, после того как все жетоны вручены, можно спросить у детей, кому бы они дали дополнительный жетон. Как правило, сначала некоторые дети предлагают свою кандидатуру, однако психолог просит отметить кого-либо из товарищей. Поскольку дети иногда предлагают отметить друга или подругу, педагог просит обосновать, за что именно можно отметить того или иного ребёнка. Если остальные участники соглашаются с предложением, тот, кого назвали дети, получает дополнительный жетон (жетон за дополнительные заслуги может быть чуть большего размера или другого цвета, чем тот, который выдаёт сам педагог).  

Перспективный план работы с ребёнком с СДВГ

  1. Подготовительный этап: выявление запроса взрослых:
  • ознакомление с медицинской картой ребёнка (записи специалистов, результаты обследований и др.);
  • анкетирование родителей (при необходимости);
  • анкетирование педагогов (основных и дополнительных при необходимости);
  • беседа с родителями;
  • беседа с педагогами.

  1. Диагностика состояния ребёнка:
  • наблюдение;
  • использование психодиагностических методик на выявление импульсивности, агрессивности, невнимательности.

  1. Составление программы:
  • составление перечня проблем (информация от родителей, педагогов);
  • выделение первоочередной задачи;
  • координация планов специалистов (невролога, психолога, педагогов).

  1. Коррекционная работа:
  • индивидуальная;
  • подгрупповая.

  1. Заключительный этап:
  • диагностика состояния ребёнка;
  • беседа со специалистами;
  • беседа с родителями;
  • рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с ребёнком.

Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на занятии

  1. Отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Демонстрация учителем неагрессивного поведения, доброжелательного спокойного отношения. Недопустимы (даже в экстремальной ситуации) вербальные оскорбления, физическое насилие.
  3. Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке.
  4. Обучение ребёнка адекватным способам выражения просьбы к учителю, одноклассникам во время урока.

Советы для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми

  1. Уважайте ребёнка и принимайте его таким, как он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
  2. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Изо дня в день время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребёнок мог его видеть.
  3. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  4. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. В определённый отрезок времени давайте ребёнку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
  7. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в шумных компаниях, в гостях и др. оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнёром.
  8. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (выполнение письменного задания, раскрашивание и т.д.)
  9. В отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  10. Давайте ребёнку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
  11. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  12. Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.
  13. Научите ребёнка устраивать тихие перерывы.
  14. Заранее договаривайтесь с ребёнком о времени игры, о длительности прогулки и т.д. Желательно, чтобы об истечении времени ребёнку сообщал не взрослый, а заведённый заранее будильник или таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребёнка.
  15. Выработайте совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  16. Выработайте и расположите в удобном для ребёнка месте свод правил поведения в классе, дома.
  17. Постарайтесь создать для ребёнка тихую спокойную атмосферу в доме (классе), следите за тем, чтобы звук телевизора, магнитофона был слегка приглушённым, старайтесь не разговаривать друг с другом или с ребёнком на повышенных тонах.
  18. Постоянно общайтесь с ребёнком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его помочь вам в выполнении домашних дел, дарите ему своё внимание и тепло. Относитесь с должным пониманием к проявлению его индивидуальных особенностей.
  19. Зная своего ребёнка, проанализируйте, в какие часы суток и дни недели он допускает неадекватное поведение, и спланируйте это время так, чтобы отвлечь ребёнка каким-то интересным занятием, привлекательным для него и дающим возможность реализовать накопленную энергию и чувства.
  20. Будьте последовательны в своём воспитании. Если вы что-то запретили своему ребёнку, то нельзя отменять этот запрет без каких-либо веских причин. Если вы попросили ребёнка о чём-то, добейтесь, чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за это. Требований и запретов к гиперактивным детям должно быть немного, но взрослые должны быть тверды и последовательны. Нельзя поддаваться настроению и в одних и тех же ситуациях то хвалить, то ругать, то оставаться безразличным к ребёнку. Следите чётко за выполнением ваших требований.
  21. Инструкции, которые мы даём ребёнку, должны быть понятными для него и очень короткими (желательно не более 10 слов). Чтобы импульсивный ребёнок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребёнком, спросите, готов ли он слушать вас, и после этого говорите, подчёркивая голосом все ключевые слова.
  22. В минуты, когда ребёнок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» – уверенным голосом повторите своё обращение к нему слово в слово    3 – 4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не меняя тактики. Когда ребёнок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо.
  23. Научите ребёнка способам совладания с гневом, ведь ребёнок иногда сам теряется от бурных проявлений собственных эмоций. Объясните ему, что он имеет право на любые эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.
  24. Иногда гиперактивный ребёнок, перевозбудившись, не может сам остановиться. Помогите ему, например, если это приятно ему, вместо нотаций и замечаний просто подойдите и крепко обнимите его. Иногда в такие минуты можно даже почувствовать, как ребёнок «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Воспользуйтесь минутой затишья и предложите ребёнку посидеть, полежать вместе, почитать книжку.
  25. Старайтесь предотвращать плохое поведение ребёнка. О том, что он должен делать в поездке или в походе в магазин, договаривайтесь с ним заранее. Скажите ему, что при переходе через дорогу он должен держать вас за руку, а в магазине стоять рядом и если он выполнит эти ваши просьбы, он получит небольшую награду.
  26. Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание шлёпают ребёнка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать протест ребёнка. Кроме того, скорее всего, ребёнок очень скоро переймёт вашу манеру поведения в подобных ситуациях и будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять агрессивные чувства и действия.
  27. Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при общении с гиперактивным ребёнком:
  • предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
  • задать неожиданный вопрос;
  • отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить действия ребёнка и т.д.);
  • не приказывать, а просить (но не заискивать);
  • выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);
  • сфотографировать ребёнка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
  • оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья)
  • не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения;
  • не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит);
  • в некоторых случаях в подростковом возрасте возможно заключение формальных договоров-контрактов, в которых закрепляются определённые обязанности за ребёнком и поощрение родителей.              

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 1-х классов

п/п

 

Тема занятия

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие цели

1 кл

1.

«Это Я»

1

Расслабление мышц рук, спины, груди, развитие умения контролировать свои движения. Развитие внимания, умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции.

2.

«Моя семья»

2

Развитие внимания, умения следовать инструкции, выявление собственной успешной стратегии.

3.

«Мой дом»

2

Развитие контроля над мышечной, двигательной активностью.

4.

«Моя школа»

«Мой класс»

1

Развитие умения контролировать свои движения, учебной мотивации, снижение уровня школьной тревожности.

5.

«Мои увлечения и достижения»

1

Развитие умения анализировать ситуацию, умения формулировать свои мысли, формирование мотивации достижения успеха, адекватной самооценки.

6.

«Я не люблю, я боюсь»

1

Обучение адаптивному отреагированию в незнакомых проблемных ситуациях.

7.

«Когда я злой»

1

Развитие умения анализировать ситуацию, понять свои чувства и чувства других, посмотреть на ситуацию с другой стороны, развитие релаксационных навыков.

8.

«Мой поступок»

1

Развитие умения анализировать ситуацию, уметь предугадать результаты своего действия, умения дать оценку своим действиям.

9.

«Какой я»

1

Повышение способности к самопознанию, тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств других.

10.

«Я хочу пожелать…»

1

Развивать способность быть терпеливым к особенностям других людей, признать неповторимость его личности, то есть принять его таким, какой он есть. Развитие умения высказать свои мысли, желания, просьбу.

                                      Итого:

12

Методы обучения:

совместные обсуждения, фантазии;

игры-взаимодействия, релаксационные упражнения;

рисование по теме;

стихотворения-шутки, скороговорки, кричалки, шепталки

ЗАНЯТИЕ 1

1. Знакомство

Психолог представляется детям (если есть необходимость), говорит о том, что они будут делать на занятиях, объясняет цель их совместной работы, после чего вместе с детьми вырабатывает правила, которым необходимо следовать во время занятий. В школе они могут быть записаны на большом листе бумаги.

- доверительное, искреннее общение

- высказывать то, что думаешь и чувствуешь

- не перебивать говорящего

- не оценивать самого человека

Вводится ритуал приветствия. Каждый ребёнок по очереди (в кругу, с мячом – то есть уже выполняется одно из правил: «Когда один говорит, все слушают») говорит, как его зовут и что он умеет делать очень хорошо (прыгать через скакалку, бегать, варить макароны, спать, кататься на лыжах и т.д.).

Задание можно усложнить: попросить, чтобы каждый ребёнок называл не только своё имя и свои умения, но и имена предыдущих участников, а также то, что они умеют хорошо делать.

2.Рисование на тему «Это Я»

В процессе рисования психолог фиксирует особенности выполнения задания и поведения каждого ребёнка, записывает комментарии к рисункам. После завершения рисунков можно организовать выставку работ: дети могут сами поместить свой рисунок на заранее подготовленный стенд.

3.Упражнение «Шалтай - Болтай»

Цель: расслабление мышц рук, спины, груди, развитие умения контролировать свои движения.

Ведущий читает отрывок из стихотворения С.Я. Маршака:

                            Шалтай – Болтай                                          Шалтай – Болтай

                            Сидел на стене.                                             Свалился во сне.

Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне», они резко наклоняют корпус вниз.

4. Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»  

 Цель: развитие внимания, умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции.

Психолог из разноцветного картона вырезает вместе с детьми три силуэта детской ладошки: красный, жёлтый, зелёный. Затем все участники игры договариваются, что, когда ведущий (сначала – взрослый, а затем – кто-то из детей) поднимет зелёную ладонь – «кричалку», – можно бегать, громко разговаривать, прыгать; жёлтая ладонь – «шепталка» – позволяет двигаться и переговариваться шёпотом; по сигналу «молчалки» – красной ладошки – дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

5. Обсуждение занятия, прощальный ритуал  

 После того, как дети обменялись мыслями, впечатлениями о том, что было на занятии, проводится прощальный ритуал. Он может повторяться от занятия к занятию, а может меняться время от времени.  

ЗАНЯТИЕ 2

1. Игра-приветствие

2. Рисование на тему «Моя семья»

Презентация рисунков, беседа.

3.Упражнение «Я сегодня вот такая, я сегодня вот такой…»

Дети вместе с психологом рассматривают плакат (карточки) с изображенными на нём различными эмоциональными состояниями и показывают и называют то, которое им ближе всего в настоящую минуту. Психолог записывает их выборы. Можно повторить данное упражнение в конце занятия: дети по очереди называют своё состояние, а остальные вспоминают, изменилось ли оно за время занятия. На первых этапах работы ребятам трудно запомнить эмоциональный настрой всех участников, однако через несколько занятий они научаются фиксировать своё внимание на этом.

4. Игра «Запрещённое движение»

Цель: развитие внимания, умения следовать инструкции, выявление собственной успешной стратегии.

 Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает педагог. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять.

Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещённой (например, цифры «пять»). Когда дети её услышат, оно должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

После проведения игры важно провести обсуждение стратегий, способствующих концентрации внимания, применяемых детьми в ходе упражнения.

5. Обсуждение занятия

6. Прощальный ритуал.

ЗАНЯТИЯ 3 - 4

1. Игра-приветствие.

2. Рисование на тему «Мой детский сад», «Моя школа», «Мой класс». Обсуждение.

3. Упражнение «Добрый – злой – весёлый – грустный».

4. Игра на развитие контроля над мышечной активностью. Обсуждение стратегий, способствующих осуществлению контроля над двигательной активностью, применяемых детьми в ходе упражнения.

 5. Обсуждение занятия.

6. Прощальный ритуал.

ЗАНЯТИЯ 5 - 6

1. Игра-приветствие.

2. Рисование на тему «Мои достижения в …», «Мои увлечения». Обсуждение стратегий, применяемых детьми в повседневной жизни, способствующих достижению успехов в различных видах деятельности.

3. Упражнение на повышение самооценки. Обсуждение стратегий, используемых каждым ребёнком для повышения самооценки.

4. Игра «Замри» или любая игра, направленная на осуществление контроля над мышечной активностью.

5. Обсуждение занятия.

6. Прощальный ритуал.

ЗАНЯТИЕ 7

1. Игра-приветствие.

2. Рисование на тему «Я злой». Обсуждение.

3. Упражнение на релаксацию мышц «Драка».

4. Упражнение на снятие мышечного напряжения. Обсуждение стратегий, способствующих снятию мышечного напряжения, предложение психологом новых стратегий и обучение им.

5. Обсуждение занятия.

6.Прощальный ритуал.

ЗАНЯТИЯ  8 – 9

1. Игра-приветствие.

2. Упражнение «Два дома».

3.Упражнение «Черепаха».

4. Упражнение на контроль двигательной активности. Обсуждение техник и индивидуальных приёмов, которые были использованы каждым ребёнком в процессе выполнения данного упражнения.

5. Обсуждение занятия.

6.Прощальный ритуал.

ЗАНЯТИЕ 10

1. Игра-приветствие.    

2. Рисование на тему «Чему я научился в группе». Обсуждение.

3.Упражнение на осуществление контроля над гневом.

4.Игра по выбору участников.

5. Обсуждение занятия. Дети рассказывают по очереди, какие игры, упражнения, рисунки им понравились больше всего и почему. Затем каждый ребёнок благодарит кого-либо из присутствующих детей за что-то. Например: «Спасибо, Егор, за то, что ты…»

6. Прощальный ритуал. Кроме обычного ритуала прощания каждый ребёнок формулирует пожелание для самого себя, например: «Я хочу пожелать себе, чтобы…»

ЗАНЯТИЕ 11

1. Игра-приветствие.

2. Рисование на тему «Мой друг», «Мои любимые герои из сказок (кинофильмов)» Обсуждение.

3. Упражнение на контроль двигательной активности. Обсуждение техник и индивидуальных приёмов, которые были использованы каждым ребёнком в процессе выполнения данного упражнения.

4. Работа с плакатом «Как я контролирую свой гнев» (Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс).

5. Обсуждение занятия.

6.Прощальный ритуал.

ЗАНЯТИЕ 12

1. Игра-приветствие.  

2. Упражнение на умение направлять гнев в «нужное русло». Обсуждение стратегий, техник и приёмов, используемых детьми для осуществления контроля над своим гневом.

3. Игра «Обезьянка из Бразилии».

4. Обсуждение занятия.

5. Прощальный ритуал.

ЗАНЯТИЕ 13 – 14

1. Игра-приветствие.  

2. Рисование на тему «Я сегодня вот такой…». Обсуждение.

3.Упражнение на контроль импульсивности. Обсуждение стратегий, используемых в ходе упражнения.

4. Игра «Четыре стихии».

5. Обсуждение занятия.

6.Прощальный ритуал.

ЗАНЯТИЕ 15

1. Игра-приветствие.  

2. Рисование на тему «Как хорошо, что завтра…». Обсуждение.

3.Работа с плакатом «Как я контролирую свой гнев».

4. Упражнение на формирование умения направлять гнев в «нужное русло».

5. Обсуждение занятия.

6.Прощальный ритуал.

ЗАНЯТИЕ 16

Заключительное.

Рефлексия.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

Рекомендации в работе с гиперактивными детьми

Эти рекомендации помогут организовать работу с детьми....

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "

    Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми

Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми

Детям с СДВГ в школе трудно. Они требуют к себе особого подхода. Рекомендации помогут учителю в работе с такими детьми....

Статья: Работа с гиперактивными детьми в группе продленного дня.

Эта статья затрагивает одну мз самых сложных проблем - работы с гиперактивным ребенком в школьном коллективе....