Статья: "Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья

В статье описываются социально-психологические проблемы, возникающие в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются особенности восприятия данной ситуации родителями ребенка, а также модели их поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._belova.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 им. К.К. ГРОТА

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья на тему:

Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Выполнила:

учитель начальных классов

Белова Людмила Васильевна

Санкт-Петербург

2021


В современном мире с развитием технологий и увеличением темпа жизни наше существование становится все более неопределенным и напряженным. Общая нестабильность приводит к чувству неуверенности как в завтрашнем дне, так и в собственных силах. В средствах массовой информации (СМИ) идет активное обсуждение вопросов воспитания будущего поколения часто имеющее совершенно противоположные точки зрения. При этом погруженность в собственные проблемы не оставляет времени и сил на понимание нужд и проблем ребенка, что приводит к дисгармонии в детско-родительских отношениях, порождает родительскую неуверенность [2].

Особое внимание стоит уделить семьям, где рождается ребенок с теми или иными нарушениями развития. Вопрос работы с семьями таких детей особенно актуален в связи с тем, что при общей тенденции к снижению роста численности детей-инвалидов в последние годы возрастает количество семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. По данным Минздравсоцразвития России, на конец 2009 г. численность детей-инвалидов в России составила 545 тыс. человек, почти 78 % из них проживают в настоящее время в семьях [11].

К сожалению, помощь семьям, имеющим ребенка-инвалида, часто ограничивается лишь незначительной финансовой поддержкой. Однако важнейшая часть социальной работы с детьми, имеющими нарушенное развитие – психологическая реабилитация, в которой нуждаются не только дети, но и их родители.

Семья является основой социализации человека, которая представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы. Социализация детей, имеющих отклонение в развитии, напрямую зависит от эффективности взаимодействия родителей с детьми. Необходимым условием для формирования ребенка как личности, а также профилактике социальной дезадаптации, являются гармоничные, соответствующие возрасту и возможностям, взаимоотношения внутри семьи [16].

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии является стрессогенным фактором, дезорганизующим межличностные отношения и нарушающим привычный уклад жизни всех членов семьи. Поэтому значительную роль в выстраивании благополучной семейной обстановки играют родители, их личностные качества и отношение к возникшей ситуации [16].  

По мнению Людмилы Михайловны Шипицыной для успешного формирования личности ребенка с отклонением в развитии его родители должны обладать следующими качествами:

  • внутреннее спокойствие и вера в жизнь;
  • умение строить свое отношение к ребенку, основываясь на его успехах, веры в его силы и возможности;
  • понимание, что любой ребенок нуждается в похвале;
  • стремление развивать самостоятельность своего ребенка, постепенно сокращая свою помощь ему до минимума [18].

Эмоциональный контакт между матерью и ребенком является основой для полноценного развития личности. Любовь, принятие, своевременная реакция на потребности малыша формирует у него «безопасную привязанность», которая в будущем отражается в высокой самооценке, уверенности в себе, доверительном отношении к миру, в способности ориентироваться в нестандартных ситуациях, способности без проблем устанавливать социальные контакты. У ребенка с ранних лет формируются важнейшие жизненные позиции:

  • Я испытываю удовольствие, когда нахожусь с близкими мне людьми. Я доверяю им и уважаю их точку зрения.
  • Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
  • Окружающие доверяют мне.
  • Я могу ошибаться, но это не означает, что я плох или глуп.
  • Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
  • Наказание не означает, что родители перестают меня любить, но мы должны учитывать желания и интересы друг друга [12].

Рождение нового члена семьи в большинстве случаев является долгожданным событием для всех членов семьи. Если рождение здорового малыша приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение жизнью, всплеск чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с нарушением расценивается как жизненная катастрофа [1]. При этом рождение ребенка с определенным нарушением в семье, где родители имеют это же нарушение – событие прогнозируемое, которое воспринимается как должное. При рождении же такого ребенка у здоровых родителей возникает иная психологическая обстановка [9].

Семья ребенка с нарушенным развитием помимо типичных трудностей, возникающих в ходе изменения тех или иных условий жизнедеятельности, сталкивается с рядом проблем, вызывающих цепь неблагоприятных изменений. В первую очередь, родители в большинстве случаев не ожидают появления нездорового малыша, вследствие чего ощущают свою беспомощность. Кроме этого, рождение ребенка с серьезным нарушением в развитии оказывает влияние на все основные сферы жизни семьи [3, 19]. Состояние длительного стресса приводит к повышенной раздражительности ее членов, нарушению взаимоотношений между ними, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье малыша и способствует формированию вторичных невротических расстройств, разрушающих личность в целом [7]. Поэтому для благоприятного развития больного малыша особо важную роль играет адекватная адаптация членов семьи к его состоянию [18].

Семье с появлением на свет ребенка, имеющего тяжелое нарушение в развитии, необходимо решать целый ряд психологических и медицинских задач, в который входит, прежде всего, лечение, уход, поиск специальных образовательных и реабилитационных организаций, а также преодоление собственных психологических трудностей. В связи с этим серьезной проблемой может стать нехватка финансовых ресурсов [17].

Социальное взаимодействие вызывает у родителей чувство страха, стыда, вины, растерянности. Одной из многих проблем родителей является информирование своего ближайшего окружения о болезни рожденного ребенка [17]. Кроме этого, проблемой для родителей является также и информирование о нарушении не только родных и друзей, но и посторонних людей в местах отдыха детей, на улице и в других общественных местах. В современном обществе лиц с физическими и психическими нарушениями в большинстве случаев судят по общепринятым критериям развития, в связи с чем люди, несоответствующие этим критериям, зачастую воспринимаются негативно, их осмеивают и избегают [13]. С точки зрения реакции общества, у родителей также вызывают беспокойство внешние проявления, такие как, нарушения речи, поведения, несовершенства внешности [9].

Уровень переживаний родителей ребенка с отклонением в развитии часто усугубляется обвинениями со стороны родственников в их адрес. Восприятие ближайшего окружения такой семьи обычно колеблется от отрицания проблемы нарушенного развития до непринятия самого ребенка [17].

Такая реакция может быть связана с незнанием особенностей нарушения и неумением выстраивать поведение с ребенком и его родителями с учетом этого нарушения. Подобная ситуация является психологически травмирующей для семьи, в связи с чем она вынуждена разорвать привычные социальные связи. Ситуация социальной изоляции только больше усугубляет психологическое состояние всех членов семьи [17]. При этом, сохраненные привычные контакты с окружающими людьми способствуют социальной адаптации ребенка и гуманизации общества, формируя у него объективные знания о людях с теми или иными нарушениями, а также желание оказывать им помощь [6]. Сами же родители чувствуют себя увереннее в своем будущем и будущем малыша.

Наиболее неблагоприятная ситуация, когда ребенок с нарушением с самого рождения оказывается отвергнут самыми близкими людьми – родителями. Эмоциональное отвержение — это частичное или даже полное отсутствие эмоциональных отношений к ребенку, невосприимчивость к его потребностям. Такое отношение может проявляться как явно, так и скрыто. В первом случае родитель явно демонстрирует, что он не любит, не принимает своего ребенка, проявляет раздражение в его адрес. Во втором же случае недостаток любви, порой стремление избегать тесных контактов, маскируется преувеличенным вниманием и заботой, таким образом родитель формально выполняет свои родительские функции, но ребенок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни мамы или папы. [12, 15].

Эмоциональное отвержение связано с неоправданными ожиданиями родителей, неудовлетворенностью их социальных амбиций, что естественно, когда ребенок рождается с теми или иными нарушениями и по состоянию здоровья не способен в детстве, и скорее всего не будет способен в будущем, выполнять некоторые из функций, которые по силам большинству людей [8].

Известный американский педиатр Бенджамин Спок [14] выделил определенные виды отношений родителей к ребенку с нарушением в развитии.

  1. Родители стыдятся того, что их ребенок не такой, как все, и чрезмерно оберегают его, не верят в собственные силы и возможности ребенка, боятся потерять его. При этом ребенок оказывается неудовлетворенным собой, замкнутым. Чрезмерный страх имеет свойство передаваться от матери к самому ребенку и влечет за собой отсутствие самостоятельности, которое не уходит в процессе взросления [8,14].
  2. Родители винят себя в рождении ребенка с патологией и пытаются исправить положение (зачастую совершенно бесполезными в данной ситуации методами), забывая о том, что ребенок, прежде всего, нуждается в душевном тепле.
  3. Родители считают состояние ребенка безнадежным, не поддающимся коррекции, и не могут принять данную ситуацию.
  4. Родители игнорируют нарушенное развитие, убеждая себя и окружающих в равных возможностях своего ребенка с нормально развивающимися сверстниками. Ребенок в таком случае часто чувствует свою некомпетентность в непосильных ему заданиях.
  5. Родители воспринимают ребенка таким, какой он есть, не акцентируют собственное и чужое внимание на его особенности. Этот вариант является самым благоприятным для формирования адекватной самооценки малыша [14].

Таким образом, можно выделить следующие стили нарушенного воспитания, которые проявляются как во взаимоотношении родителей с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, так и с нормально развивающимся ребенком: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация. В ситуации воспитания ребенка с нарушением такие стили воспитания, не подкрепленные знанием основных особенностей детей, могут усугубить имеющуюся проблему, формируя невротические расстройства психики [18].

В некоторых семьях детей с ОВЗ также имеет место воспитание в культе болезни, при котором нарушение ребенка становится смысловым центром всей семьи. Такой тип воспитания оказывает неблагоприятное влияние на личность ребенка и психологический климат семьи. Кроме этого мать может отвергать других детей или даже отца ребенка [6].

Особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в «няньку». Свои потребности эти родители рассматривают в приоритете над детскими [8].

Часто родители испытывают чувство стыда за рождение больного ребенка. Они считают его обиженным, страдающим, пассивным, что проявляется в чрезмерной опеке и контроле в сочетании с негативизмом и раздражением. При этом их беспокоит возможное порицание со стороны окружающих как себя, так и самого ребенка, отношение к нему как к неполноценному и даже ущербному. Особенно негативным влиянием для ребенка оказывается ситуация, когда подобные чувства в значительной степени превалируют над чувствами любви и гордости [17].

Коррекционно-педагогическое и психологическое воздействие имеет большое значение для ребенка с ОВЗ. Это связано с тем, что такие дети зачастую не способны усвоить естественным путем (по подражанию) основные сферы деятельности большинства людей. Так, например, слепые дети не способны самостоятельно овладеть собственной мимикой и жестикуляцией, глухие без специальной помощи не способны овладеть речью, умственно отсталые же слабо владеют способностью самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Поэтому встает острая необходимость способствованию освоению семьей определенных умений и навыков.

Таким образом, для успешного развития ребенка с отклоняющимся развитием большое значение имеют те условия, в которых он растет, в том числе и материальные, однако самую большую роль играют окружающие ребенка люди, их личностные качества, наличие стремления оказать ему действенную помощь в соответствии с его особенностями [4]. При воспитании ребенка с ОВЗ адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые необходимо учитывать [10].


Список использованной литературы:

  1. Айвазян Е.Б. Проблемы особой семьи / Е.Б. Айвазян, А.В. Павлова, Г.Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. –– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил.
  3. Граматкина И. Р. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ / И.Р. Граматкина// Вестн. Московского гор. пед. ун-та. 2011. № 2 (16). 78-84 с.
  4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. Фак. Педвузов и ун-тов, - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
  5. Мастюкова Е. М., Они ждут нашей помощи / Е.М. Мастюкова, А.Г.Московкина – М., 1991. – 158 с. : ил. – (Педагогика родителям).
  6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
  7. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития / Г.А. Мишина // Дефектология. 2001. № 1.
  8. Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: Учебное пособие / А.Г. Московкина; Под ред. В.И. Селиверстова. – Москва: МПГУ, 2014. – 252 с.
  9. Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Московкина; Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 262 с.
  10. Павлий Т.Н. Иные подходы к использованию ресурса семьи в профилактике деструктивного самоопределения личности ребенка с особенностями развития / Т. Н. Павлий // Дефектология. 2010, № 3.
  11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
  12. Родители и дети: Психология взаимоотношений / под редакцией Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. — Москва : Когито-центр, 2003. — 230 с.
  13. Селигман М. Обычные семьи, особые дети: [пер. с англ.] / Селигман М., Дарлинг Р. – Изд. 3-е. – М.: Теревинф, 2013. – 368 с. – (Серия «Особый ребенок»).
  14. Спок Б. Ребенок и уход за ним / Б. Спок – Мн.: Попурри, 2008. – 601 с.
  15. Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.
  16. Фирсова В.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников / В.Ю. Фирсова// Специальная психология.2009. No3(21).
  17. Шац И. К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка / И.К. Шац. – Монография. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
  18. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
  19. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

      Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без оказания психологической помощи семьям,...

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

Педподдержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья

Для  решения воспитания ребенка с ограниченными возможностями и его адаптации в социальную среду семье необходима социальная, психологическая, педагогическая помощь. Психолого-педагогическая подд...

рекомендации родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал посвящен теме "Сущность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ". Рекомендации для родителей по организации процесса воспитания и обучения....

Методические рекомендации психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при ...

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

"Психологическая гостинная", как модель раннего сопровождения семьи, воспитывающего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В нашем обществе отношение к семье с ребёнком, имеющим за- метные для окружающих отклонения в развитии, зачастую оказывает- ся противоречивым и «нагруженным» предубеждениями. Родителям «особого» ребё...