Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
консультация (2 класс)

Антонова Ольга Павловна

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semyoy.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

       В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования норм человеческих отношений, формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье друг к другу и к окружающим людям, человек формирует свои взгляды, строит свои отношения с другими людьми. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем пойдет по жизни, будет строить свою карьеру.

      Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С.Д.Забрамная, И.Ю.Левченко, Э.И.Леонгард, Н.В.Мазурова, Г.А.Мишина, Е.М.Мастюкова, Л.И.Солнцева, В.В.Ткачёва и др.). Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная среда, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительно нравственные качества , доброе отношение к миру.

      Нарушения личностного развития детей с психофизическими недостатками возникают как следствие взаимодействия биологических и социальных факторов: наследуемых от родителей характерологических черт, преломленных через дефект ребенка и неблагоприятных условий воспитания, создаваемых психоэмоционально  травмированными родителями. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцирует развитие у детей дисгармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формирует дезадаптивные черты личности. В качестве доминирующих личностных проявлений у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.

           Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка.

Столкнувшись с фактом рождения ребенка с проблемами в развитии и необходимостью его воспитания, родители не всегда способны адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в ней.  

            Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых» детей специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, узнав, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программ  психолого-педагогического сопровождения важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности оказать им консультативную помощь.

Ряд  специфических реакций и особенностей родительского поведения:

1.        Отрицание. Неверие в существование отклонений в развитии. Нежелание принимать медицинские диагнозы, избегание специалистов, констатирующих реальную ситуацию происходящего с ребенком.

2.        Гнев. Защитная реакция родителей, наиболее часто встречающаяся на раннем этапе осознания  ими состояния ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе, так ив ребенке.

В некоторых случаях этот гнев оправдан,  особенно, если специалисты не были с ними до конца откровенны и некорректны в вопросах, касающихся здоровья ребенка.

       3. Чувство вины. По мнению Ханса Гарднера, зачастую оно перерастает  во  всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

       4.  Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи. В одних случаях родители категорически отказываются от медицинских мероприятий, или же пытаются их минимизировать. В других случаях родители преувеличивают роль медицинского влияния на развитие ребенка, рассматривая психолого-педагогическую помощь как второстепенную и малоэффективную.

        5.     Склонность родителей скрывать факты проблемного развития ребенка в общении с окружающими, особенно на тему успехов и достижений ребенка (со знакомыми, специалистами и др.). Это проявляется в настороженности или агрессивном поведении, стремлении преувеличить способности ребенка. Часто результатом такого поведения родителей является предъявление ребенку неадекватных его психофизическим возможностям требований.

         6. Эмоциональная адаптация. Заключительный этап своеобразной адаптации родителей.  На этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка, выработали позитивные установки по отношению к себе, так и к своему ребенку.

Это позволяет им выработать навыки, которые им в дальнейшем помогут обеспечить будущее своего ребенка.

       Далеко не все родители детей с проблемами в развитии способны самостоятельно преодолеть тяжелый кризис вхождения в статус семьи с «особым ребенком». По мере роста и развития ребенка в таких семьях возникают новые стрессовые ситуации, к решению которых родители не подготовлены. Трудно свыкнуться с мыслью, что твой ребенок «не такой как все». Окружение семьи часто предпочитают отмалчиваться, боясь быть бестактными и не зная как помочь, либо проявляют грубость и бестактность. Это еще больше затрудняет положение семьи «особого ребенка». Страх за будущее ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания  приводят к тому, что родители отгораживаются от друзей, близких, знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.

            Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с ОВЗ и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют  оказать им содействие в преодолении сложностей социального приспособления. Специалистам необходимо создать благоприятные условия для реабилитации всей семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус.

          Решение этой проблемы предусматривает:

- психологическое изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери;

- составление программы реабилитационных мероприятий семьи в психологическом и социально-культурном аспектах;

-проведение реабилитационных мероприятий, в соответствии с программой для каждой семьи конкретно;

- организацию групп взаимоподдержки;

Патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий.

    Деятельность педагога по организации работы с детьми, имеющими нарушение в развитии можно представить в следующих направлениях:

1.        Сбор информации о семье, ее запросах, готовности к сотрудничеству.

2.        Привлечение родных к учебно- образовательному процессу ребенка. Педагогу необходимо убедить членов семьи в том, что именно в них нуждается ребенок, что кроме них, этим процессом никто не может заниматься. Ни одна коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если к ней не привлечена семья.

3.        Формирование у родителей увлечения процессом развития ребенка. Здесь  главной задачей становится формирование у родителей активной позиции в воспитании ребенка. Педагог показывает родителям возможность существования достижений ребенка, пусть даже самых маленьких, обучает родителей моделям работы с ребенком.

4.        Организация психолого-педагогического процесса обучения. Данный этап предполагает проведение бесед с родителями и членами их семей по обеспечению знаниями об особенностях ребенка. «Психологические и психофизические особенности обучающихся», «Значение режима дня в жизни и развитии детей», «Профилактика нарушений осанки». Информационная помощь родителям с использованием стендов, сайта школы.

5.        Помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в поиске творческих возможностей к обучению детей и личного участия в исследовании их возможностей. При этом значимым является обучение разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения. Особое значение придается в процессе обучения контролю за эмоциональным состоянием ребенка.

6.        Организация досуговых мероприятий, вовлечение детей с нарушениями в развитии во внеклассные мероприятия с приглашением родителей (проведение благотворительных ярмарок, на которые дети представляют свои поделки по мере творческих возможностей, праздники для мам и пап, Масленица и т.п.). Помогать детям с особыми потребностями найти «свое место в классном коллективе», помочь ему подготовить сообщение или мастер-класс по освещению своих увлечений и умений.

7.        Посещение семьи –одна из форм индивидуальной работы педагога. По словам родителей, именно педагог становится чуть ли не единственным помощником, советчиком для родителей. Информация о микроклимате семьи, об особенностях отношения к ребенку позволяет педагогу подобрать индивидуальный подход к конкретному ребенку и его семье, поможет подобрать необходимые средства коррекционного воздействия ребенка в школе.

8.        Особенно следует обратить внимание педагога на проведение работы по сплочению родительского и детского коллектива класса. Нередко, негативное отношение кого-либо из участников образовательного процесса по отношению к детям с нарушением развития, приводит к дискомфорту в классе и ухудшению психоэмоционального состояния конкретной семьи. Позитивное отношение родителей  и  других детей к особенностям  детей с ОВЗ, позволяет гармонично развиваться всему детскому коллективу. Можно использовать разные формы проведения классных родительских собраний: круглый стол, мини-собрания, куда приглашаются родители со схожими учебными, личностными и поведенческими проблемами, собрания только тех родителей, дети которых имеют между собой трудности в общении, проведение досуговых мероприятий.

             Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Учет эмоциональных, социальных  и личностных особенностей семьи с «особым ребенком» увеличивает эффективность ее потенциала. Как показывает опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуется социально-психологическая поддержка. Важно, чтобы родители не оставались   один на один со своей проблемой, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка.

Список литературы

1.        Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2003.

2.        Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. -М.:

Педагогическое общество России,2005.

3.   Мастюкова Е.А., Московкина А.Г. Учебное пособие для студ. высш. учеб.   .

      заведений.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2004.

4        Савина Е.А., чарова О.Б. «Особенности материнских установок по отношению

К детям с нарушением в развитии»/научно-методический журнал «Вопросы психологии» № 6, 2002, с.15-23.

       5.  Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с

            отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации.- М.: Издат.

             ГНОМиД,2000.

       6.  Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья.-М.:

            Национальный книжный центр, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

      Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без оказания психологической помощи семьям,...

Педподдержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья

Для  решения воспитания ребенка с ограниченными возможностями и его адаптации в социальную среду семье необходима социальная, психологическая, педагогическая помощь. Психолого-педагогическая подд...

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/

Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...

Методические рекомендации психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при ...

Статья: "Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В статье описываются социально-психологические проблемы, возникающие в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются особенности восприятия данной ситуации родител...

"Психологическая гостинная", как модель раннего сопровождения семьи, воспитывающего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В нашем обществе отношение к семье с ребёнком, имеющим за- метные для окружающих отклонения в развитии, зачастую оказывает- ся противоречивым и «нагруженным» предубеждениями. Родителям «особого» ребё...