Страхи детей с интеллектуальными нарушениями
статья (4 класс)

Чжоу Анастасия Юрьевна
Детские страхи в психологии проблема весьма распространенная, но чаще всего все исследования в данной области проводятся с участием детей с нормальным психическим развитием. Этиология детских страхов хорошо изучена. Они появляются в следствии сильных негативных эмоциональных потрясениях, угрозе жизни или здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strahi_uo.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Страхи детей с интеллектуальными нарушениями

Введение

Детские страхи в психологии проблема весьма распространенная, но чаще всего все исследования в данной области проводятся с участием детей с нормальным психическим развитием. Этиология детских страхов хорошо изучена. Они появляются в следствии сильных негативных эмоциональных потрясениях, угрозе жизни или здоровью.

Большая распространенность и разнообразие детских страхов обуславливают актуальность их изучения. Однако в психологической литературе по-прежнему встречаются очень мало исследований по вопросам генезиса этого эмоционального состояния. В настоящее время отсутствуют публикации, посвященные особенностям возникновения и проявления детских страхов у умственно отсталых детей.

Детские страхи проблема достаточно серьезная. Небольшие страхи, возникающие у детей, в основном не несут никакой угрозы. Но некоторые из них могут стать основой для возникновения в будущем патологических состояний – фобий. Фобии мешают ребенку жить, вливаться в социум. Они становятся причиной неврозов, панических атак, мнительности.

Но перед началом работы следует разобрать несколько терминов.

Умственная отсталость – это врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.

Определение умственной отсталости по Мкб 10 (F70 – F79) – состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (то есть познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Классификация умственной отсталости МКб 10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра; Умственная отсталость (F70 – F79)):

  1. Умственная отсталость легкой степени (F70).
    Включены: слабоумие и умственная субнормальность умеренной степени;
  2. Умственная отсталость умеренная (F71).
    Включена умственная субнормальность средней тяжести;
  3. Умственная отсталость тяжелая (F72).
    Включена: резко выраженная умственная субнормальность;
  4. Умственная отсталость глубокая (F73).
    Включеная: глубокая умственная субнормальность;
  5. Другие формы умственной отсталости (F78);
  6. Умственная отсталость неуточненная.
    Включены: умственная:
  • недостаточность БДУ;
  • субнормальность БДУ.

Страх – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным бедствием.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревога – отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределенности, трудноопределимого предчувствия.

Основная часть

Все дети испытывают различные страхи. С точки зрения психологии, пока эти страхи не выходят за границы определенных норм, то они считаются не опасными, а одним из этапов роста и развития ребенка, его нервной системы.

Любой страх основан на инстинкте самосохранения, это ответная реакция на угрозу по отношению к ребенку. Но бывают страхи внушённые, воображаемые, которыми ребенка заражают окружающие его взрослые люди (родители, бабушки, дедушки, работники детского сада). Например, «не подходи – упадешь», «не трогай – укусит». Ребенок не понимает опасность, которая стоит за этими словами, но чувствует угрозу, которою они несут.

Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей и подростков:

  • Неспособность дифференцировать эмоции и чувства как собственные, так и чужие. Умственно отсталые дети и подростки не могут объяснить сове эмоциональное состояние и понять эмоции и чувства другого человека.
  • Эмоциональная сфера умственно отсталых детей, особенно детей младшего школьного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов.
  • Умственно отсталые учащиеся склонны к проявлению полярных, лишенных оттенков эмоций.
  • Эмоциональные проявления неустойчивы, подвержены резким изменениям.
  • Затянутость, инертность эмоциональных реакций характерны для умственно отсталых детей с преобладанием процессов торможения.
  • \В ряде случаев возникающие у школьников эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям.
  • У детей и подростков с умственной отсталостью с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Преобладают непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств. Умственно отсталые дети и подростки часто не способны к сопереживанию, к проявлению эмпатии.
  • Умственно отсталые учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.

Дети с умственной отсталостью, также как и их нормально развивающиеся сверстники, испытывают различные эмоции. В том числе, страхи, тревоги и фобии.

У детей с нормальным психическим развитием страхи, тревожность и фобии часто связаны с воображаемым миром. То есть большинство их страхов выдумано. Например, страх темноты, подкроватного монстра или отрицательного героя из фильма или мультфильма.

Дети с умственной отсталостью, в большинстве случаев, таких страхов лишены. Их страхи и тревоги более «примитивны». Они связаны с инстинктами и биологическими особенностями. Такие страхи, как страх смерти, потери близкого человека или боли.

Чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных переживаний. Так, например, получение хорошей отметки может вызвать у него смущение, радость, чувство удовлетворенного самолюбия и т.д. Переживания умственно отсталого школьника более примитивны, полюсны, он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.

При изучении различной научной литературы можно отметить, что все авторы сходятся во мнении, что уровень тревожности у детей с умственной отсталостью намного ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это связано с недоразвитием эмоционально-волевой сферы. Хотя при этом отмечается высокий уровень агрессивности у детей с умственной отсталостью.

Дети с умственной отсталостью не в состоянии выбрать правильную эмоцию в соответствии с ситуацией. Их мысли перескакивают с одного объекта на другой без возможности надолго сосредоточиться на чем-то одном. Детей с умственной отсталостью тяжело утешить после какой-либо обиды, даже если попробовать заменить это на что-то веселое.

Большую роль в развитии эмоционально-волевой сферы играет семья. Развитие определенных страхов у умственно отсталых детей можно связать с неправильным воспитанием в семье, так как родители не знают особенностей роста и развития  детей с умственной отсталостью.

Тип воспитания очень действует на детей с умственной отсталостью. Если родители агрессивно реагируют на ребенка, злятся, применяют физические наказания, то у ребенка будет повышенная тревожность, страхи, а возможно даже и развитие различных фобий. Что, в прочем, характерно и при работе с детьми с нормальным психическим развитием.

Многие родители никак не помогают детям справиться со своими страхами. Они стараются не обращать на это внимание в надежде, что страхи пройдут сами собой, но это не так. Если не помогать ребенку с умственной отсталостью справиться со своими страхами, то с возрастом они могут перерасти в фобии. Ребенок с умственной отсталостью не может сам разобраться в причине своих страхов в силу особенностей своего развития. У детей с нормальным психическим развитием еще есть шанс сделать это самостоятельно, но и то не всегда и с большим трудом, но у умственно отсталого ребенка нет такой возможности. Без помощи специалистов и родителей ему не справится.

Страхи у умственно отсталых детей в большинстве случаев связаны с похищением самого ребенка, смертью его или родителей, пропажей родителей.  Но также следует обратить внимание, что дети с умственной отсталостью гораздо меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники боятся чужих людей.

Есть и некоторые гендерные различия в возникновении страхов и у детей с умственной отсталостью. Так, например, при различных тестированиях было выявлено, что боязнь сказочных персонажей в большей степени характерна для девочек

В тоже время  у детей с умственной отсталостью хоть и меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников, проявляются нереальные страхи (привидений, динозавров и так далее). Это связано с неумением ребенка анализировать ситуацию. Страхи в них закрепляются очень быстро и сильно. Они не могут отличить выдуманную опасность от реальной. Их намного легче напугать, показав страшную картинку на телевизоре.

При рисовании своих страхов дети с умственной отсталостью делают это схематично. Ребенок может нарисовать динозавра и сказать, что тот кусается, но при этом у него не будут прорисованы зубы. То есть отсутствует какая-либо агрессивная символика. Это свидетельствует  о нарушении у детей с умственной отсталостью логического мышления. Умственно отсталые дети не могут конкретизировать свои реальные страхи.  Они могут сказать, что боятся идти через темный коридор, но при этом не могут сказать, что боятся темноты. У умственно отсталых детей очень редко бывает страх перед своими родителями. Для них они объект сильной эмоциональной привязанности.

Страхи умственно отсталых детей часто связаны с реалистичными переживаниями. С их опытом, полученным в повседневной жизни.  Им проще понять реальный страх, непосредственно связанный с опасностью для жизни или здоровья. Также их страхи связаны с потерей близких людей, возможно, даже домашних питомцев.

Но страхов у умственно отсталых детей намного меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это связано с недоразвитием нервной системы. В большинстве случаев умственно отсталые дети не в состоянии правильно оценить ситуацию и среагировать на нее. Поэтому даже в опасной ситуации они не всегда могут  почувствовать страх в нужный момент.

Чувство страха у умственно отсталых детей часто сочетается с агрессией. При испытывании чувства страха они в большей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники, попробуют среагировать агрессией.

Девочки с умственной отсталостью чаще, чем мальчики, испытывают страх. Они испытывают больше страха перед сказочными персонажами или реальными чужими людьми.

Умственно отсталые дети тяжело фантазирует, поэтому воображаемые страхи у них плохо приживаются. Они не воспринимают то, что не несет угрозу им самим или родителям (так как угроза родителям это, в принципе, угроза самим детям, их благополучию).

У умственно отсталых детей редко встречаются страхи связанные с родителями. Не в плане смерти, а  сам страх перед родителями. Умственно отсталые дети сильно зависят от своих родителей во всех смыслах. Родители играют очень важную роль в жизнеобеспечении детей с умственной отсталостью.

Таблица 1.

Показатели уровня тревожности и агрессивности детей с умственной отсталостью и нормальным развитием

Объект исследования

Показатель тревожности

Показатель агрессивности

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Дети с умственной отсталостью

30,7

61,8

7,7

10,7

25,3

64,0

Дети с нормальным развитием

26,7

46,7

26,7

35,0

45,7

19,3

Анализ полученных результатов, проведенный на основании статистической обработки, дает возможность делать вывод об очевидном рассогласовании структуры эмоциональной сферы детей  умственной отсталостью.  Так, во-первых, у детей с умственной отсталостью показатели личностной тревожности значимо ниже, нежели у детей с нормальным развитием, то еть наблюдается очевидная тенденция к снижению тревожности в зависимости от уровня интеллектуального развития.

Во-вторых, анализ результатов показателей агрессивности позволяет сделать вывод о том, что данные показатели детей с умственной отсталостью значимо выше, чем у детей с нормой в умственном развитии.

Страхи у умственно отсталых очень «неживые». С возрастом они не трансформируются и не претерпевают особых изменений. Поэтому проблема перерастание страхов в фобии у умственно отсталых детей очень актуально. Следует учитывать и то, что родители у3сивтенно  отсталых детей в большинстве своем никак не помогают им справиться со своими страхами. Дети с умственной отсталостью не могут найти источник , а следовательно, и саму суть своих страхов. Они не могут логически объяснить, почему бояться чего-либо.

Многие страхи у умственно отсталых детей появляются от родителей.  Родители  играют очень важную роль в жизни умственно отсталого ребенка, поэтому они являются для них авторитетом. Следовательно, любое мнение родителей становится источником для ребенка. В том числе и источников его страхов. Родителям следует с большой осторожность объяснять детям про различные опасности, чтобы не создавать дополнительных источников страха и тревожности у умственно отсталого ребенка.

Телевидение  и интернет также играет большую роль в возникновении страхов у умственно отсталых детей. Сцены насилия, войны, грабежей. Все это откладывает негативный отпечаток в душе даже нормально развивающегося ребенка, что уж говорить о ребенке с умственной отсталостью. Видя смерть в телевизоре, ребенок с умственной отсталостью, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, не могут дифференцировать опасность. Они проецируют ее на себя, что становится предпосылкой к развитию страхов, тревожности и фобий.

Различные неприятные ситуации, такие как, например, нападение собаки, могут стать причиной страха. Если собака не укусила, а лишь напугала, то ребенок с нормальным психическим развитием при помощи родителей может в скором забыть данный инцидент и временный страх не перейдет в постоянный, то ребенок с умственной отсталостью так не может. Страх заседает глубоко в нем глубоко и без помощи специалистов справится с ним очень трудно.

Часто страхи у умственно отсталых детей, особенно в старшем возрасте, связаны с социализацией. При попадании в школу ребенок, пусть и немного, но начинает осознавать, что он отличается от сверстников. Это становится причиной отчуждения и агрессивности у умственно отсталого ребенка. Дети с нормальным психическим развитием часто не хотят принимать такого ребенка в свой круг общения, не дают ему участвовать в совместных играх, шпыняют и издеваются над ним. Даже если через некоторое время появятся дети, которые примут ребенка с умственной отсталостью, то в нем все равно уже будет присутствовать страх неприятия, боязнь быть отвергнутым. Из-за этого у него может начать проявляться агрессия к любым детям, даже к тем, кто к нему хорошо настроен.

Учитель также может стать причиной возникновения страхов. Новый взрослый в жизни умственно отсталого ребенка это всегда стресс, но если он сам не знает, как общаться и обучать подобного ребенка, то может сделать ошибки, которые, в случае с умственно отсталым ребенком, могут при вести к непоправимым последствиям. Учитель должен очень аккуратно подбирать слова по отношению к умственно отсталому ребенку. Но в большей степени он должен следить за своими жестами и мимикой, так как ребенок с умственной отсталостью намного сильнее реагирует именно на них, так как эмоции и слова в силу особенностей его развития в некоторых случаях он может и вовсе не понять.

Хотя у детей с умственной отсталостью плохо развито воображение, некоторые нереальные страхи все-таки имеют место быть в их жизни. Чаще всего они связаны с сильными эмоциональными переживаниями. Такие как, например, страх темноты или одиночества. Если родители часто оставляют ребенка одного, хотя видят, что это доставляет ему дискомфорт, то через некоторое время у умственно отсталого ребенка может возникнуть страх, а то и фобия.

Любые дети боятся надолго расставаться со своими родителями. Но если ребенку с нормальным психическим развитием можно объяснить причину разлуки, то ребенок с умственной отсталостью несмотря ни на какие убеждения, не сможет понять долговременной разлуки. У него может возникнуть страх потери родителей, страх быть брошенным. Такой  вопрос очень актуален при  поступлении ребенка в детский сад. Родителям стоит подойти к данной проблеме с большой осторожностью и вниманием, чтобы это не стало причиной возникновения страха у ребенка с умственной отсталостью.

Родителям следует очень внимательно относиться к страхам своих умственно отсталых детей. Следует следить за динамикой их развития, попробовать найти причину их возникновения. Не следует считать, что ребенок должен проходить через свои страхи в одиночку. Многие страхи могут стать причиной серьезных проблем у ребенка в будущем. Стать причиной проблемы социализации ребенка с умственной отсталостью.

Заключение

При изучении методической и научной литературы, можно сделать несколько выводов по поводу развития страхов, тревожности  и фобий у детей с умственной отсталостью.

Во-первых, в большинстве случаев у детей с умственно отсталостью преобладают живые, «низменные» страхи, такие как смерть ребенка, его родителей, угроза жизни и здоровью. Воображаемые страхи выражены в значительной степени меньше, что связанно с особенностями развития эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Дети с умственной отсталостью в большей степени воспринимают реальные страхи, которые непосредственно связаны с их жизнью, опытом. У детей с умственной отсталостью плохо развито воображение, поэтому нереальные страхи приживаются очень слабо, хотя такое вполне возможно. Если нереальный страх навязан авторитетным взрослым, то для ребенка с умственной отсталостью он может стать вполне реальным.

Во-вторых, у детей с умственной отсталостью страхи можно разделить по гендеру. У умственно отсталых девочек чаще можно заметить воображаемые страхи, чем у мальчиков. Это связанно с большей эмоциональностью и впечатлительностью девочек. В тестах они чаще, чем мальчики отмечают, что бояться привидений, скелетов, драконов. Но все их страхи связаны с каким-либо переживанием: чтение книжки, просмотр телевизора.

В-третьих, умственно отсталые дети по сравнению со своими нормально развивающимися сверстниками гораздо меньше подвержены страхам. Это связано с нарушением эмоционально-волевой сферы. Дети с умственной отсталостью мало подвержены страхам, так как у них плохо развито воображение. Они не воспринимают воображаемую угрозу, не несущую для них реальной опасности.

Также  следует отметить повышенную агрессивность умственно отсталых детей связанную с их страхами. Дети с умственной отсталостью в большей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники подвержены агрессивному состоянию.

У умственно отсталых детей нет страхов по отношению к своим родителям, так как они играют очень важную роль в их жизнеобеспечении. Родитель для умственно отсталого ребенка является непререкаемым авторитетом.

Но родители умственно отсталых детей в большинстве своем никак не помогают своим детям справиться со страхом. Они не оказывают им никакой помощи в поисках источника проблемы, считая, что страх это нормально и в скором времени он пройдет сам. Но это не так. Страхи у умственно отсатлых детей сами не исчезают, а со временем перерастают в самые настоящие фобии, которые впоследствии мешают умственно отсталым детям в социализации.

В заключение можно сказать, что хоть страхов у детей с умственной отсталостью меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников, но они являются серьезной проблемой, которую следует изучать и разрабатывать пути решения и помощи умственно отсталым детям.


Список литературы

  1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003.
  2. Коробейников И.А. Психологическая диагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1991.
  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания

В.Н. Попова,  заместитель директора по  УВРСанкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инва...

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики...

"Комплекс адаптированных диагностических материалов для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой"

Методическая разработка предназначена для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой. Представлен комплекс заданий с учетом психофизическ...

Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях:               Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики для детей с интеллектуальными нарушениями

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, по...